Сформированность графических навыков как одно из важных условий успешной учебной деятельности
Обращается на важность формирования осознанного зрительно — двигательного образа буквы. Это представление о целостном, законченном движении руки, при возобновлении буквы на бумаге, которое реализовывается на основе зрительного представления. Знания поочередности начертания двигательных элементов. Эти элементы представляют собой законченные отрезки движения руки. Необходимо обратить внимание… Читать ещё >
Сформированность графических навыков как одно из важных условий успешной учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «графический навык» и этапы формирования графического навыка письма младших школьников.
Согласно словарным определениям, слово «графика» произошло от греческого слова, что означает «пишу», «рисую». Графикой также является особый раздел изобразительного искусства и раздел лингвистики, изучает систему отношений между звуками речи и буквами письма, а также рисунок буквы. Навыком называют деятельность, сформированную путем повторения и доведенную до автоматизма. Таким образом, графический навык — автоматические движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их элементы.
По мнению Е. Н. Российской очень важно для овладения графическими навыками письма — развитие движений пальцев и кисти руки. В дошкольном возрасте дети учатся чертить на бумаге прямые линии, еще не контролируя свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль — ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево). Занятия лепкой, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти занятия подготавливают руку к процессу письма — развивают мелкие мышцы руки, отмечает Е. А. Кинаш (7, с.54).
А.Р. Лурия в своих исследованиях справедливо указывал, что при овладении графическим навыком письма, характерна большая затрата энергии в исполнении лишних движений мышц (8, с.143). Другой исследователь В. И. Лубовский отмечал, что учащиеся крепко сжимают ручку в руке, сильно жмут на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела. Из-за этого движение руки в процессе письма происходит очень медленно (10, с.32).
А.К. Аксенова подчеркивала, что графический навык — это сложное речевое действие, которое проявляет себя, как речевое (интеллектуальное), и как, двигательное (1, с.58). Автор также указывает, что письмо как сложное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.
Процесс формирования графических навыков письма очень сложен и длительный процесс обучения. Как отмечала И. Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга. К школьному возрасту у детей еще не все участки коры головного мозга функционально развиты, особенно лобные доли, поэтому и затрудняют процесс овладения письмом (18, с.63).
Психологи отмечают, что для формирования графического навыка важно, чтобы учащийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои особенные сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования графического навыка.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики учащихся. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ученика есть завоеванная общественная позиция и ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ученика не исключает того, что школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и укрепляются его новые достижения.
В настоящее время большую актуальность приобрела проблема развития графических навыков, так как формирование графических навыков связана со всеми психическими процессами, служит фундаментом предметно-практической учебной деятельности.
Развитие графического навыка позволяет ученику быстрее и эффективнее овладевать изобразительной, игровой и трудовой деятельностями. Если же рука у ученика недостаточно развита, то это будет служить большим «провалом» в дальнейшем его обучении — у ученика будет медленнее развиваться навыки письма, снизиться успеваемость, и могут возникнуть серьезные психологические проблемы из-за неуспешной учебной деятельности. Именно поэтому необходимо формировать графические навыки не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания учителей, учащиеся не стремятся себя контролировать, и исправлять свои ошибки. Письмо, являясь фундаментом обучения, вызывает большие затруднения у учащихся с интеллектуальными нарушениями. Процесс формирования графических навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.
А.Н. Граборов, Е. К. Грачева, М. П. Постовская, Г. Я. Трошин указывали, что недостаточное развитие руки, кисти, осложняют формирование графических навыков учащихся с нарушением интеллекта. Такими специалистами, как А. Г. Зикеевой, Е. А. Кинаш, А. Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам ученика. В частности, А. Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью ученика и выполняют процесс письменной речи.
Формирование графических навыков письма, по мнению специалистов, является процессом достаточно длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.
В формировании графического навыка письма мы опираемся на исследования Т. П. Сальниковой, которая выделяла три основных этапа формирования исследуемого качества.
Первый этап — аналитический — выделение отдельными элементами действия и осознание содержания. Данный этап имеет очень сложную структуру, отличающую его от следующих этапов обучения и формирования графического навыка. На этом этапе ученик должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Т. П. Сальникова утверждает, что на начальном этапе должно сосредоточить внимание на графике. Важным условием успешного формирования графического навыка на этом этапе является — развитие умения согласовывать действия глазами и руками. Пальчики должны уметь слышать информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложных движений ведущей руки.
Обращается на важность формирования осознанного зрительно — двигательного образа буквы. Это представление о целостном, законченном движении руки, при возобновлении буквы на бумаге, которое реализовывается на основе зрительного представления. Знания поочередности начертания двигательных элементов. Эти элементы представляют собой законченные отрезки движения руки. Необходимо обратить внимание на то, что первый этап обучения может увеличиться и затянуться, если методика обучения не соответствует формированию навыка и возрастным особенностям учащихся.
Второй этап — синтетический — соединение отдельных элементов. Большая роль на этом этапе играет формирование двигательного и зрительного контроля на письме. Главным при этом является — зрительный контроль. Учащийся учится следить, как он фиксирует руку при письме, как записывает буквы, пишет ли их на строке. Учащийся таким образом контролирует свои действия.
Третий этап — автоматизация — фактическое образование навыка как действие, осуществляющегося степенью усвоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются — быстрота, плавность, легкость выполнения задания. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным путем движений, и плавность, возникающая как результат формирования навыка. Без упражнений и повторений реализовать графический навык нельзя, но упражнения эффективны, лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — это осознанная действительность, а не механические упражнения, отмечала Т. П. Сальникова (20, с.62).
Таким образом, можно сказать, что формирование графического навыка письма в специальной (коррекционной) школе — очень длительный, сложный и необходимый учебный процесс.