Толерантность к нереалистическому опыту
М. А. Холодная отмечает, что рефлективных школьников отличает большая выраженность вербального контроля за своим поведением, в частности, они более успешно используют речь для саморегуляции. Кроме того, именно рефлективные школьники демонстрируют наиболее высокий уровень эго-контроля в виде способности сдерживать свои эмоциональные реакции, подавлять поведенческую спонтанность и тому подобное… Читать ещё >
Толерантность к нереалистическому опыту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Толерантные лица воспринимают мир таким, каков он есть в действительности. Их познавательные впечатления строятся в соответствии с объективными характеристиками происходящего и их познавательные образы «открыты» любой необычной информации. Нетолерантные люди склонны формулировать свои познавательные впечатления в терминах «обычного», «ожидаемого», сопротивляясь тому опыту, в котором действительность (в виде понятийных или сенсорных данных) противоречит их наличным знаниям. В данном случае закрытость характера восприятия действительности выступает как психологическая защита, искажая индивидуальную картину события в направлении ее сближения с привычным, личностно значимым опытом.
Фактически, проявление данного когнитивного стиля свидетельствует о способности воспринимать внешнее воздействие таким, каким оно является на самом деле, и, по-видимому, характеризует особенности организации индивидуального понятийного опыта, а также сформированность одного их компонентов метакогнитивного опыта — открытой познавательной позиции.
Импульсивность /рефлективность
Большинство авторов видят различия между импульсивностью и рефлективностью в характере построения образа ситуации с точки зрения объема и тщательности анализа информации, которая собирается для принятия решения. Испытуемые, проявляющие рефлекторный когнитивный стиль, чаще и дольше рассматривают рисунок — эталон (в методике оценки глазодвигательной активности) и все альтернативные стимулы. Рефлективные лица затрачивают больше времени не столько на оценку своих гипотез, сколько на сбор информации в процессе построения ментальной репрезентации ситуации.
М. А. Холодная отмечает, что рефлективных школьников отличает большая выраженность вербального контроля за своим поведением, в частности, они более успешно используют речь для саморегуляции. Кроме того, именно рефлективные школьники демонстрируют наиболее высокий уровень эго-контроля в виде способности сдерживать свои эмоциональные реакции, подавлять поведенческую спонтанность и тому подобное. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на меру выраженности импульсивности/рефлективности, является степень сформированности понятийных структур.
В исследованиях Н. В. Азарова оценивался с помощью специального опросника уровень произвольного контроля за собственными действиями. Полюс «управляемости» (сравнительно с полюсом «импульсивности») оказался связанным с более высокими показателями вербального интеллекта, а также с доминированием левого полушария, являющимся ведущим в сознательной регуляции импульсивных тенденций [Азаров, 1982].
Ч. Носал также полагал, что критерием контроля на полюсе рефлективности является целостная понятийно дифференцированная модель ситуации, тогда как на полюсе импульсивности решение строится индуктивным путем с использованием стратегии проб и ошибок [Nosal, 1990].
Таким образом, рефлективность связана с другими когнитивными параметрами. Чем выше уровень сформированности понятийных структур и богаче понятийный опыт, тем в большей мере интеллектуальное поведение сдвигается на полюс рефлективности.