Деятельность ресурсного центра по охране здоровья одаренных детей
Целью деятельности Ресурсного центра является выявление и систематизация опыта реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях города Арзамаса и района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности. Деятельность Ресурсного центра направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения здоровья учащихся через… Читать ещё >
Деятельность ресурсного центра по охране здоровья одаренных детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В статье проведен анализ работы ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, организованного на базе средней школы. Полученные показатели физического развития и состояния здоровья учащихся школы подтверждают, что условия обучения школьников, в том числе одаренных детей, соответствуют их возможностям и потребностям, способствуя тем самым гармоничному развитию, сохранению и укреплению их здоровья.
Ключевые слова: заболеваемость, здоровье, здоровьесбережение, одаренные дети, ресурсный центр, физическое развитие, школьники.
Abstract
The article analyzes the work of a resource center activities health saving preventive orientation, organized on the basis of high school. These indicators of physical development and health of school students suggest that student learning conditions, including gifted children, consistent with their capabilities and needs, thus contributing to the harmonious development, the preservation and strengthening of their health.
Keywords: a resource center, disease, gifted children, health, health saving, physical development, schoolchildren.
Школьный возраст — это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи («Наша новая школа», 2010). Общеобразовательное учреждение, т. е. школа, является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет — наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся [1,2].
В последние годы сформирован пакет нормативных документов, определяющих направление их реализации в области здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющих обязательный характер для всех образовательных учреждений. К таким документам в первую очередь относятся Федеральные государственные образовательные стандарты, предписывающие каждому учреждению образования иметь отдельную программу по организации здоровьесберегающей деятельности. В новых Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. 2821−10) регламентированы условия и организация сохранения и укрепления здоровья обучаемых и воспитанников, которые также актуализируют активацию здоровьесберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. В приказе Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 представлены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, в которые разъясняются направления и содержание здоровьесберегающей деятельности. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в действие с 01.09.2013, ориентирует образовательные организации на внедрение инновационных форм и методов здоровьесбережения, в частности предлагается организация сетевого взаимодействия в образовательной среде в целях скорейшей реализации идей модернизации образования.
Одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века является формирование системы поддержки и сопровождения одаренных детей, что указывается в многочисленных нормативно-правовых документах.
Согласно гл. 1. ст. 5. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорт".
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи».
Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012;2017 годы» (от 01.06.2012 г. № 761) в качестве одной из основных задач названо «Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей».
В указанных нормативных документах устанавливаются важнейшие стратегические приоритеты развития современной образовательной политики, базирующиеся на представлении о школе как одном из наиболее мощных инструментов социализации личности. В школе создаются все необходимые условия, обеспечивающие успешную адаптацию подрастающего поколения в обществе. В таком случае наиболее важной оказывается проблема создания эффективного управленческого механизма реализации здоровьесберегающей деятельности, т.к. конечным итогом ее непосредственной реализации будет позитивная динамика уровня здоровья обучающихся и принципиальное изменение их мировоззрения, ориентированного на ценностное отношение к здоровью. В перспективе новые установки на здоровый образ жизни будут колоссальный социальный эффект не только в повышении уровня физиологического здоровья школьников, но и существенного обновления социального климата в образовательных учреждениях, выражающегося прежде всего в снижении показателей употребления школьниками психоактивных веществ [3,4].
В Нижегородской области ведется регулярное слежение за физическим развитием и здоровьем детей и подростков. Результаты многих исследований подтверждают снижение качества здоровья и отличие уровня физического развития сельских школьников от городских, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных, бытовых и физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др. [5,6,7].
Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Предлагается новая технология — создание школ-ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников.
Целью деятельности Ресурсного центра является выявление и систематизация опыта реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях города Арзамаса и района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности. Деятельность Ресурсного центра направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обеспечения здоровья учащихся через проведение педагогических конференций, мастер-классов и других видов деятельности, организацию сетевого взаимодействия педагогических работников, направленного на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку по вопросам здоровьесбережения в образовании, организацию смотров, конкурсов, акций по вопросам здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и формирования навыков здорового образа жизни участников образовательного процесса [4,8].
На базе МБОУ СОШ № 16 проводятся круглые столы для заместителей директоров и учителей предметников; семинары для работников образования по направлению «Здоровьесберегающая деятельность»; обучающие семинары для студентов; методические объединения учителей; городские квест-игры для школьников; спортивные праздники, фестивали, акции и школьные конкурсы. Главная цель мероприятий — выявление и обобщение позитивного опыта работы по здоровьесбережению, формирование мотивации педагогов на эффективную работу по здоровьесбережению, формирование педагогического сообщества заинтересованных педагогов, готовых к взаимодействию в рамках сетевого сообщества, повышение мотивации школьников к ведению ЗОЖ.
Задача создания здоровьесохранной среды в школе решалась в ходе реализации проекта «Экодом». При принятии решений рассматривались варианты, которые бы наилучшим образом способствовали сохранению здоровья детей. За время реализации проекта в начальных классах школы установлены конторки для организации учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы, в кабинете химии установлена эргономическая новая мебель (стулья регулируются в трех плоскостях), на занятиях реализуются БОС-технологии, ведется работа по профилактике плоскостопия.
В школе ведется целенаправленная работа по созданию необходимых условий для развития одаренности детей и подростков с условием сохранения и укрепления здоровья.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, физические, музыкальные, литературные и другие способности и дарования; имеют активную познавательную потребность, высокие стремления к совершенствованию и развитию способностей и талантов; испытывают радость от добывания знаний, умственного, интеллектуального, творческого, физического труда.
Условно выделяют следующие категории одаренности:
- 1) с необыкновенно высокими интеллектуальными, музыкальными, художественными и прочими способностями;
- 2) с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки;
- 3) дети с ярко выраженными творческими способностями к искусству, спорту, лидерству и др.
- 4) не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий, в которую включены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном процессе (индивидуальные и групповые занятия, факультативы, клубы, предметные кружки, конкурсы;
участие в олимпиадах и др. [9].
На обеспечение процессов развития образовательного учреждения направлена инновационная и опытно-экспериментальная работа педагогов. В МБОУ СОШ № 16 в инновационной деятельности на 2-х экспериментальных площадках ГОУ ДПО «НИРО» участвует 15 учителей, 2 заместителя директора, педагог дополнительного образования (54% педагогического состава учреждения).
Важной характеристикой состояния здоровья являются показатели и темп физического развития. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание [5,10,11,12].
Гармоничное сочетание показателей физического развития (длины, массы тела и окружности грудной клетки) характеризует его нормальное формирование. Процессы роста и развития являются наиболее информативными критериями здоровья детского населения и требуют систематического наблюдения, в т. ч. в сфере социально-гигиенического мониторинга [2,13,14].
Используя центильный метод для оценки тотальных показателей физического развития (длины и массы тела, окружности грудной клетки) можно охарактеризовать физическое развитие как гармоничное (при разнице между показателями не более одного центильного интервала), как умеренно-дисгармоничное (при разнице в два центильных интервала), как дисгармоничное (при разнице в три центильных интервала) [6,7,15].
С 2011 г по 2015 г 939 школьников СОШ № 16 (508 мальчиков и 431 девочек) прошли обследование в Центре Здоровья для детей г. Арзамас. Итоговые результаты оценки физического развития представлены в табл.1.
Таблица 1. Распределение школьников по гармоничности физического развития, %.
Группы физического развития. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2011/15 гг. | |
гармоничное развитие. | 45,5. | 51,7. | 51,0. | 47,7. | 50,3. | 53,4. | |
умеренно-дисгармоничное. | 22,0. | 22,6. | 28,8. | 30,3. | 25,7. | 25,1. | |
дисгармоничное развитие: | |||||||
недостаточная масса тела. | 0,8. | 1,9. | 1,4. | 1,5. | 1,9. | 1,6. | |
избыточная масса тела. | 14,4. | 9,4. | 8,2. | 6,8. | 10,7. | 9,3. | |
высокая длина тела и недостаточная масса тела. | 6,8. | 6,9. | 5,2. | 9,2. | 8,2. | 5,0. | |
узкая грудная клетка. | 3,0. | 5,0. | 0,5. | ; | 0,5. | 1,6. | |
высокая длина тела. | 3,0. | ; | 1,9. | 1,5. | 2,7. | 2,2. | |
низкая длина тела. | 2,8. | 1,9. | 1,5. | 1,5. | ; | 1,3. | |
широкая грудная клетка. | 1,7. | 0,6. | 1,5. | 1,5. | ; | 0,5. | |
В результате внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы за исследуемый период произошло увеличение численности школьников с гармоничным и умеренно-дисгармоничным физическим развитием и, соответственно, уменьшилась доля детей с дисгармоничным развитием, что характеризует деятельность Ресурсного центра с положительной стороны.
Для изучения темпа физического развития провели оценку показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки по методу Р. Н. Дороховой и И. И. Бахрах. Сумма баллов центильных интервалов оценивалась: до 10 баллов — микросоматический тип, до 15 баллов — мезосоматический тип, 16−21 балл — макросоматический тип. В результате расчетов были получены следующие результаты (рис.1): здоровьесберегающий школа физический.
- — среди группы обследованных 66,7% школьников (61,6% мальчиков и 71,1% девочек) относятся к мезосоматическому соматотипу, т. е. их темп физического развития соответствует возрастно-половым нормативам;
- — детей-микросоматиков, т. е. с низкими показателями основных антропометрических величин и замедлением физического развития выявлено 7,8% (8,7% мальчиков и 6,9% девочек);
- — 25,9% детей составляют группу с ускорением физического развития (29,7% мальчиков и 22,1% девочек).
Рис. 1. Распределение школьников по темпу физического развития
В группах детей с крайними вариантами физического развития (с опережением и с отставанием) большинство составляют мальчики.
При изучении динамики заболеваемости школьников выявили, что за время функционирования Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности увеличилось количество детей, не имеющих хронических заболеваний (табл.2). Самыми распространенными в течение этого периода оказались болезни опорно-двигательного аппарата, глаз и сердца с тенденцией ежегодного снижения численности школьников с указанными заболеваниями. Отмечается незначительное увеличение распространенности эндокринных заболеваний, стоматологических и болезней дыхательной системы (простудных заболеваний).
Таблица 2. Динамика заболеваемости школьников, %.
группа заболеваемости. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Офтальмология. | 38,9. | 45,3. | 54,6. | 36,0. | 44,4. | |
Ортопедия. | 65,5. | 58,6. | 56,3. | 50,8. | 38,2. | |
Кардиология. | 29,3. | 30,6. | 43,1. | 28,0. | 23,6. | |
Физ.развитие. | 14,8. | 14,0. | 10,3. | 9,8. | 10,6. | |
Эндокринология. | 14,4. | 16,6. | 11,8. | 17,4. | 16,9. | |
Психиатрия. | 3,3. | 2,8. | 4,0. | 3,5. | 3,0. | |
Стоматология. | 24,4. | 35,4. | 14,4. | 21,1. | 29,6. | |
Аллергология. | 3,6. | 2,2. | 3,0. | 3,6. | 3,0. | |
Невропатология. | 14,2. | 24,4. | 15,0. | 8,8. | 13,4. | |
Гастроэнтерология. | 6,3. | 1,8. | 8,1. | 2,1. | 2,1. | |
Пульмонология. | 3,5. | 6,2. | 5,1. | 3,7. | 4,5. | |
Не выявлено. | 21,2. | 30,4. | 28,7. | 30,4. | 31,7. | |
По сравнению с динамикой заболеваемости за период 2011/15 гг. среди учащихся других школ г. Арзамаса среди школьников СОШ № 16 отмечается снижение болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но по-прежнему остаются распространенными нарушения зрения, что актуализирует усиление профилактической работы в этом направлении здоровьесберегающей деятельности (табл.3).
Таблица 3. Сравнительная характеристика динамики заболеваемости учащихся школ г. Арзамаса.
Офтальмология. | Ортопедия. | Кардиология. | Гастроэнтерология. | |||
2011 год. | СОШ № 1. | 41,9. | 61,1. | 45,8. | 19,1. | |
СОШ № 2. | 35,7. | 54,3. | 45,7. | 10,8. | ||
СОШ № 3. | 40,2. | 60,4. | 37,1. | 11,3. | ||
СОШ № 6. | 34,9. | 42,6. | 44,9. | 13,5. | ||
СОШ № 7. | 34,9. | 80,1. | 37,9. | 13,8. | ||
СОШ № 10. | 26,8. | 76,8. | 35,8. | 7,5. | ||
СОШ № 12. | 43,6. | 55,7. | 40,2. | 11,2. | ||
СОШ № 14. | 41,7. | 67,7. | 32,4. | 14,8. | ||
СОШ № 16. |
| 65,5 (5 место). | 29,3 (11 место). | 6,3 (11 место). | ||
лицей. | 44,3. | 73,0. | 47,8. | 19,1. | ||
гимназия. | 44,8. | 43,5. | 34,0. | 14,9. | ||
2013 год. | СОШ № 1. | 62,8. | 51,8. | 42,0. | 13,5. | |
СОШ № 2. | 37,3. | 46,8. | 42,4. | 8,5. | ||
СОШ № 3. | 54,4. | 53,3. | 50,0. | 15,1. | ||
СОШ № 6. | 35,4. | 48,3. | 37,8. | 9,5. | ||
СОШ № 7. | 53,4. | 72,4. | 43,1. | 8,6. | ||
СОШ № 10. | 42,9. | 53,7. | 38,3. | 5,1. | ||
СОШ № 12. | 44,9. | 50,0. | 46,6. | 8,5. | ||
СОШ № 14. | 40,6. | 33,3. | 30,6. | 11,1. | ||
СОШ № 16. | 54,6 (3 место). | 56,3 (2 место). | 43,1 (6 место). | 8,1 (10 место). | ||
лицей. | 64,5. | 56,6. | 53,1. | 8,6. | ||
гимназия. | 57,4. | 50,5. | 62,9. | 14,4. | ||
2015 год. | СОШ № 1. | 54,6. | 50,3. | 37,3. | 12,6. | |
СОШ № 2. | 45,8. | 46,8. | 32,6. | 11,1. | ||
СОШ № 3. | 41,4. | 38,9. | 50,5. | 1,3. | ||
СОШ № 6. | 33,6. | 34,5. | 30,5. | 3,8. | ||
СОШ № 7. | 41,9. | 49,5. | 33,6. | 4,0. | ||
СОШ № 10. | 31,1. | 34,1. | 20,5. | 3,1. | ||
СОШ № 12. | 44,7. | 49,0. | 35,4. | 10,7. | ||
СОШ № 14. | 46,5. | 39,1. | 21,1. | 5,2. | ||
СОШ № 16. | 44,4 (5 место). | 38,2 (7 место). | 23,6 (9 место). | 2,1 (10 место). | ||
лицей. | 30,3. | 38,7. | 34,2. | 8,3. | ||
гимназия. | 48,4. | 46,6. | 43,1. | 12,8. | ||
Влияние внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс на здоровье школьников проанализировали с учетом распределения учащихся на две группы: 1 группа — школьники, обучающиеся в классах с применением технологий здоровьесбережения; 2 группа — школьники из обычных классов (табл.4).
В 1 группе школьников выявлено на 9,6% больше детей с гармоничным и умеренно-дисгармоничным развитием и, соответственно, меньше мальчиков и девочек с дисгармоничным развитием. Анализ распространенности заболеваемости среди школьников свидетельствует о некотором преобладании численности детей в обычных классах, но, тем не менее, среди обучающихся с использованием инновационных технологий здоровьесбережения отмечается несколько большая доля детей с нарушением зрения (на 4,2%), болезнями сердца (на 0,8%), зубов (на 3,2%) и обмена веществ (на 3,7%).
Таблица 4. Распределение школьников по гармоничности физического развития и распространенности заболеваемости в зависимости от условий обучения, %.
группа физического развития. | все школьники. | 1 группа. | 2 группа. | |
гармоничное развитие. | 50,3. | 29,1. | 21,2. | |
умеренно-дисгармоничное. | 37,7. | 19,7. | 18,0. | |
дисгармоничное развитие: | ||||
недостаточная масса тела. | 1,9. | 1,5. | 0,4. | |
избыточная масса тела. | 8,7. | 3,1. | 5,6. | |
высокая длина тела и недостаточная масса тела. | 8,2. | 4,1. | 4,1. | |
узкая грудная клетка. | 0,5. | 0,5. | ; | |
высокая длина тела. | 2,7. | 0,7. | 2,0. | |
группа заболеваемости. | все школьники. | 1 группа. | 2 группа. | |
Офтальмология. | 44,4. | 24,3. | 20,1. | |
Ортопедия. | 38,2. | 9,1. | 29,1. | |
Кардиология. | 23,6. | 12,2. | 11,4. | |
Физ.развитие. | 10,6. | 1,7. | 8,9. | |
Эндокринология. | 16,9. | 9,8. | 7,1. | |
Психиатрия. | 3,0. | ; | 3,0. | |
Стоматология. | 29,6. | 16,4. | 13,2. | |
Аллергология. | 3,0. | 0,4. | 2,6. | |
Невропатология. | 13,4. | 3,1. | 10,3. | |
Гастроэнтерология. | 2,1. | 0,4. | 1,7. | |
Пульмонология. | 4,5. | 0,4. | 4,1. | |
Не выявлено. | 31,7. | 20,7. | 11,0. | |
Выводы
Изучение антропометрических показателей физического развития и распространенности заболеваемости учащихся школы, на базе которой расположен Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности показало, что большинство школьников имеют морфологический статус, соответствующий возрастно-половым нормативам, а условия обучения школьников, в том числе одаренных детей, соответствуют их возможностям и потребностям, способствуя тем самым гармоничному развитию, сохранению и укреплению их здоровья.
Полученные результаты исследования могут являться основой для разработки практических рекомендаций для образовательных учреждений по внедрению оздоровительных программ, направленных на повышение адаптационного потенциала одаренных детей к учебным нагрузкам и неблагоприятным факторам окружающей среды.
Выявленные при профилактических медицинских осмотрах отклонения в уровне физического развития могут скрывать в себе различного рода заболевания, поэтому своевременное выявление отклонений в физическом развитии и их коррекция повышают уровень здоровья детей.
Ресурсный центр — образовательное учреждение, достигшее позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования, обладающее ресурсами (интеллектуальными, информационно-методическими, кадровыми и др.), в деятельности которого накоплен качественный опыт в области здоровьесбережения для его диссеминации в практику других образовательных учреждений г. Арзамаса и района.
Библиографический список
- 1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.: МГПИ, 2008. — 222 с.
- 2. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / Леонов А. В., Поздеева Т. В., Кузьмичев Ю. Г., Матвеева Н. А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С.14−17.
- 3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2006. — 220 с.
- 4. Любова Е. В., Шестерина И. Е., Завьялова И. Н. Инновационная деятельность по здоровьесбережению в условиях современного образовательного процесса // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред.И. В. Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. — Нижний Новгород — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. — С.742−747.
- 5. Леонов А. В., Матвеев Н. А., Кузмичев Ю. Г. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода // Российский педиатрический журнал. 2005. № 3. С. 10.
- 6. Михайлова С. В. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях: автореферат дис. … кандидата биологических наук: 03.03.01 / н. (Приволж.) федер. ун-т. Казань, 2014.
- 7. Кузмичев Ю. Г. Комплексная оценка физического развития школьников. Арзамас, 2012.
- 8. Положение о Ресурсном центре здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности МБОУ СОШ № 16. — Арзамас, 2015.
- 9. Любова Е. В., Михайлова С. В., Опарина С. А. Принципы здоровьесберегающей работы с одаренными детьми //Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч.1. — Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.208−210.
- 10. Якубова И. Ш., Кузмичев Ю. Г., Поляшова А. С. Антропометрические индексы как критерий оценки пищевого статуса детей // Вопросы детской диетологии. 2003. Т. 1. № 4. С. 5−8.
- 11. Аникина Т. А., Крылова А. В. Изменение показателей гемодинамики у школьников разного уровня половой зрелости в течение учебного года // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3(1). — С.76−80.
- 12. Зайнеев М. М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Казань, 2009.
- 13. Матвеева Н. А., Леонов А. В., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. Эколого-гигиенические проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников // Нижегородский медицинский журнал. 2005. № 1. С. 136.
- 14. Зайнеев М. М., Зиятдинова Н. И., Мартьянов О. П., Зефиров Т. Л. Особенности влияния динамической и статической физической нагрузки на дыхательную систему младших школьниц. Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93. № 6. С. 870−874.
- 15. Матвеева И. А., Кузьмичев Ю. Г., Усанова Е. Н. Оценка длины и массы тела школьников с помощью центильных шкал и номограмм // Гигиена и санитария. 1983. № 10. С. 70.