Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальное исследование по изучению особенностей личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сергей Ф. 05.01.05 г. р. — ОНР-III уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: грипп, ветряная оспа. Семейное положение: проживает вместе с матерью и сожителем матери. В коррекционный детский сад поступил в возрасте 3 года 4 месяца. Сергей веселый и скромный мальчик, часто пытается выйти на контакт с окружающими его людьми, но проблемы с речью не дают… Читать ещё >

Экспериментальное исследование по изучению особенностей личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы констатирующего эксперимента

Цель исследования: изучение личностного развития детей 5−6 летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

  • 1. Изучение наиболее характерных особенностей личности дошкольников с ОНР.
  • 2. Выявление и анализ факторов, влияющих на формирование личности ребенка с ОНР в условиях целенаправленного позитивного психологического воздействия.
  • 3. Определение основных направлений и содержания психологической помощи дошкольникам с ОНР в условиях коррекционного детского сада.

Исследование проводилось на базе коррекционного детского сада № 17 г. Ишимбая «Ландыш» .

Группу составили дети старшего дошкольного возраста (5−6) лет с диагнозом, установленным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) «ОНР I, II и III уровня» (10 детей).

Список детей:

Юля Л.

Ирина И.

Наташа А.

Надя К.

Костя П.

Дмитрий М.

Регина И.

Сергей Ф.

Артем К.

Лида К.

Данные о распределении детей экспериментальной группы по полу и по уровням речевого развития представлены в таблице 1.

Таблица 1 Распределение детей по полу и уровню речевого развития

Пол детей.

Количество детей в зависимости от уровня речевого развития.

ОНР-I.

ОНР-II.

ОНРII-III.

ОНР-III.

М.

;

Д.

Всего.

Методы констатирующего эксперимента

  • 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам формирования психики детей с речевыми нарушениями;
  • 2. Анализ психолого-педагогической документации;
  • 3. Наблюдение за детьми и их родителями;
  • 4. Констатирующий эксперимент;
  • 5. Статистическая обработка данных;
  • 6. Изучение продуктов деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • 7. Сравнительный анализ результатов.

На основании наблюдения и бесед с подростками, учителями, родителями была составлена клинико-психолого-педагогическая характеристика.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика:

  • 1. Юля Л. 11.12.04 г. р. — ОНР-II уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: грипп, ОРВИ. Семейное положение: проживает с матерью, отцом и дедушкой. В коррекционный детский сад поступила в возрасте 2 года восемь месяцев. Юля скромная и тихая девочка. Любимое занятие дома — играть на компьютере и смотреть мультфильмы. В детском саде из всех занятий предпочитает рисование, любит лепить из пластилина. Со сверстниками не конфликтует.
  • 2. Наташа А. 01.02.05 г. р. — ОНР-II-IIIвозрасте 2,5 года. Семейное положение: проживает с родителями, бабушкой и дедушкой. В коррекционный детский сад поступила в возрасте 3 года один месяц. Наташа очень любознательная, активная, подвижная. Физическая активность очень высокая. Контроль за воспитанием в полной мере осуществляет вся семья. Со сверстниками не конфликтует.
  • 3. Костя П. 03.12.04 г. р. — ОНРI уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: ОРЗ, дисбактериоз. Имеется миопия средней степени. Семейное положение: проживает с отцом, матерью и младшей сестрой. В коррекционный детский сад поступил в возрасте два года десять месяцев. Костя подвижный, активный, эмоциональный мальчик. Большой проблемой является поведение мальчика, не слушается воспитателей, отнимает игрушки у сверстников, замечены случаи физической агрессии по отношению к сверстникам. Рекомендуются индивидуальные занятия с психологом по снижению агрессивного поведения.
  • 4. Регина И. 08.09.04 г. р. — ОНР-II-III уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: ОРВИ, грипп сотрясение головного мозга. Семейное положение: проживает вместе с матерью, отцом и младшим братом. В коррекционный детский сад поступила в возрасте 3,5 года. Регина уравновешенная, веселая, внимательная, но скрытая девочка. Склонна ко лжи и воровству. В группе Регина имеет друзей и подруг, хотя и часто с ними ссориться. Отношения в семье доброжелательные.
  • 5. Артем К. 03.04.05 г. р. — ОНР-II уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: отит, перелом первого пальца левой руки в возрасте два года четыре месяца. Семейное положение: проживает с мамой, папой и младшей сестрой. В коррекционный детский сад поступил в возрасте три года. Артем уважает и любит родителей и сестру, взаимоотношения в семье доброжелательные.
  • 6. Ирина И. 28.01.05 г. р. — ОНР-III уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: ОРВИ. Семейное положение: проживает вместе с бабушкой и дедушкой. В коррекционный детский сад поступила в возрасте 3 года три месяца. Ирина активная, общительная девочка, хорошо работает на занятиях. Взаимоотношения в семье хорошие и доброжелательные; Ирина очень любит своих бабушку и дедушку, но очень скучает по матери. Мать лишили родительских прав в связи с аморальным образом жизни. Отношения со сверстниками в целом хорошие, но иногда с ними конфликтует.
  • 7. Надя К. 04.02.05 г. р. — ОНР-I уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: ОРЗ, бронхит. Семейное положение: проживает вместе с матерью и отцом. Взаимоотношения в семье доброжелательные. В коррекционный детский сад поступила в возрасте два года 11 месяцев. Надя активная, но нервная и вспыльчивая девочка. Часто ведет себя агрессивно и враждебно по отношению к сверстникам и воспитателям. Рекомендуются индивидуальные занятия с психологом по снижению агрессивного поведения.
  • 8. Дима М. 30.12.04 г. р. — ОНР-II уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: дисбактериоз, ОРВИ. Семейное положение: проживает с матерью. В коррекционный детский сад поступил в возрасте 3,5 года. Мальчик подвижный, активный, эмоционально-неуравновешенный, агрессивный, вспыльчивый, в поступках непредсказуемый. Отношения в семье доброжелательные.
  • 9. Сергей Ф. 05.01.05 г. р. — ОНР-III уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: грипп, ветряная оспа. Семейное положение: проживает вместе с матерью и сожителем матери. В коррекционный детский сад поступил в возрасте 3 года 4 месяца. Сергей веселый и скромный мальчик, часто пытается выйти на контакт с окружающими его людьми, но проблемы с речью не дают этого сделать в полной мере, из-за чего у Сергея как реакция на непонимание появляется агрессия. Рекомендуются дополнительные занятия с психологом и логопедом.
  • 10. Лида К. 08.02.05 г. р. — ОНР-I уровня. Физическое здоровье хорошее. Перенесенные заболевания до 3-летнего возраста: ОРЗ, дизентерия. Семейное положение: проживает вместе с матерью и отцом. В коррекционный детский сад поступила в возрасте трех лет. Лида активная и подвижная девочка. Очень общительная, активно использует невербальные средства общения, чтобы обратить на себя внимание. Рекомендуется дополнительные занятия с логопедом.

Описание использованных в исследовании психодиагностических методик и условия их проведения:

Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич (1947)

Методика предназначена для диагностики личностных особенностей детей и взрослых, выявления личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений, потребностей.

Инструкция к методике: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Я хочу посмотреть, насколько у вас развито воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится.

Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования и просят придумать животному название, предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно по следующим вопросам:

  • · Как его зовут? * Чем оно питается?
  • · Где живет? Какое оно? * Что любит делать больше всего
  • · А чего больше всего не любит? * С кем оно живет?
  • · Есть у него друзья? Кто они? * А враги у него есть? Кто?

Так как в методике мы затрагиваем сознаваемый аспект проявления агрессивности, то в рисунках можно получить эмоционально-бессознательный ответ на интересующие нас вопросы.

При анализе рисунков мы сравнивали образы и в зависимости от того, присутствуют ли элементы агрессии в рисунках и в названии животных мы делали вывод об агрессивности, свойственной испытуемому. Математическая обработка результатов измерений осуществлялась на основе анализа статистических параметров и факторного анализа.

Для рисования необходим большой лист бумаги. При рисовании расположение листа вертикальное. Желательно пользоваться карандашом средней мягкости, для детей дошкольного возраста — цветными карандашами.

«Несуществующее животное» — одна из наиболее популярных рисуночных методик, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности. Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи.

Проективная методика изучения личности «Дом — дерево — человек» (ДДЧ) Дж. Бака (1948)

Инструкция к методике: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».

Методика позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Слова дом, дерево, человек знакомы каждому, при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своё представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, ластик.

На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.

Качественный анализ рисунков проводится с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль окрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению.

При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

В настоящее время методика ДДЧ имеет широкое распространение в психодиагностическом обследовании детей. Результаты ДДЧ должны быть подвергнуты качественно-количественному анализу.

Проективная методика изучения личности «Моя семья» Р. Бернса (1972)

Инструкция к методике: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять детям, что такое «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.

Для выполнения данного теста используются листы белой бумаги и цветные карандаши. Обследование детей может быть групповым и индивидуальным. После выполнения заданий дети отвечают на наводящие вопросы по рисунку для получения дополнительной информации:

  • — Кто это?
  • — Им весело или грустно?
  • — Кто из нарисованных здесь самый счастливый? Несчастный? Почему?

Целью данного теста является выявление признаков общения и особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.

Рисуночная методика «Моя семья» доступна и удобна в применении группового обследования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Методика дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи, так как в рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает выразить словами.

Тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга; детский вариант

Инструкция к методике: «Посмотри внимательно на картинку. Здесь дети нарисованы в разных сложных ситуациях. Взрослые, видимо, их ругают или что-то требуют от них, а ребенок что-то им должен ответить. Как ты думаешь, что говорит ребенок в данной ситуации?».

Изображенные на 15 рисунках ситуации могут быть разделены на две группы:

  • 1. Ситуации — препятствия. Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо сбивает с толку, фрустрирует любым прямым образом персонаж, находящийся на рисунке нарисованный справа.
  • 2. Ситуации — обвинения. В этих случаях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо, или его привлекают к ответственности.

В основании теста Розенцвейга как проективной методики лежит предположение о том, что испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем на картинке и проецирует в ответе свои собственные потребности и установки поведения. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Методика адекватна с 5 до 10 лет.

Данные теста Розенцвейга в сочетании с результатами изучения других психологических характеристик могут служить одним из показателей благополучного, или, напротив, неблагополучного развития личности. Поэтому результаты теста Розенцвейга представляют интерес не только в плане диагностическом, но и как основание для проведения психокоррекционной и развивающей работы.

Параметрами констатирующего эксперимента явились агрессивность; тревожность; стремление к лидерству; заниженная самооценка; трудности в общении.

Критериями количественного и качественного анализа результатов констатирующего эксперимента явилась таблица 2, выполненная на основании анализа литературы, посвященной использованию проективных методик изучения личности (Р.Ф.Беляускайте, 1987; Л. Ф. Бурлачук, 2000; А. Л. Венгер, 2002; и др.). Для удобства обработки нами были введены числовые показатели, позволяющие дать качественно-количественную оценку результатов выполнения проективных методик.

Таблица 2.

Параметры.

Баллы.

Уровни.

Агрессивность;

Тревожность.

2 балла.

Высокий уровень. Наличие большинства признаков.

Заниженная самооценка;

Стремление к лидерству;

1 балл.

Средний уровень. Присутствие некоторых признаков.

Трудности в общении.

0 баллов.

Низкий уровень. Отсутствие признаков, либо незначительные признаки.

Если показатель отсутствует, во всех случаях ставится нуль, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла, в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста.

При интерпретации тестов необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой