Введение.
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
База исследования. Базой исследования была выбрана школа № 148. В исследовании принимали участие учащиеся двух параллельных 2-х классов, получившие результаты по итогам батареи тестов для изучения творческого мышления. Исследование проводилось нами на базе МОУ СОШ № 148 г. Самары. В исследовании принимали участие младшие школьники вторых классов. Выборка составила 47 человек: 2 учителя, 27… Читать ещё >
Введение. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В. Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А. Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И. П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В. Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).
Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы нашего методологического аппарата:
Объект нашего исследования: творческие способности учащихся.
Предмет исследования: особенности формирования творческих способностей в учебном процессе.
Цель исследования: формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
- — изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
- — определить сущность творческих способностей;
- — обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;
- — изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;
- — провести эксперимент;
- — разработать методику формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: Применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности.
Для решения исследовательских задач был использован комплекс различных методов:
Организационные: анализ и обобщение литературы, определение экспериментальной группы;
Эмпирические — наблюдение, тестирование (диагностика креативности творческого мышления Е. Е. Туник; классический вариант теста творческого мышления Е. П. Торренса; опросник для учителей Д. Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник);
Методы математической обработки данных: количественный и качественный анализ данных (корреляционные анализ, описательная статистика, расчет критерия Манна-Уитни).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опросник креативности Д. Джонсона, батарея тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник), а также классическая методика П. Торренса, интервьюирование.
База исследования. Базой исследования была выбрана школа № 148. В исследовании принимали участие учащиеся двух параллельных 2-х классов, получившие результаты по итогам батареи тестов для изучения творческого мышления. Исследование проводилось нами на базе МОУ СОШ № 148 г. Самары. В исследовании принимали участие младшие школьники вторых классов. Выборка составила 47 человек: 2 учителя, 27 мальчиков и 18 девочек.