Методы и приёмы работы
Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1−4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта — на учащихся1−7 классов (в 1−4 классах по два занятия в неделю, в 5−7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3−6 детей, что дает учителю возможность работать… Читать ещё >
Методы и приёмы работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть учащиеся:
- 1. Действия идентификации, т. е установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
- 2. Действия по соотнесению предмета с эталоном.
- 3. Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
Примерная структура занятия:
- 1. Организационный момент.
- 2. Повторение (закрепление) ранее изученного.
- 3. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
- 4. Закрепление (задания на развитие потенциальных способностей ребёнка). сенсорный пальцевой моторика координация
Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида становится всё больше детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений. Однако у данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Для них характерны следующие особенности сенсорного и психомоторного развития: затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами (они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них). Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов — анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий — приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
При работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, целесообразно в начале каждого года обучения вводить пропедевтический период, длительность которого может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Большое внимание на занятиях следует уделять развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у данной категории детей в силу специфических особенностей развития их психомоторики, о которых мы говорили выше. В отличие от детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта, для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо более детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
В связи с перечисленными выше особенностями интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в группах детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений проводится педагогом исходя из особенностей развития детей.
Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1−4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта — на учащихся1−7 классов (в 1−4 классах по два занятия в неделю, в 5−7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3−6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребёнка по различным видам развивающих заданий.
При поступлении ребёнка в школу учитель-дефектолог (педагог по развитию сенсорных и психомоторных процессов) проводит первичную диагностику с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамика развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения. В данной таблице расписаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программы.
1 класс.
Тема. | К/ч. | Программное содержание. | Приёмы. | Дидактический материал. | Словарь. |
1−2. Диагностические занятия. | Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов. | ||||
3−10. Мелкая моторика. | Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки. | Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2−3 размеров. | Пуговицы разного размера, крупа гороха и фасоли. | Перебирание, сортировка. | |
Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук. | Нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке). | Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера. | Нанизывание, бусины. | ||
Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук. | Упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обуви. | Рамки с застёжками Рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки. | Расстёгивание, застёгивание Шнуровка. | ||
Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой. | Заполнение отверстий втулками. | Почтовый ящик, доски Сегена. | Отверстие. | ||
Развитие соотносящих движений. | Складывание кубиков в закрывающуюся коробку. | Коробка, кубики разной величины. | Кубик, коробка. | ||
Выработка умения бросать предметы разными способами (отработка разных типов бросков). | Бросание мелких предметов в отверстие. | Бросок, отверстие. | |||
Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук. | Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка различными видами линий. | ГФ (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для обведения контура. Образцы штриховки. | Штриховать. | ||
11−15. Форма. | Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками. | Рассматривание, запоминание и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками. | Набор геометрических тел одного цвета и размера. | Шар, кубик, крыша (призма), брус. | |
Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел. | Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрических тел. | Набор геометрических тел и соответствующих рисунков. | Шар, кубик, крыша (призма), брус. | ||
Формирование у детей сенсорных эталонов формы. | Выделение формы по словесной инструкции: «Покажи круг» Группировка предметов по форме. | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы. | Группировать, круг, квадрат, треугольник. | ||
Формирование у детей сенсорных эталонов формы. | Самостоятельное соотнесение геометрической фигуры и её контурного изображения. Действия по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его». | Набор из 10 треугольников (кругов, квадратов) одинакового цвета, но разного размера; карточка с контурным изображением соответствующих треугольников. | Контур изображения. | ||
Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия. | Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок. | Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности. | Изображение. | ||
16 — 19. Величина. | Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира. | Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словесной инструкции. | Пары предметных изображений или натуральных объектов. В каждой паре один объект отличается от другого одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина). | Величина Длина, ширина, толщина, высота. | |
Исследование и развитие восприятия размера. | Самостоятельное раскладывание предметов от большего к меньшему и наоборот. | Набор из 10 матрёшек разного размера. | Больший, меньший. | ||
Развитие умения находить заданную фигуру из множества (по признаку: размера, величины). | Сравнение фигур (изображений) по разным параметрам величины.1.Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. 2. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины. | Набор карточек: -с изображением фигур одного цвета разной величины. Карточки с изображением одной фигуры — образцы. Набор картонных кукол разной величины и одежда к ним. | Размер, величина. | ||
20. Закрепление и активизация имеющихся представлений в практической деятельности. | Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента. | Составление геометрических фигур из частей по расчленённому образцу. Составление изображений и орнаментов из геометрических фигур | Наборы геометрических фигур, разрезанных на 4 и более частей. Набор геометрических фигур, образцы картинок. | Орнамент. | |
21−23. Цвет. | Формирование у детей сенсорных эталонов цвета. | Усвоение названий сенсорных эталонов цвета.1."Какого Цвета?" 2. «Подбери чашки к блюдцам». | 1. Цветные карточки и картинки с изображением контуров предмеов. 2. Чайные чашки и блюдца разного цвета. | Названия основных цветов. | |
Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов. | Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3−4 группы. | Карточки основных цветов, контурные изображения предметов. | Названия основных цветов. | ||
Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов. | Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета». | Предметы разного цвета, цветные карточки. Карточки с изображением предметов разного цвета. | Названия основных цветов. | ||
24−26. Тактильно-двигательное восприятие. | Развитие тактильно-двигательного восприятия. | Узнавание знакомого предмета на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий. | Шершавые и гладкие таблички. «Волшебный мешочек» с ГФ разной фактуры. | Шершавый, гладкий. | |
Развитие тактильно-двигательного восприятия. | Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различение температуры предмета на ощупь; использование слов «тёплый», «холодный», «горячий». Определение температуры предмета по картинке. | Предметы, имеющие разную температуру. Изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т. д.). | Тёплый, холодный, горячий. | ||
Развитие тактильно-двигательного восприятия. | Сравнение предметов, имеющих разную массу. Использование слов «тяжелее», «легче», «такой же массы». | Предметы, имеющие различную массу. | Тяжелее, легче, такой же массы. | ||
27−28. Сслуховое восприятие. | Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. | Работа с шумовыми коробочками. | Шумовые коробочки. | Громко, тихо. | |
Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия. | Определение происхождения звуков. Игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?». | Аудиозапись с различными шумами. | Громко, тихо. | ||
29. Вкусовые ощущения. | Развитие вкусовых ощущений. | Ознакомление с основными видами вкусов. Оживление в памяти вкусов разных продуктов. | Картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов. | Кислый, сладкий, солёный, пресный. | |
30−31. Пространственная ориентация. | Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Формирование ориентировки в окружающем пространстве. | Игра: «Весёлые человечки» «Найди спрятанный предмет». | Картинки с изображением весёлых человечков в разных позах. | Слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу. | |
32−33. Временные представления. | Формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели. | «В какое время суток это бывает?» «Неделька». | Сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности детей и взрослых в разное время суток. | Сутки, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра. | |
34−35 Диагностические занятия. |