Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок — это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок — это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок — основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих… Читать ещё >

Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные концепции изучения иностранных языков подвергаются частым изменениям. Популярный грамматико-переводческий метод уже в послевоенные годы был побежден аудиолингвистической концепцией, в которой основное внимание было направлено на формирование языковых навыков. В настоящее время главная роль в обучении отводится не столько преподавателю, сколько учащемуся, а именно его развитой мотивации, вместе с умением организовать собственную работу. Это возможно лишь при использовании различных средств активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из таких средств активизации обучения иностранному языку является использование педагогических игр. Для современного образования игровая форма обучения важна, прежде всего, тем, что она может быть использована как эффективное средство активизации учебного процесса.

Преимущества людей, обладающих навыками адекватного интерпретирования, бесспорны. Следовательно, встает вопрос об их массовом развитии — без таких навыков человек не способен воспринять самые здравые идеи, адекватно доносить до собеседника свою мысль и адекватно, то есть так, как и есть на самом деле, понимать другого, входить в диалог с взаимопониманием, искать пути к согласию и конструктивному взаимодействию. Это важнейшая социальная и педагогическая задача, впрямую связанная с качеством жизни и менталитетом будущих поколений. Надо сказать, что первые, причем обнадеживающие шаги в этом направлении уже предприняты: созданы учебные программы и учебные пособия, значительное внимание в которых уделяется именно развитию коммуникативных навыков [8 с. 18].

Современные же стратегии обучения направлены прежде всего на сообщение информации, которую следует запомнить, запомнить и еще раз запомнить. И когда целый урок (четверть, семестр, учебный год) надо не понимать — только запоминать — остается лишь сетовать на то, что у значительной части современных детей и молодежи потребность в познании, чтении и прочих интеллектуально-духовных формах досуга остается неразвитой и модифицируется в тягу к потребительству и эгоистическим удовольствиям. При этом учебные программы продолжают усложняться, а объем информации, которую требуется запомнить, растет. Программы обучения русскому языку в школе, например, вызывают удивление, поскольку в некоторых своих частях достигают вузовских высот. В итоге, однако, мы имеем то, что имеем. Достаточно заглянуть на сайты в Интернете, где наши современники общаются друг с другом, используя «великий и могучий». Достаточно посмотреть школьные сочинения. Уровень грамотности, вернее, безграмотности, потрясает! Невольно вспоминаешь свои школьные годы, когда за три ошибки в сочинении ставили тройку, но, тем не менее, полкласса были хорошистами и отличниками. И дело не только в уровне грамотности — привычные для становящейся личности способы познания (качество менталитета), как свидетельствуют исследовательские данные, взаимосвязаны со степенью ее духовности, содержанием и эмоциональной окрашенностью «картин мира». [17, с. 32].

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского языка. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Для младшего школьного возраста (6−10 лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения. Готовность ребенка к школе определяется его владением достаточным объемом знаний из области повседневного общения, культура и поведение, умением сотрудничества, желанием учиться. Эти качества формируются в семье, в преддошкольные годы, и от уровня их сформированности в значительной мере зависят вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения. [9, с. 38].

Исследователи отмечают ряд трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники: новый режим жизни, необходимость систематически трудиться для владения знаниями, принятия авторитета учителя.

Многие методисты считают раннее начало занятий по иностранному языку предпочтительно для достижения базового уровня овладения коммуникативными навыками.

Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок — это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок — это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым» [27]. «Урок — основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Урок, будучи самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса, является звеном в цепи уроков, где решаются наряду с тактическими задачами, задачи стратегического плана» [27]. При тщательном изучении проблемы оказывается, что любое из этих определений вполне оправдано, т.к. такое сложное явление, как урок, может быть рассмотрено с любой точки зрения — содержательной, структурной, функциональной, организационной и т. д.

Урок рассматривается:

  • 1) как организационная форма обучения,
  • 2) как отрезок учебного процесса,
  • 3) как сложная динамическая структура,
  • 4) как сложная управляемая система,
  • 5) как система дидактических задач, поэтапно ведущая учеников к усвоению,
  • 6) как логическая единица темы, раздела и т. п. [23].

Но на деле оказывается, что любое из этих определений вполне оправдано: все дело в ракурсе рассмотрения. Такое сложнейшее явление, как урок, может быть рассмотрено с любой точки зрения — содержательной, структурной, функциональной, организационной и т. п. [23].

«В каждом уроке… отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета; реализуются общие и непосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержания, методы» [9]. Это значит, что в уроке фиксируются, синтезируются в особый сплав закономерности обучения, познанные педагогической наукой и сформулированные в определенные принципы и понятия.

В этом смысле урок можно рассматривать как единицу учебного процесса, в понимании «единицы» Л. С. Выготским, т. е. как такую «часть» целого, которая обладает всеми его основными свойствами. Это определение не отменяет, а, наоборот, предполагает, что, будучи единицей учебного процесса, урок является сложным управляемым динамичным комплексом учебных задач, ведущим учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях [23]. Если урок как единица учебного процесса должен обладать основными свойствами данного процесса, то очевидно следующее: все, что будет происходить с уроком и на уроке, качество урока и его эффективность будут зависеть от того, насколько качественна и эффективна та научная концепция, которая положена в основу всей системы обучения. Именно общие принципиальные положения служат теми стратегическими линиями, которые позволяют решать частные тактические задачи каждого урока. Следовательно, основа для построения урока — это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эта совокупность называется методическим содержанием урока [23].

Новые социально-экономические условия развития общества в России, процессы глобализации экономики, интеграции в различных сферах жизни делают востребованным изучение ИЯ как средство межкультурного, делового и личностного общения. В связи с этим современная школа, а также процессы проведения ИЯ переживают этап своего качественного преобразования и обновления. В современной отечественной методической науке все более чаще употребляется термин «языковое образование», которое имеет многоаспектный характер и «предполагает рассмотрение образования в области ИЯ как ценность, процесс, результат и систему» [8].

Ярко выраженная потребность общества в качественном языковом образовании находит поддержку и на государственном уровне. В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью в новой 12-летней школе будет четырех летнее начальное образование, перед которым ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития второго класса. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение ИЯ со второго по четвертый классы в начальной школе при 2 часах в неделю. В основной школе (5−10 классы) на изучение ИЯ выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени (11−12 классы) предусмотрено два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю) [8.76].

По словам В. С. Шуплецовой, урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого другого учебного предмета, является ведущим средством обучения, поскольку только в стенах школы и прежде всего на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения [37]. Совершенно естественно, что уроки иностранного языка качественно отличаются от уроков по другим школьным дисциплинам, они имеют свои особенности, выступающие из специфики самого предмета.

Первая специфическая особенность предмета иностранного языка состоит в том, что целью и содержанием уроков иностранного языка является обучение речевой деятельности (межкультурной коммуникации).Уроки иностранного языка отличаются от уроков всех других предметов, в том числе и от уроков родного языка, важнейшей задачей которых является осознание используемых способов выражения мыслей и осмысливание системы языка. На уроках же иностранного языка усвоение теоретических сведений занимает подчиненное и более чем скромное место, а основное их содержание и цель составляет формирование навыков и умений речевой деятельности.

Вторая особенность уроков иностранного языка заключается в комплексном характере всей работы по обучению иностранному языку.

Комплексность уроков иностранного языка вытекает не только из специфики самого содержания предмета «иностранный язык», но и из психологических закономерностей усвоения чужой речи. Прививая учащимся навыки и умения устной речи и чтения, учитель старается одновременно обеспечить им усвоение языкового материала. Все элементы языкового материала — фонетические, лексические и грамматические — взаимосвязаны во фразе и в речи. Поэтому работа над определенным аспектом языка неразрывно связана с работой над другими аспектами.

Взаимосвязаны и все виды речевой деятельности, устная речь облегчает процесс чтения и понимания текста, а самостоятельное чтение (про себя и вслух) влияет на обогащение и развитие устной речи учащихся.

Таким образом, суть комплексности уроков иностранного языка состоит в том, что между элементами фонетики, лексики, грамматики и орфографии, с одной стороны, и видами речевой деятельности с другой, имеется постоянная связь и взаимосвязь, которые проявляются независимо от конкретных задач каждого урока в отдельности [37].

Обе указанные особенности уроков иностранного языка определяют их содержание и организацию.

Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:

  • 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
  • 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
  • 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
  • 4. Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей [2].

Воспитательные требования к уроку:

  • 1. Постановка воспитательных задач урока.
  • 2. Формирование у учащихся высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
  • 3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения умениями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
  • 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
  • 5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей [2].

Организационные требования к уроку:

  • 1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
  • 2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
  • 3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении [2].

Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Устная форма включает владение пониманием звучащей речи на слух — аудированием и выражением своих мыслей на иностранном языке — говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пониманием печатного текста — чтением и использованием графической системы для выражения мыслей — письма. [18 с. 34].

Аудирование, говорение, чтение и письмо — это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах [10.43].

Таким образом, специфика урока иностранного языка заключается в характере всей деятельности на уроке, и в специфике самого предмета иностранного языка.

Приведенные выше данные исследований, проливающих свет на особенности понимания и взаимопонимания между людьми, нашими современниками, актуализируют необходимость новых, дополнительных аспектов при разработке стратегий современного обучения и развития личности. Прежде всего, обучение языку, как родному, так и иностранному, должно происходить одновременно с обучением пониманию. Когда человек адекватно понимает тексты, с которыми встречается в книге, устном сообщении, на телеили киноэкране и т. д., возникает устойчивый интерес, поскольку момент постижения смысла — это озарение, творчество, дарящее особое, ни с чем не сравнимое интеллектуальное удовольствие, превращающее индивида — в личность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой