Учебно-дидактические игры в рамках современного урока английского языка
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня… Читать ещё >
Учебно-дидактические игры в рамках современного урока английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Основной целью обучения иностранному языку учащихся современной средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Дидактические игры часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и своей развлекательной формы, помогают расширить кругозор учащихся, более успешно развить их навыки владения родным и иностранным языком. Игра — один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели — игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделировать условия окружающей действительности, а с другой — методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Необходимо учитывать так же возраст школьников; чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, — это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие — важные психологические составляющие игры. Игры, даже самые простые, чем-то сродни работе ученого. В том и другом случае сначала привлекает загадка, трудность, которую нужно преодолеть, радость открытия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Назначение дидактических игр — развитие познавательных процессов у школьников и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач — уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием. К организации игр для детей предъявляются определенные требования:
- 1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- 2. Игра должна быть доступной, цель игры — достижимой, а оформление — красочным, разнообразным.
- 3. Обязательный элемент каждой игры — эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение.
- 4. В играх есть момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся, завоевание победы, выигрыш — сильный мотив, побуждающий к деятельности.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа — предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами.
II группа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.
Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении — не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом Игры путешествия, например, совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, письма, собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей — это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, разгадывать, а главное — знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непроизвольно, играя. обучение дидактический игра познавательный.
IV группа игр — технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.
V группа игр — игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, их склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Компьютер в наше время незаменимая вещь. Так, например, он помогает в учебе. Очень удобно, когда под рукой есть такой помощник, ведь мы, не выходя из дома, можем напечатать рефераты, доклады, одним словом, все что нужно. Использование информационных (компьютерных) технологий кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Создание и использование мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках и во внеклассной работе является эффективным способом обучения, помогающим ученику осознавать себя как активного субъекта познания, испытывать радость победы и успеха в личностно-значимой для него деятельности. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Игровые задания с использованием современных информационных технологий помогают в развитии информационных ОУУН (умение работать с информацией, «сворачивать и разворачивать» ее), коммуникативных ОУУН (умение работать в паре, группе, грамотная речь). Использование мультимедийных презентаций позволяет выполнять разнообразные задания для отработки навыков аудирования, При помощи данного задания можно отработать обычные разговорные фразы диалогов или определенную грамматическую форму. При этом учащиеся учатся воспринимать не только речь учителя, но и речь своих одноклассников и носителей языка. При помощи слайдов можно тренировать слова по теме, работать с текстами, вводить и отрабатывать лексику, проверять полученные знания. В старших класса подобрать слова и их определения на английском языке Элементы игры в тестовых заданиях значительно повышают их результативность, т.к. побуждают учащихся к выполнению заданий, снимают негативное эмоциональное напряжение. К 6 классу учащиеся уже имеют навыки работы с Microsoft Office Power Point, поэтому, чтобы сделать эту игру более интересной, они могут сами составить задания для своих одноклассников.
Цель применения технологии игровых форм обучения — развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. Учебно-дидактические игры на уроках английского языка являются эффективным средством активизации познавательных процессов у учащихся. Современные информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их склонностей. Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных технологий помогают в формировании учебных умений и навыков, а также повышают уровень обучаемости детей. Задания для отработки речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма), языковых и социокультурных компетенций в игровой форме с использованием современных информационных технологий (мультимедийные проекты, слайд-шоу, интерактивная доска) дают учителю возможность выступать в роли организатора и координатора учебного процесса. Учащиеся не получают знаний в готовом виде, а должны приобретать их значительную часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решении проблемных ситуаций. Это помогает развить их мыслительные способности, интерес к учебной работе, самостоятельность.
- 1. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии № 6, 1990.
- 2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
- 3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. — М., 1999.
- 4. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок. Народное образование № 8, 2005.
- 5. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, № 5, 1997