Введение.
Роль и место праздников и развлечений в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Праздники и развлечения — наиболее естественный и радостный вид деятельности в дошкольном детстве, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую… Читать ещё >
Введение. Роль и место праздников и развлечений в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время актуализируются на международном, федеральном и региональных уровнях проблемы воспитания экологической культуры в системе образования и сохранения окружающей среды.
Целью экологического образования является формирование экологически грамотной личности, по определению С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин с эгоцентрическим типом экологического сознания, которое конкретизируется на уровне: формирования адекватных экологических представлений; формирования отношения к природе; и формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.
При этом же началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.
Проблемами экологического образования детского дошкольного возраста занимались Е. И. Залкинд, Е. И. Золотова, Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Рыжова, И. А. Хайдурова и др.
Праздники и развлечения — наиболее естественный и радостный вид деятельности в дошкольном детстве, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Проблемами экологического образования детей дошкольного возраста средствами праздников и развлечений занимались Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, С. Н. Рыжова, Т. А Серебрякова.
Изучение методической и педагогической литературы и практики позволило выявить объективно существующие противоречия Суть противоречий в следующем:
- — декларируемые цели и задачи экологического образования базируются на новой экологической парадигме, которая в специальной литературе получила название биоэкоцентризм, а отбор содержания и методик в том числе организация праздников и развлечений, производится на основе старой парадигмы — антропоцентрической;
- — недостаточно хорошо простраиваются средства экологического образования, не уделяется должного внимания отношению и чувствам детей.
Проблема исследования: Каким образом праздники и развлечения способствую повышению качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать серию праздников и развлечений как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль и место праздников и развлечений в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что праздники и развлечения явятся эффективным средством в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста, если:
- — будут предусмотрены сезонные эколого-ориентированные темы для проведения праздников и развлечений.
- — праздники и развлечения будут соответствовать основным идеям биоэкологи как основы экологического образования.
Задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- 2. Изучить уровень экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
- 3. Разработать и апробировать серию праздников и развлечений в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
- 4. Выявить эффективность серии праздников и развлечений в системе экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
- — теоретические: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.
- — эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование.
Этапы работы:
Первый этап — постановочный: выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап — собственно-исследовательский: разработка и проведение серии праздников и развлечений, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап — интерпретационно-оформительский: систематизация и обобщение результатов исследования, оформление текста, формулирование выводов работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе результаты, сформулированные выводы и положения созданная серия праздников и развлечений по теме «Весна» повышают эффективность экологического образования детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе других ДОУ.
База исследования БДОУ г. Омска «Детский сад комбинированного вида № 282».
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.