Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стимулировать желание овладеть новыми средствами и способами изобразительной деятельности, экспериментировать с изобразительными материалами. Описание методики исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе совместной, поддерживать заинтересованность конкретными… Читать ещё >

Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описание методики исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Карточка изучения:

Дата наблюдения: 10. 09. 2008.

Город Лида, детский сад № 8, группа «Фантазёры», 3 человека.

Тема наблюдения:

Цель: изучить творческие способности детей в изобразительной деятельности по следующим показателям:

  • 1) быстрота воображения;
  • 2) необычность, оригинальность образов изображения;
  • 3) богатство фантазии, глубина и детализированность изображённых образов;
  • 4) красочность образов.

Проведение методики «Кляксография» на начальном этапе формирующего эксперимента

Детям даётся следующая инструкция: «На листе бумаги при помощи клякс нарисуйте сказочный сюжет и опишите. Кляксы мы с вами рисовали на наших занятиях. Проявите свою фантазию и творчество» .

Сюжет сказки дети придумывают самостоятельно.

Таблица 2.1. Результаты исследования творческих способностей в изображении придуманного сюжета сказки.

Имя ребёнка.

Возраст ребёнка.

Сюжет рисунка.

Хромина Лида.

5 лет 6 месяцев.

Тучки летают по небу, а королева — солнце за ними наблюдает.

Смоляк Вика.

5 лет 7 месяцев.

Кикимора и баба-яга летят на бал. Они красиво оделись, у них короны.

Громов Валентин.

5 лет 2 месяца.

Кот и его друг собака собрались в сказочную страну.

Таблица 2.2.

Хромина Лида.

Смоляк Вика.

Громов Валентин.

1) быстрота воображения.

_.

_.

_.

2) необычность, оригинальность, красочность образов рисунка.

_.

;

3) богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

_.

;

4) техника выполнения рисунка.

_.

;

Хромина Лида нарисовала тучки — данный элемент кляксографии является самым лёгким, долго не могла придумать сюжет, рисунок не красочный, использованы только коричневая и чёрная краска. Техника выполнения рисунка на достаточно низком уровне: образы нарисованы неаккуратно, расположены в левом углу.

Смоляк Вика придумала интересные образы, она рассказала, что читала сказку про баб-ёжек и это произведение ей и подсказало сюжет. Однако рисунок неаккуратный, образы персонажей недетализированны. Громов Валентин рисунок нарисовал красочно, аккуратно, однако герои не сказочные и сюжет мальчик не придумал.

Таким образом, сказочные персонажи изображены только у одного ребёнка из трёх.

Итак, необычность, оригинальность, красочность образов рисунка выявлена только у одного ребёнка; богатство фантазии, глубина и детализированность образов — также только у одного ребёнка (33,3%).

Задачи экспериментального исследования по развитию творческих способностей средствами изобразительной деятельности:

  • — развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе совместной, поддерживать заинтересованность конкретными ее видами;
  • — содействовать углублению эмоционального сопереживания воспринятому, дифференцированному отношению к произведениям изобразительного искусства и видам изобразительной деятельности;
  • — содействовать дальнейшему развитию художественного восприятия;
  • — развивать изобразительные способности и одаренность дошкольников;
  • — развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства;
  • — содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне;
  • — формировать представления о многообразии средств создания;
  • — стимулировать и поддерживать стремление и попытки детей выразить себя, собственное отношение к окружающему миру средствами изобразительной деятельности; продолжать развивать интерес к самостоятельному воплощению творческого замысла;
  • — стимулировать желание овладеть новыми средствами и способами изобразительной деятельности, экспериментировать с изобразительными материалами [14, с. 196−197].

Учитывая вышеперечисленные формы и методы работы по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста была составлена и в течение месяца проведена коррекционная работа по развитию у детей творческих способностей:

  • 1. Занятие по рисованию с использованием нетрадиционных технологий (см.: Приложение 1).
  • 2. Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии. Рисование тестом «Парусник и лодка» .
  • 3. Путешествие в страну Рисовандию.
  • 4. Занятие по рисованию «Чудесная книга» (красками).
  • 5. Занятие по изобразительной деятельности «Волшебная страна — подводное царство» (см.: Приложение 2, 3, 4, 5, 6).
  • 6. Игры «Дорисуй», «Чего на свете не бывает» .

При проведении игры «Дорисуй» воспитатель предлагает ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил [4, с. 60−61].

Игра «Чего на свете не бывает» направлена на развитие воображения, творческого мышления. Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал. Игра пройдет веселее, если вы тоже примете участие в рисовании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой