Заключение.
Формирование музыкальной культуры младших школьников средствами социально-культурной деятельности
Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира. На основании данных выстроена программа по формированию музыкальной культуры младших школьников. В результате объединения… Читать ещё >
Заключение. Формирование музыкальной культуры младших школьников средствами социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Музыкальное воспитание призвано воздействовать и формировать духовный мир человека, его мировоззрение, нравственность, культуру. Народные музыкальные традиции формировались в течение веков, в них отражается весь накопленный поколениями опыт художественного восприятия мира.
Исследуя процесс формирования музыкальной культуры личности детей 6−10 лет необходимо было выявить сущность музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности — это постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни, эстетические и нравственные чувства, рожденные художественным творением, «слышание» и «видение» образов и понимание их жизненной основы.
Проанализировать психологические, культурологические, социальные, философские аспекты рассмотрения ребенка как субъекта социально-культурной деятельности.
Детство представляет собой этап развития человека, предшествующий зрелости, характеризуется формированием высших психологических функций. В истории социальной практики ребенок выступает в объекте воспитания со стороны общества и по мере своего социального и психологического развития — в качестве его субъекта. Обязательно предпосылкой формирования личности является не только усвоение опыта предыдущих поколений, но и обретение им способности выйти из такого воздействия.
Выявит специфические особенности развития ребенка второго периода детства. Данный возраст характеризуется появлением первых признаков самодеятельности, огромный заряд активности, удивительной любознательности.
Приход ребенка в школу и связанный с этим новый образ жизни коренным образом меняет социальную ситуацию его развития.
С началом регулярного обучения значительные сдвиги происходят в развитии внимания, памяти. Становление более высоких форм функционирования психических процессов составляет основу развития у ребенка произвольных форм поведения, связанных развитием такого развитием такого уровня мотивации, при которых в актах поведения ребенка увеличивается вес целенаправленных побуждений. Изменение в мотивационной сфере кардинальным образом перестраивает личность ребенка. Одним из центральных преобразований личности и деятельности ребенка психологи считают рефлексию.
Все эти новообразования взаимосвязаны и в конечном итоге сводятся к возникновению нового уровня самосознания ребенка, обусловленного овладением разнообразными средствами произвольной саморегуляции. В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс личностного развития ребенка, становление его субъективных характеристик, произвольности, самосознания, самооценки, нравственной сферы.
Для выявления уровня сформированности музыкальной культуры ребенка был проведен констатирующий эксперимент. Результаты опроса 20 детей учеников второго класса показали, что 10 детей имеют низкий уровень, 5 — средний и 5 — высокий.
На основании данных выстроена программа по формированию музыкальной культуры младших школьников. В результате объединения музыки, поэзии, живописи, игровой деятельности, а также элементов театрализации стало возможным более полное восприятие музыки детьми.
Результаты контрольного исследования показали значительное повышение результатов сформированности музыкальной культуры детей экспериментальной группы. Дети расширили свое представление о биографиях композиторов, истории возникновения музыкальных инструментах, о художественно-образном выражении музыки, активно вовлекаются в различные виды музыкальной деятельности (ритмические спектакли, певческие импровизации и т. п.). Необходимо отметить также стремление детей к самостоятельной творческой, концертной деятельности.
Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, в соответствии с которой формирование музыкальной культуры младшего школьника будет успешней, если:
- — будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
- — формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный подход.