Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методы и приёмы работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1−4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта — на учащихся1−7 классов (в 1−4 классах по два занятия в неделю, в 5−7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3−6 детей, что дает учителю возможность работать… Читать ещё >

Методы и приёмы работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть учащиеся:

  • 1. Действия идентификации, т. е установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
  • 2. Действия по соотнесению предмета с эталоном.
  • 3. Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Примерная структура занятия:

  • 1. Организационный момент.
  • 2. Повторение (закрепление) ранее изученного.
  • 3. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
  • 4. Закрепление (задания на развитие потенциальных способностей ребёнка). сенсорный пальцевой моторика координация

Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида становится всё больше детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений. Однако у данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Для них характерны следующие особенности сенсорного и психомоторного развития: затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами (они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них). Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов — анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий — приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

При работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, целесообразно в начале каждого года обучения вводить пропедевтический период, длительность которого может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Большое внимание на занятиях следует уделять развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у данной категории детей в силу специфических особенностей развития их психомоторики, о которых мы говорили выше. В отличие от детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта, для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо более детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

В связи с перечисленными выше особенностями интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в группах детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений проводится педагогом исходя из особенностей развития детей.

Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1−4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта — на учащихся1−7 классов (в 1−4 классах по два занятия в неделю, в 5−7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3−6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребёнка по различным видам развивающих заданий.

При поступлении ребёнка в школу учитель-дефектолог (педагог по развитию сенсорных и психомоторных процессов) проводит первичную диагностику с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамика развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения. В данной таблице расписаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программы.

1 класс.

Тема.

К/ч.

Программное содержание.

Приёмы.

Дидактический материал.

Словарь.

1−2.

Диагностические занятия.

Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов.

3−10.

Мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки.

Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2−3 размеров.

Пуговицы разного размера, крупа гороха и фасоли.

Перебирание, сортировка.

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук.

Нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке).

Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера.

Нанизывание, бусины.

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук.

Упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обуви.

Рамки с застёжками Рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки.

Расстёгивание, застёгивание Шнуровка.

Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой.

Заполнение отверстий втулками.

Почтовый ящик, доски Сегена.

Отверстие.

Развитие соотносящих движений.

Складывание кубиков в закрывающуюся коробку.

Коробка, кубики разной величины.

Кубик, коробка.

Выработка умения бросать предметы разными способами (отработка разных типов бросков).

Бросание мелких предметов в отверстие.

Бросок, отверстие.

Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук.

Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка различными видами линий.

ГФ (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для обведения контура. Образцы штриховки.

Штриховать.

11−15. Форма.

Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками.

Рассматривание, запоминание и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками.

Набор геометрических тел одного цвета и размера.

Шар, кубик, крыша (призма), брус.

Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел.

Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрических тел.

Набор геометрических тел и соответствующих рисунков.

Шар, кубик, крыша (призма), брус.

Формирование у детей сенсорных эталонов формы.

Выделение формы по словесной инструкции: «Покажи круг» Группировка предметов по форме.

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы.

Группировать, круг, квадрат, треугольник.

Формирование у детей сенсорных эталонов формы.

Самостоятельное соотнесение геометрической фигуры и её контурного изображения. Действия по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его».

Набор из 10 треугольников (кругов, квадратов) одинакового цвета, но разного размера; карточка с контурным изображением соответствующих треугольников.

Контур изображения.

Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия.

Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок.

Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности.

Изображение.

16 — 19. Величина.

Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира.

Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словесной инструкции.

Пары предметных изображений или натуральных объектов. В каждой паре один объект отличается от другого одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина).

Величина Длина, ширина, толщина, высота.

Исследование и развитие восприятия размера.

Самостоятельное раскладывание предметов от большего к меньшему и наоборот.

Набор из 10 матрёшек разного размера.

Больший, меньший.

Развитие умения находить заданную фигуру из множества (по признаку: размера, величины).

Сравнение фигур (изображений) по разным параметрам величины.1.Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. 2. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины.

Набор карточек: -с изображением фигур одного цвета разной величины. Карточки с изображением одной фигуры — образцы. Набор картонных кукол разной величины и одежда к ним.

Размер, величина.

20. Закрепление и активизация имеющихся представлений в практической деятельности.

Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента.

Составление геометрических фигур из частей по расчленённому образцу. Составление изображений и орнаментов из геометрических фигур

Наборы геометрических фигур, разрезанных на 4 и более частей. Набор геометрических фигур, образцы картинок.

Орнамент.

21−23. Цвет.

Формирование у детей сенсорных эталонов цвета.

Усвоение названий сенсорных эталонов цвета.1."Какого Цвета?" 2. «Подбери чашки к блюдцам».

1. Цветные карточки и картинки с изображением контуров предмеов. 2. Чайные чашки и блюдца разного цвета.

Названия основных цветов.

Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3−4 группы.

Карточки основных цветов, контурные изображения предметов.

Названия основных цветов.

Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов.

Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета».

Предметы разного цвета, цветные карточки. Карточки с изображением предметов разного цвета.

Названия основных цветов.

24−26. Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Узнавание знакомого предмета на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий.

Шершавые и гладкие таблички. «Волшебный мешочек» с ГФ разной фактуры.

Шершавый, гладкий.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различение температуры предмета на ощупь; использование слов «тёплый», «холодный», «горячий». Определение температуры предмета по картинке.

Предметы, имеющие разную температуру. Изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т. д.).

Тёплый, холодный, горячий.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Сравнение предметов, имеющих разную массу. Использование слов «тяжелее», «легче», «такой же массы».

Предметы, имеющие различную массу.

Тяжелее, легче, такой же массы.

27−28. Сслуховое восприятие.

Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Работа с шумовыми коробочками.

Шумовые коробочки.

Громко, тихо.

Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия.

Определение происхождения звуков. Игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?».

Аудиозапись с различными шумами.

Громко, тихо.

29. Вкусовые ощущения.

Развитие вкусовых ощущений.

Ознакомление с основными видами вкусов. Оживление в памяти вкусов разных продуктов.

Картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов.

Кислый, сладкий, солёный, пресный.

30−31. Пространственная ориентация.

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Формирование ориентировки в окружающем пространстве.

Игра: «Весёлые человечки» «Найди спрятанный предмет».

Картинки с изображением весёлых человечков в разных позах.

Слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу.

32−33. Временные представления.

Формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели.

«В какое время суток это бывает?» «Неделька».

Сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности детей и взрослых в разное время суток.

Сутки, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра.

34−35 Диагностические занятия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой