Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические аспекты обеспечения качества дошкольного образования посредством организации мониторинга образовательной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие — оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде… Читать ещё >

Теоретические аспекты обеспечения качества дошкольного образования посредством организации мониторинга образовательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормативные и методологические подходы обеспечения качества дошкольного образования

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими). ДОУ несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определённых его уставом; реализацию не в полном объёме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

Закон Российской Федерации «Об Образовании» как основной документ отечественной системы образования.

Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Все эти нормативные документы обеспечивают полноценное и комплексное образовательное решение проблем дошкольников в процессе обучения и воспитания, что сказывается на качественном предоставлении образовательных услуг детям дошкольного возраста.

Все перечисленные документы отвечают и являются основой для разработки образовательных программ, основой для разработки дополнительных муниципальных законодательных актов и положений.

В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:

  • — научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в различных системах управления (иерархической или демократической) существует свой подход;
  • — процессный, согласно которого управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль.
  • — системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Использование системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:
    • 1) структурности;
    • 2) реализации целостной совокупности функций управления;
    • 3) иерархической организации управления качеством;
    • 4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности.
  • — ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;
  • — программно-целевой подход — один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей.

Изучению различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, которые характеризуют не столько саму научную теорию, сколько определяют поведенческое самоопределение самого ученого или субъекта, отвечающего за качество:

  • — Анархический, в основе которого лежит убеждение о бесполезности введения стандартов и субъективности определения критериев качества. На взгляд автора, данный поход не является научным.
  • — Подход управления качеством по результату может быть эффективным только в условиях иерархической системы организации. Данный подход восстанавливает традицию советской педагогики на единообразие, с небольшой коррекцией и осовремениванием самих критериев качества .
  • — Технологический подход характеризуется наличием ряда целей образования и способов их достижения, и эффективен в условиях демократического управления и рынка образовательных услуг. Предполагается, что стандарты и критерии качества должны разрабатываться применительно к конкретной технологии. При реализации данного подхода может возникнуть ситуация, когда каждая образовательная организация будет иметь свой стандарт качества, что обусловит трудности в проведении инспектирования, лицензирования и аккредитации данной образовательной организации из-за отсутствия унифицированных стандартов качества.
  • — Методологический (рефлексивный) подход предполагает мобильность и реагирование на изменение целей образования и условий их реализации, а также, удержание ценностных и прагматичных рамок. Он не исключает стандартизацию и унификацию как способ упорядочения деятельности. Однако приоритетным является не столько сама технология, сколько сохранение принципов гуманизации, гуманитаризации, демократизации образования. То есть, критерии качества отрабатываются, исходя из аксиологии и культуры, а не их средств и результатов образования. Может «срабатывать» в условиях демократического управления образованием для элитарных педагогик.

На сегодняшний день стандартизация и сертификация системы качества необходимы.

Таким образом, развитие управления качеством образования на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. Управление качеством образования, возникшее в ответ на объективную потребность человечества в получении высококачественного образования, ориентируется в наши дни на достаточное качество жизни. Управление, обеспечение и улучшение качества, рассматриваемые как стратегия развития производительных сил и производственных отношений, ориентированные не только на выживание, но и на процветание общества, предприятия и каждого человека, неотделимы от общей системы управления. В этой связи, подход, рассматривающий развитие общего управления качеством в образовании, во взаимосвязи с развитием общего менеджмента, на взгляд автора, наиболее удачен.

Многие исследователи считают, что внедрить TQM в образовательную среду представляет определенные трудности. Активные теоретические дискуссии идут по вопросам принципиальной возможности и целесообразности перенесения методов управления бизнесом в образование. В этом плане обсуждаются общие и отличительные черты бизнеса и образования: их цели, методы, средства, понятия качества, средства измерения качества и др.

Утверждается, что философия качества — это не шаблон, который можно перенести из одной системы к другой. Однако философия может быть универсальна, но система решений для достижения качества при этом может существенно отличаться.

Выживание образовательной организации в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, от того, имеет ли она собственную стратегию, а также от возможности и способности данной организации в последовательной реализации этой стратегии на практике с помощью проведения конкретных мероприятий. Нестабильность и неустойчивость на рынке образовательных услуг, а также возрастающая сложность управления в рыночных условиях, актуализируют для образовательных организаций задачу изучения и внедрения системы управления качеством.

Багаутдинова Н.Г. подчеркивает, что в современных условиях образовательные организации работают в среде повышенной конкурентной борьбы, и те из них, кто будет использовать принципы TQM, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована непосредственно на потребителей услуг и те основные факторы, которые они оценивают:

  • — понимание потребностей общества и его требований;
  • — надежность;
  • — восприимчивость;
  • — конкурентоспособность;
  • — доступность;
  • — вежливость;
  • — общение (коммуникация);
  • — авторитет;
  • — безопасность.

В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках. Качество — это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.

Модель системы управления качеством можно представить в виде трех блоков:

  • — подсистема управленческих подходов, используемых для решения конкретных задач, ориентированных на качественное изменение какого-либо образовательного фактора;
  • — подсистема теоретико-методологических оснований, представленных на уровнях общенаучном, стратегическом, практико-ориентированном, конкретно-научном и факторном;
  • — подсистема ценностной сущности компонентов и факторов образования различной природы (духовность, мотивация, компетентность и т. д.).

Создание системы управления качеством требует последовательного решения следующих задач:

  • — определение и концептуализацию целей в области качества образования;
  • — выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;
  • — установление базового комплекса процессов как открытой модели;
  • — разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного учреждения;
  • — осуществление документального оформления системы менеджмента качества;
  • -осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.

Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.

Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие — оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу. Таким образом, качественная продукция образовательной организации (ВУЗа, образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования и др.) не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний студентов. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т. д.

Резюмируя сказанное, отметим, что развитие научной базы, теоретического и методологического обоснования подходов к управлению качеством образования, построение системы управления качеством подготовки специалистов в образовательных организациях обеспечат качество обучения и качество образования. Настоящая социально-экономическая ситуация и развитие рыночных взаимоотношений, господствующих во всех сферах жизнедеятельности человека, актуализируют вопрос о необходимости преобразований в управленческой деятельности на уровне самих образовательных организаций, входящих в целостную систему учебных заведений нашей страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой