Средневековые университеты.
Образование в раннем средневековье
Прототипом университетов может послужить Салернская медицинская школа, в Италии, основанная в IXв. Несмотря на господство церкви, эта школа продолжала дело античной медицины и в целом, носила светский характер. Обучение в этой школе продолжалось пять лет, после чего, ещё год, шла обязательная практика. Салернская школа стала одним из немногих мест в средневековой Европе, свободным от догм… Читать ещё >
Средневековые университеты. Образование в раннем средневековье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и происхождение университетов
Главными причинами появления университетов были: потребность в грамотных людях (юристах, медиках, богословах) для работы в государственном аппарате, вызванная ростом экономики, средневековых городов, торговли, ремесла и культуры. А также массовое желание нового способа поиска истины 1. Поскольку господствовавшая в XI—XV вв. в Европе схоластика к XIVв. Уже исчерпала себя, провозглашая своей целью познание мира, используя разум, схоластика превратилась в догматичную науку с непогрешимыми и окончательными знаниями, которые запрещено было переосмысливать, а также проводить эксперименты из-за чего схоластика тормозила научный прогресс, и как выделяет Н. О. Воскресенскеая, превратившись в пустую игру слов и обсуждения бестолковых вопросов типа: «Почему Адам в раю не должен был съесть именно яблоко, а не грушу?» или «Сколько на конце иглы может уместиться ангелов?» — Воскресенская Н. О. Всемирная история: учебник для вузов, глава 5 — средневековые университеты./Н.О. Воскресенская. М: Юнити, 1997 г. — с 90.
Кроме университетов повышенное образование давали образовавшиеся во Франции (в частности), в XIV—XV вв. коллегии — светские учебные заведения, являющиеся переходной формой между начальным и высшим образованием. До середины XVв. Они служили приютом для детей из бедных слоёв. Впоследствии, они превратились в учебные заведения при университетах. Ещё позже они превратились в землячества. Ученики коллегий жили в самых нищих районах города, живя на милостыню, а также занимаясь разбоями и убийствами — Документ о жизни парижских школяров. Около 1220 года //Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. Т.2. М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1950, С.289−290.
Прототипом университетов может послужить Салернская медицинская школа, в Италии, основанная в IXв. Несмотря на господство церкви, эта школа продолжала дело античной медицины и в целом, носила светский характер. Обучение в этой школе продолжалось пять лет, после чего, ещё год, шла обязательная практика. Салернская школа стала одним из немногих мест в средневековой Европе, свободным от догм схоластики, она внесла большой вклад в развитие европейской медицины. Самым знаменитым врачом школы был Арноль из Виллановы (1235 —1311 гг.), написавший «Салернский кодекс здоровья», книгу посвящённую предупреждению болезней, строению человеческого тела, описанию видов темперамента — Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья. Пер. Ю. В. Шульц. Салернская школа обрела, такую популярность, что в неё стекались множество людей, в их числе философы и юристы, её называли «поселением Гиппократа». Эта школа единственная, в Европе, имела право на выдачу врачебных лицензий. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университетСредневековая схоластика, образование и медицина — http://oldmedik.ru/istoriya-mediciny/8-srednevekovaya-sholastika-obrazovanie-i-medicina.html.
Как считают Мазалова и Уракова, слово университет происходит от лат. universitas — совокупность, поскольку первоначально оно обозначало купеческие гильдии и ремесленные цеха. По аналогии, с ними университетами стали называть и корпорации преподавателей, профессоров и студентов, целью которых, является изучение и увеличение христианских знаний — Мазалова М. А. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена/ М. А. Мазалова, Т. В. Уракова. — М., Высшее образование, 2006 г. — с 64.
Первые университеты, в Европе, возникли в XI—XII вв. из церковных школ, в крупнейших городах Европы, превратившихся в крупные учебные центры. Например, Парижский университет сформировался из Сорбоны — богословской школы при Нотр-даме и объединившихся с ней рядом юридических и медицинских школ. Другая часть университетов образовывалась, поскольку города, в которых они располагались, становились местом паломничества людей приезжающих, чтобы послушать умного профессора. Таким образом образовался Болонский университет так как в XIв. В Болонье приехал Ирнерий — знаток римского права и тысячи людей стали сюда стекаться, так образовалась юридическая школа, из которой возник университет. Также образовался и Салернский университет.
Первыми университетами были: Болонский (1088), Сорбонна (Парижский университет) в 1215 г., Оксфордский (1117г.), Кембриджский (1209г.), Неаполитанский (1224г.), Лиссабонский (1290г.) и др. Именно в этих первых университетах и были разработаны основные принципы демократического управления университетской жизнью.
Количество новых университетов быстро увеличивалось. Если в XIIIв. Университетов было только 19, то уже в следующем веке их появилось ещё 25. Новые университеты строились в Орлеане, Пизе, Кёльне, Праге, Вене, Кракове — Основание Краковского университета. Учредительная грамота польского короля Казимира III. 1364 г. // Послушник и школяр… С. 183., Флоренции и других городах. Одна из причин быстрого роста университетов заключалась в том, что на их функционирование не требовалось больших расходов: Преподавали в любых помещениях (иногда даже дома у преподавателя), вместо скамеек, зачастую сидели на соломе, количество студентов редко превышало 10 человекСредневековая схоластика, образование и медицина — http://oldmedik.ru/istoriya-mediciny/8-srednevekovaya-sholastika-obrazovanie-i-medicina.html. Аудитории — специальные комнаты для занятий стали появляться только в XIVв. Тогда же стали появляться и длинные парты, за которыми могли сесть 20 человек и кафедра для выступлений, располагавшаяся на возвышенности.
Основывались университеты как светской, так и религиозной властью. Учреждение должно было получить папскую буллу о своем создании. Тем самым римский папа выводил учреждение из-под надзора церковной и светской власти и легализировал существование университета. Университеты имели широкую автономию, которая закреплялась специальным документом — привилегиями, которые подписывал правитель страны или римский папа. студенты освобождались от воинской службы, а сами университеты от выплаты налогов, имели право давать учёные степени (что раньше могла себе позволить только церковь), свой суд, были неподвластны городским властям, а Парижский университет ещё и имел своих представителей в Генеральных штатах — Средневековые университеты. Париж. — http://xreferat.ru/35/271−1-srednevekovye-universitety-parizh.html.