Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить уровень опосредствованной памяти Перед началом обследования обучающимся была дана установка: «Сейчас я буду называть разные слова и словосочетания, и после этого делать паузу. Во время этой паузы вы должны на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайтесь рисунки или записи делать как… Читать ещё >
Экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы и методики исследования памяти старших дошкольников
Для изучения памяти старших дошкольников было проведено исследование. Исследование проводилось на базе ДУУ № 129 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 20 детей старшей группы.
Целью исследования является выявление уровня развития памяти у старших дошкольников.
Для реализации цели выделяются следующие задачи:
- 1. провести психологическую диагностику памяти у старших дошкольников.
- 2. описать анализ результатов исследования.
Психологическая диагностика памяти старших дошкольников включает в себя:
- 1. Наблюдение психолога.
- 2. Исследование памяти старших дошкольников с помощью психодиагностических методик:
ѕ Изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания П. И. Зинченко.
ѕ Пиктограммы. А. Р. Лурия.
ѕ Опосредованное запоминание А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.
Методика № 1. Изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания П. И. Зинченко.
Для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте была использована методика из серии опытов П. И. Зинченко. Было приготовлено 6 карточек размером 7,5×10 см с изображением часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма (Приложение А). Подготовлена карта 63×30 см, разделенная на 24 клетки размером 7,5×10 см.
Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась карта, ему объясняли, обращаясь по имени:
Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте.
Ребенку по одной показывают карточки. Время экспозиции — 1 секунда. После каждого предъявления давали возможность найти такое же изображение на карте.
Обработка результатов исследования свелась к следующим подсчётам. За верный ответ, т. е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом — 3 балла. В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла. В том случае, если ребенок показал изображение схожее лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл. За неверный ответ, т. е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна — 0 баллов. Результаты экспериментатор заносил в протокол.
Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 15 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти; при результате в 16 баллов и до 20 баллов у ребёнка — средний уровень памяти; при результате в 21 балл и выше у ребёнка — высокий уровень памяти.
Методика № 2. Пиктограммы. А. Р. Лурия.
Цель: выявить уровень опосредствованной памяти Перед началом обследования обучающимся была дана установка: «Сейчас я буду называть разные слова и словосочетания, и после этого делать паузу. Во время этой паузы вы должны на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много» .
Детям последовательно одно за другим зачитывались следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения детям каждого слова или словосочетания сделана пауза на 20 сек. В это время дети изображали на данном им листах бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволило бы им вспомнить нужные слова и выражения.
Как только эксперимент закончился, учащиеся, пользуясь сделанными рисунками или записями, вспоминали те слова и выражения, которые были зачитаны.
Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высоко развитая опосредованная слуховая память.
- 8−9 баллов — высоко развитая опосредованная слуховая память.
- 4−7 баллов — средне развитая опосредованная слуховая память.
- 0−3 балла — низко развитая опосредованная слуховая память.
Методика № 3. «Опосредованное запоминание» А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.
Цель: исследование логической памяти.
А.Н. Леонтьевым было разработано несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу проведения. Для детей от семи до десяти лет рекомендуется третья серия. Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов.
Набор карточек.
Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.
Слова для запоминания.
Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.
Перед детьми были прикреплены к доске рядами все тридцать карточек серии в любом порядке. Затем была дана детям инструкция: «Сейчас вам нужно будет запомнить слова. Я буду говорить слово, а вы, чтобы было легче запомнить, будете выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет вам вспомнить это слово. Слова, которые я буду вам говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет вам напомнить это слово» .
На выбор картинки дается до 1 минуты. Через час показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово.
Оценка результатов:
Высокий уровень — запомнил более 10 слов.
Средний среднего — запомнил 3 — 6 слов.
Низкий уровень — запомнил 0 — 2 слова.
Выводы об уровне развития памяти старших дошкольников определялись исходя результатов за все методики, методом их анализа.
Таким образом, диагностическое исследование памяти старших дошкольников планировало проведение нескольких методик:
- 1. Изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания П. И. Зинченко.
- 2. Пиктограммы. А. Р. Лурия.
- 3. Опосредованное запоминание А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.