Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методика организации виртуальной экскурсии на уроках истории в 5 классе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же к изучению этой темы можно предложить решение следующей задачи: «В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается, что Одиссей, потерпев кораблекрушение, попадает на сказочный остров, где правил мудрый царь Алкиной. Гомер описывает несметное богатство Алкиноя. В царском дворце двери были из чистого золота, притолоки из серебра, стены из сверкающей меди… А под самым потолком медные стены были… Читать ещё >

Методика организации виртуальной экскурсии на уроках истории в 5 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастные особенности учащихся 5 класса

Возрастными особенностями в психологии называются характерные свойства личности индивида, его психики, закономерно меняющейся в процессе взросления. Психолог Е. Д. Божович писала, что возрастные особенности основаны на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития, посредством вопросов о психическом развитии и кто его может определить.

Все мыслительные операции формируются в процессе обучения и развиваются в процессе взросления. По принятой возрастной периодизации учащиеся 5 класса (10−11 лет) относятся к младшему подростковому возрасту.

Младший подростковый возраст отмечен буйной, взрывоподобной перестройкой организма. Каждое развитие представляет собой процесс, в котором происходит зарождение нового, и вымирание старого, поэтому многие психологи, в том числе Л. С. Выготский отмечали, что все предшествующие интересы в этот промежуток устраняются, а на смену им приходят новые.

Одно из первых изменений, происходящим в этот период заключается в переходе подростка на новый уровень учебной деятельности. Изменение содержания и способов обучения призывает школьника к новому типу усвоения знаний, умению самостоятельно работать с учебным материалом. На данном этапе развития школьники овладевают системой научных знаний, причинно-следственных отношений, закономерностей.

Замечено, что подростки готовы принимать те требования, которые применяются к ним на новом этапе обучения. Многие советские психологи, в том числе А. К. Маркова указывает на склонность школьников среднего возраста к тому виду работ на уроках, требующими умения мыслить, анализировать и охватывать значительное количество фактов30.

В каждом возрасте есть свои ценности. Преимуществом младшего подросткового возраста считается готовность ко всем видам учебной деятельности, делавшей его взрослым в собственных глазах. Одним из таких видов является самостоятельная работа, возможность самостоятельно учиться и мыслить, отбирать полученную информацию. Младших подростков привлекает деятельность, которая требует интеллектуальной активности. Каждый новый курс в таком возрасте вызывает огромный интерес. Сохранить этот интерес, развить желание учиться — одна из важнейших задач учителей.

С 5-ого класса школьники приступают к изучению и усвоению основ наук. Материал, необходимый подростку для усвоения достаточно непрост, требуется высокий уровень учебно-познавательной и мыслительной деятельности.

Умственное развитие учащихся, достигших младшего подросткового возраста, можно представить следующим образом: происходит развитие всех видов мышления: абстрактного, гипотетического (предположения) и рефлексивного. Происходит увеличение информации, с которой работает учащийся, возникает желание удержать внимание на логически выстроенном материале.

У младших школьников происходит формирование цели иметь собственную точку зрения, вырабатывается суждение о собственной значимости, происходит завершение развития самосознания личности.

Наглядно-образное рассуждение заменяется на словесно-логическое, в связи с этим меняется мышление ребенка, становясь более конкретным, обращение внимания на существенные вещи и соотношения между ними.

Основным критерием данного периода принято считать чувство взрослости — осознание себя взрослым, способным отвечать за свои поступки, отстаивать свои взгляды и давать оценки происходящему.

Впервые появившееся на данном этапе развития оно доставляет немало трудностей как родителям, так и учителям. Чувство взрослости проявляется в отношении подростка к собственному «я» и стремлении утвердить свою взрослость. Важным моментом в развитии подростка является формирование самосознания, осознание себя личностью.

Особенностью подросткового самосознания является то, что он не способен глубоко анализировать свои действия, успехи и неудачи. В связи с этим неуспехи часто вызывают у подростка неуверенность и переживание неполноценности.

Самооценка и самопознание — значимые процессы в данный период развития. Ребенок хочет получить ответы на вопросы: «Каков он?», «Чем он отличается от своих сверстников?».

Психолог Л. С. Выготский отмечал, что младший подростковый возраст (10−11 лет) совпадает с сензитивным периодом, т. е период, при котором развиваются определенные процессы и качества по данному предмету, данным знаниям, умениям и навыкам становятся более легким и плодотворным.

По взглядам психолога, обучение той или иной темы становится плодотворным и эффективным лишь тогда, когда оно происходит на определенном этапе развития.

Резюмируя сказанное, можно выявить следующее.

Обучение и возрастные особенности не совпадают, а находятся в непростых взаимоотношениях. Обучение может быть эффективным только тогда, когда стоит впереди развития. В этом и заключается важнейшая роль обучения.

Обучение не приносило бы пользы, если бы использовало уже имеющиеся возможности, если бы оно само по себе не было источником развития, источником возникновения чего-то нового. Поэтому обучение приносит плодотворные вехи только тогда, когда оно совершается в определенный период психологического развития.

Опыт изучения истории культур государств древнего мира в практике учителей В современном мире перед учителями ставится вопрос, как организовать учебный процесс, формируя при этом устойчивый интерес к изучению, навыки учебной деятельности и оказывая эмоциональное воздействие на учеников, благодаря чему у них формировались бы более прочные и глубокие знания в области истории. Все чаще учителя прибегают к формам «оживления» урока, т. е привлечения учащихся к активной работе, разнообразию объяснения нового материала. Бесспорно, речь не идет об отказе от традиционных форм обучения, а придаче им некой оригинальности.

Процесс становления передового образования требует применения всевозможных моделей урока и способов интенсивного развивающего обучения. Так называемые нетрадиционные уроки способствуют становлению базовых понятий курса истории, подстроить материал под возрастные особенности учащихся, уметь использовать полученные знания в жизни, развивать интеллект и кругозор.

Запас форм уроков современного учителя не просто постоянно обновляется, но и преобразовывается в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории ставятся задачи: альтернативные подходы к оцениванию проблем прошлого, анализ событий и явлений, их прогнозирование, оценивание личностей, событий и явлений.

Рассмотрим способы и методы проведения уроков истории при изучении культур государств древнего мира, на примере темы «Путешествие в Афины V в. до н.э.» опорных конспектов Б. Е. Андюсева.

Автор предлагает провести данный урок в рамках экскурсии. С помощью ватмана и классной доски рекомендуется изобразить пункты остановок путешествия.

Целью данного урока является создание таких педагогических условий, при которых учащийся мог бы дать определения таким понятиям, как «триера», «амфора», «пифос», «Акрополь», «ионическая колонна», назвать известные архитектурные сооружения Древних Афин. Так же отличительной особенностью данного урока служит наглядный материал. Ученик может работать не только с текстом учебника и анализировать его, но и сравнивать различные виды керамических изделий, колонны того времени и называть их отличительные черты. По окончанию урока школьник может задуматься и высказать свое мнение о культуре Древних Афин, и об их роли в мировой культуре.

Данную тему рассматривает в своем пособии Г. И. Годер, предлагая изучение материала с помощью решения исторических задач. Рассмотрим некоторые из них: «Греки много плавали по морям и были искусными кораблестроителями. Иногда они окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти. Подумайте, почему они так поступали?». В своих ответах учащиеся сравнивают цвет корабля с цветом моря. (см. Приложение № 1).

Так же к изучению этой темы можно предложить решение следующей задачи: «В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается, что Одиссей, потерпев кораблекрушение, попадает на сказочный остров, где правил мудрый царь Алкиной. Гомер описывает несметное богатство Алкиноя. В царском дворце двери были из чистого золота, притолоки из серебра, стены из сверкающей меди… А под самым потолком медные стены были украшены нешироким карнизом из закаленного железа. Не кажется ли вам это странным? Ведь золото, серебро и даже медь ценятся гораздо дороже железа. Почему в описании сказочных богатств царя Алкиноя непривычно для наших дней соотношение разных металлов?"38. Данная задача может быть использована в контексте нескольких уроков.

Учитель Е. Л. Клещевникова, в своей работе описывает урок-путешествие. Целью данного урока является обобщающее повторение по теме «Полисы Греции». Занятие по плану схоже с уроком, предлагаемым Б. Е. Андюсевым. Однако у Е. Л. Клещевниковой центральным средством обучения является карта, на которую наносятся флажки, обозначающие пункты остановок и маршрут экскурсии. Так же предлагается использовать дополнительный материал: лабиринт, проигрыватель, пластинки с музыкой танца сиртаки, лавровый венок, иллюстрации к игре «Перепутанные задания», хлеб, оливки, призовые ключи.

Путешествие начинается с Афин, на карте устанавливается флажок. На «полис». Дети, удачно справившиеся с заданием, получают ключи от городских ворот, которые они будут собирать на протяжении всего урока.

В пособии «Конспекты уроков для учителя истории» М. Л. Несмелова и А. Ю. Несмелов предлагают ряд уроков-путешествий, один из них «Путешествие в город Вавилон». Авторы — составители предлагают осуществить путешествие в один из крупнейших городов древности — Вавилон.

Во время заочного путешествия по древнему городу учащиеся знакомятся с достопримечательностями, по итогу выполнения ими заданий, встречающимися на их пути. На доске изображена карта путешествия, прикреплены места знатных мест таких, как «дорога процессий», стены города, ворота Иштар, висячие сады Семирамиды, Вавилонская башня.

Каждое изображение сопровождается дополнительным вопросом или загадкой, разгадав которую они получат информацию о данном месте.

Рассмотрим примерные задания: «Как вы думаете, какие моря вавилоняне могли называть „Морем Восхода“ и „Морем Заката“», или «Почему «дорогу процессий» иногда называют и «дорогой смерти»?

Учитель Г. В. Кущенко так же рассматривает в своей статье урок — путешествие.

Методист М. В. Короткова в своем пособии «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» предлагает изучение темы «Олимпийские игры в Древней Греции» на основе ролевой театрализованной игры с элементами конкурса.

Целью данного урока служит: ознакомление школьников с историей организации и проведения Олимпийских игр в древности, формирование образного представления о всемирном соревновании, его значении и вкладе в мировую культуру. Данная форма урока поможет создать праздничную атмосферу, а конкурсы будут способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений с помощью выполнения познавательных исторических заданий и участия в конкурсе, представляющем Олимпийские игры41. (см. Приложение № 2) Методист Б. Е. Андюсев предлагает проводить урок по теме «Олимпийские игры в древности» в качестве театрализованного представления. Следует сдвинуть столы и стулья, переднюю часть класса использовать в виде сцены. С помощью подготовленных иллюстраций или при помощи проектора на доску выносится Храм Зевса и другие архитектурные сооружения, здесь же табличка с датами 776 г. до н. э — 394 г.

До н. э, имитация одежды эллинов, гинатий из белой простыни или белого материала.

Перед театрализованным представлением следует подготовить нескольких учеников к выступлению в сценке, заранее проговорить правила и выучить сценарий. В представлении участвуют следующие герои: два посла, Геродот, Адимант, Ликон, Ферамен, несколько участников олимпийских игр и судья соревнований. Урок — представление завершается награждением победителей олимпийских игр.

Методист Л. П. Борзова в своем пособии предлагает интересный метод повторения изученного материала. Урок проходит с использованием карты в полной тишине. Один из учеников показывает на карте объект, связанный с каким-либо историческим событием. Тот из учеников, кто знает, какое событие подразумевается и на какой территории оно произошло, поднимает руку. Вызванный учителем учащийся, ничего не говоря вслух, записывает на доске название исторического события.

В книге «Игры и занимательные задания по истории» М. А. Субботина предлагает игру «Семь чудес света», которую можно использовать для закрепления пройденного материала по теме культура древнего мира .(см. Приложение № 3).

Целью такого занятия служит привитие интереса к изучению истории, расширение эрудиции учащихся и воспитания желания к получению дополнительных знаний из других источников. Так же данный урок может быть разработан на основе интерактивной экскурсии.

Так же в пособии рассматривается проведение урока на тему: «Повседневная жизнь римлян». Авторы рекомендует изучать данную тему на основе наглядного материала, а именно реконструировать одежду древних римлян при помощи исторической литературы. Так же данный урок может быть проведен с уже имеющимися заготовками. Учащимся будет предложено рассмотреть одежду народов древнего мира и сложить в сундук одежду римлянина.

В.А. Черноморова в своей статье описывает обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай». Основной целью урока служит контроль и корректировка знаний и умений учеников. Школьники делятся на две команды «Прометей» и «Тесей». Один из учеников принимает роль ведущего. В ходе игры он объявляет геймы, диктует задания командам, задает сопутствующие вопросы, а также подводит итоги. Рассмотрим предлагаемые задания к игре. (см. Приложение № 4).

Одним из нетрадиционных уроков можно назвать повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет», который М. Л. Несмелова и А. Ю. Несмелов предлагают провести в форме КВН. КВН рекомендуется проводить как повторительно-обобщающее занятие, либо как занятие для углубленного изучения материала по Древнему Египту. Целесообразнее проводить запланированное занятие в свободное от уроков время и в актовом зале.

Согласно рекомендациям, учащимся следует ознакомиться с заданиями заранее и помочь с подготовкой, поскольку данный тип игры может проводиться впервые.

Все предметы должны быть яркими, раскрашенные чистыми тонами, без полутонов, четко и ровно. Не рекомендуется использовать лиловый, розовый и салатный цвета.

Внешнюю падугу делают в виде «крылатого солнца». Внешние кулисы изготавливают в виде «египетских колонн».

Все действующие лица одеты в белые костюмы.

КВН состоит из нескольких этапов. Конкурс 1. Приветствие команд. Каждая из команд участников готовят приветствие, в котором должно быть:

  • — название команды;
  • — девиз;
  • — эмблема;
  • — костюмы или их элементы;
  • — музыкальный номер (песня, танец) на тему «Древний Египет».

Конкурс 2. Разминка.

Конкурс состоит из двух частей.

  • 1) Участники команд задают друг другу вопросы по истории Древнего Египта.
  • 2) Команды отвечают на вопросы (по очереди, с помощью жребия).

Примерные вопросы:

  • 1. Почему даже знатные египтяне не часто надевали сандалии?
  • 2. Вряд ли египтяне, даже очень состоятельные, ели каждый день мясо. В Древнем Египте быков забивали крайне редко. Назовите не менее трех причин этого.
  • 3. Скульпторы Древнего Египта обычно изображали человека таким, каким он был на самом деле, не приукрашивали его портрет.

Чем это объясняется?

Конкурс 3. Письма Египтян.

Учащимся предлагается фраза, высказывание, которое они должны нарисовать. Задача другой команды прочитать это письмо верно.

Предлагаемые фразы:

  • 1) Утром сборщики налогов и стражники придут за урожаем зерна.
  • 2) Пирамиду фараона озаряют лучи заходящего солнца.

Далее им следует прочитать послание. На свитках записаны иероглифы. Участники должны как можно быстрее прочесть фразы.

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

Конкурс посвящен знаниям египетской мифологии. Каждый из капитанов должен рассказать по одному египетскому мифу.

Конкурс 5. Показ египетских мод.

Этот конкурс давался в качестве домашнего задания. Участники демонстрируют наряды, прически, украшения и рассказывают про них.

По окончанию игры наиболее отличившимся участникам вручаются грамоты.

Учитель Н. И. Кулакова советует проводить уроки по истории древнего мира в форме ролевых игр, так как эта форма обучения совпадает с психологическими особенностями учащихся данного возраста, а так же отвечает их познавательным потребностям.

Конкурс экскурсоводов — одна из описанных Н. И. Кулаковой игровых ситуаций на уроке. Данная ситуация позволяет не только в полной мере освоить учебный материал, но так же может способствовать развитию монологической речи школьников.

Гранкина Н.Г. в своей статье описывает урок развивающего обучения «Древнегреческий театр». Целью урока служит сравнение прошлого и настоящего, выявление причинно-следственных связей, ознакомление учащихся с возникновением и развитием театра. Оборудованием могут служить картины с изображением представления в древнегреческом театре.

На протяжении урока учащимися заполняется таблица «Сходства и различия древнегреческого и современного театра». (см. Приложение № 5).

В учебном пособии М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов представляют тему «Древнегреческие Боги» в виде игрового занятия. Его рекомендуется проводить в качестве театрализованного представления с элементами интервьюирования.

Класс рекомендуется украшать в виде входа в храм (колонны дорического ордера); учащиеся одеты в костюмы богов (использовать белые простыни, каждому богу — отличительный знак); дары богам (лепешки, печенья); венки (лавровый, дубовый, сосновый).

Задействованные лица: Зевс, Гефест, Афина, Афродита, Аполлон, Эллины, Посейдон, Дионис.

В статье А. Ю. Морозова «Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения» автор рассматривает урок по теме: «Культура Древней Спарты». Урок построен на основе использования литературных источников. Для постановки учебной цели предлагается использовать предварительные учебные задания. Рассмотрим следующие из них. (см. Приложение № 6)50.

К одним из нетрадиционных уроков в изучении истории можно отнести урок археологии, предложенный Л. К. Беловой. Данный урок подразумевает углубление понятий об археологии, ее предмете и методах; подготовка учащихся к походу в музеи. Иллюстрированной базой на уроке могут служить видеозаписи из телевизионных передач, посвященные археологии.

Основной акцент сделан на формирование не только общих, но и специальных навыков и приемов, которые важны при изучении истории. В основе данного урока стоит игровой и поисковый метод51 (см. Приложение № 7).

Данный урок может быть проведен в ряде учебных тем: «Находки древнего мира», «По городам и странам древнего мира», «Экскурсия в Афины» и т. д.

Учитель Е. М. Калинина предлагает разработку повторительно-обобщающего урока «О, Рим! О, Вечный город!», который рекомендуется проводить в качестве урока-соревнования. Он включает в себя не только знания пройденного материала, но и дополнительные источники, способствующие расширению кругозора по истории Древнего Рима и стимулирующие работу с художественной исторической литературой.

На уроке рекомендуется использовать карту-маршрут, портреты римских императоров, фотоиллюстрации памятников культуры, кубик для игры в историческое лото. Учащихся следует разделить на две команды.

Начало маршрута разрешается определить одной из команд, первой верно ответившей на вопрос. На каждом этапе путешествия учащиеся письменно выполняют задания.

Таким образом, выше мы рассмотрели разнообразные формы нетрадиционного урока при изучении нового материала, повторительнообобщающего занятия, при работе с наглядностью и практической работой учащихся.

Разбор нетрадиционных уроков показывает, что игры на уроках истории могут быть разделены по сущностной игровой основе на ролевые, игры с правилами и комплексные. В обучении истории эта классификация очень важна, так как каждая из этих групп по-своему функционирует в процессе познания.

Главная цель педагогического опыта в обучении истории целостное развитие личности ученика. В результате деятельности учителя у учащихся складывается познавательный интерес к изучению истории. Важно помнить, именно в пятом классе происходит переход от ознакомления к изучению истории в системном виде. Поэтому использование таких уроков будет способствовать лучшей адаптации учеников к изучению более сложных объемов исторического материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой