Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формы и методы развития речи на уроках русого языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока — опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского… Читать ещё >

Формы и методы развития речи на уроках русого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика методов развития языка

Прежде всего отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности — письмом, говорением, чтением и слушанием. Традиционных для урока русского языка методов и приемов, а также упражнений уже недостаточно, если считать работу по развитию речи системой. Дело в том, что обучение только лишь навыкам связной речи не исчерпывает всего многообразия задач в этой области, поскольку обычно оно сводится лишь к порождению высказываний (текстов). При этом нельзя игнорировать задачи обогащения лексического запаса и грамматического строя речи учащихся, работу над культурой речи (обучение нормам языка), которая должна тоже целенаправленно вестись на специальных «речевых» уроках. Таким образом, цели уроков развития языка по сравнению с традиционным уроком русского языка значительно расширяются. К ним относятся:

  • — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
  • -обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
  • — совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т. е. процессов порождения и восприятия речи, на всех уровнях языка — фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом; выработка основных качеств «хорошей» речи.

На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока — опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.

Урок развития речи во многом сродни уроку словесности. Однако есть и различия: курс практической словесности направлен «на овладение как языком, так и литературой, в большей мере даже литературой». Поскольку на гаком уроке «работа строится по преимуществу на текстах изучаемых в школе художественных произведений, то результатом ее оказывается творческое прочтение программных литературных произведений, глубокое осмысление их формы, а через форму — содержания». Между тем на уроках развития речи ведется работа не только над текстом, не только над восприятием речи — здесь учениками создаются собственные высказывания в разных формах. Кроме того, на уроке развития речи осуществляется целенаправленная, систематическая, не «аспектная» работа над обогащением словаря и грамматического строя речи учеников, а также акцентируется внимание на воспитании культуры речи, культуры общения. Таким образом, задачи уроков развития речи шире, чем уроков словесности, поскольку охватывают более широкий крут проблем. Урок развития речи выполняет более демократичную функцию — обучение, воспитание и развитие учащихся осуществляется здесь не только и не столько за счет углубленного проникновения в лингвистические и литературоведческие закономерности текста (что характерно для классов с углубленным изучением предмета), а за счет разнообразной речевой деятельности учащихся. Тем самым решаются насущные проблемы массовой школы.

Кратко охарактеризуем особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи (УРР) заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдается развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приемах обучения.

Основные цели уроков развития речи:

  • — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
  • — формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • — обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • — развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • — развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
  • — знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

Способ усвоения знаний на уроках развития речи — не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский. Новое знание открывается учеником самостоятельно, в процессе наблюдений за речью (образцовыми текстами), Наблюдение формирует общеучебные умения анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления. Направление развития речемыслительной деятельности ребенка — это восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основу для этого составляет система обобщенных речеведческих понятий (по В. В. Давыдову). Учащиеся выполняют не воспроизводящую, а преобразующую деятельность на уроке.

В основе содержания обучения на уроках развития речи лежит система речеведческих понятий — система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах.

Введение

в содержание урока практических и познавательных речевых задач — еще одна характерная черта УРР. Упражнения представляют собою познавательные вопросы, которые подводят учащихся к теме занятия. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой