Изучение опыта работы учебных заведений — инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь
Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой идёт прирост… Читать ещё >
Изучение опыта работы учебных заведений — инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Название инновационных получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приверженность к инновационному процессу задекларировали руководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобразований.
Для формирования критерия инновационности учебного заведения вспомним, что.
- Ш нововведения могут не только улучшать течение и результаты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;
- Ш объявить об инновации совсем не означает получить положительный эффект;
- Ш инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания;
- Ш педагогическую систему нельзя одновременно улучшать по нескольким параметрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновременно ухудшая другой, — нужны ли они?
- Ш только инновации по существу, а не по названию или по форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педагогического труда.
Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше существенных признаков нововведений формируется вполне определённый критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:
- Ш учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчинённых ему принципах классической педагогики;
- Ш педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;
- Ш организация учебно-воспитательного процесса не ведёт к перегрузкам школьников и педагогов;
- Ш повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счёт селекции обучаемых или педагогов, а за счёт использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы;
- Ш продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем [10, С.210].
Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой идёт прирост продуктивности за счёт селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внутренних резервов, т. е. действительных инноваций.
Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастности подчеркнём крайние проявления [Приложение Л].
Ценным справочником по вопросу внедрения новых образовательных технологий в нашей стране является книга Г. Н. Петровского «Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор» (Мн.: НИО, 2000).
Перейдём теперь к более подробному обзору широкой географии экспериментальных площадок учебных заведений Министерства образования Республики Беларусь, которая, надо признать, достаточно широка. Остановимся на образовательных технологиях, активно использовались или проходили экспериментальную проверку в учебных заведениях республики, а также тех технологиях, которые могли бы эффективно использоваться в учебных заведениях.