Введение.
Индивидуализация работы с детьми в начальных классах
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Проблема индивидуального обучения детей давно… Читать ещё >
Введение. Индивидуализация работы с детьми в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема индивидуального обучения детей давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.
С глубокой древности и до XIX века личность изучалась в самом общем виде с позиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. По существу шел поиск объективных путей и подходов к исследованию личности человека. Фактически это был период усилий ученых-одиночек, размышлявших над данной проблемой в тиши кабинетов на основе личных визуальных наблюдений. Анализ научной литературы, посвященной вопросам индивидуализации обучения, показал, что проблема индивидуального подхода в обучении волновала педагогов уже во времена Конфуция во второй половине тысячелетия до нашей эры. И в разных странах по-разному искали пути ее решения. [8, с. 13].
Психологическое изучение личности имеет особое значение не только для теории, но и для решения практических задач в системе образования. Во многом на основе глубокого теоретического анализа личности психологи и педагоги предлагают оптимальные подходы к обучению и воспитанию детей. В качестве примера можно привести обоснование И. С. Якиманской так называемого личностно-ориентированного обучения, при котором «во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». индивидуальный обучение воспитание педагогический Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью — один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии — практически для всех отраслей гуманитарного знания [7, с. 237].
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни» [1, с. 283].
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций (в том числе и по поводу методики построения индивидуальной траектории обучения для данного конкретного учащегося) учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации [6, с. 156].
За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И. Э. Унта, А. А. Кирсанова, Г. Ф. Суворовой, С. Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А. Н. Конева, В. П. Беспалько, Е. А. Климова, М. Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации [2, с. 26].
Объект исследования — процесс обучения учащихся начальных классов.
Предмет исследования — поведение младших школьников, их личностные качества, педагогическая деятельность учителя.
Цель исследования — выделить, обосновать и проверить условия обучения учащихся начальных классов на основе индивидуальных подходов.
Задачи исследования:
- 1) определить состояние проблемы индивидуализации обучения учащихся начальных классов в процессе обучения;
- 2) определить основу индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития;
- 3) выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий обучения учащихся начальных классов на основе индивидуальных программ;
- 4) изучить индивидуальные особенности обучения на развитие учащихся.
Методы исследования — изучение документации школы; беседа с педагогами; наблюдение педагогической деятельности.