Реализация права на высшее образование (на примере квалификации «Специалист в сфере закупок»)
В последние годы в России вследствие развития дополнительного профессионального образования появилось множество казусов. Так, чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», студент университета имени Плеханова обязан сначала закончить 11 классов, затем 4824 академических часов (далее — часов) изучать экономику, 1512 часов — математику, 1368 часов — гуманитарные и общественные науки… Читать ещё >
Реализация права на высшее образование (на примере квалификации «Специалист в сфере закупок») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы в России вследствие развития дополнительного профессионального образования появилось множество казусов. Так, чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», студент университета имени Плеханова обязан сначала закончить 11 классов, затем 4824 академических часов (далее — часов) изучать экономику, 1512 часов — математику, 1368 часов — гуманитарные и общественные науки. А студенту васюкинского профессионального училища по профилю «Повар» (далее — ПУ) — достаточно сначала закончить 9 классов, затем изучать экономику в училище 100 часов и на курсах профпереподготовки ещё 250 часов. В силу казуса повар сможет стать квалифицированным контрактным управляющим в 18 лет, а студент экономического факультета университета имени Плеханова — в 22 года.
На первый взгляд, разница в том, что в первом случае выпускник помимо квалификации «Специалист в сфере закупок» получает также титул «высшее образование». Однако о чем оно свидетельствует? О том, что студент углубленно изучал отвлечённые, неприменимые в профессиональной деятельности разделы экономики и ещё несколько тысяч часов потратил на бесполезные с точки зрения работодателя науки, некоторые из которых — лженауки? Забавный факт: выпускник «плехановки» и васюкинский выпускник изучают право примерно одинаковое и сравнительно ничтожное количество часов — 144 часов. При этом могло так случиться, что плехановец изучал общественное право, а васюкинец — реальное право. А предмет «право» — это важнейшая часть курса «Специалист в сфере закупок», поскольку закупки осуществляются строго по нормам НПА: ГК РФ, Закона 44-ФЗ и множества подзаконных постановлений Правительства.
О том, насколько низок уровень высшего образования, свидетельствует ежедневно телевидение. В выпусках прогноза погоды постоянно говорят о несуществующей «европейской» «части» России. Участники политических ток-шоу с высшим образованием постоянно демонстрируют тотальное незнание как географии, так и законодательства [1].
Ещё один важный казус. Наш повар по окончании ПУ может самостоятельно выбрать формы обучения и до достижения 22 лет успеть получить ещё десяток (!) востребованных на рынке труда квалификаций, обучаясь в разных учебных заведениях, в том числе по всем тем предметам, по которым плехановец ещё будет учиться, пока в 22 года не закончит вуз и не получит … одну квалификацию. При этом плехановец будет вынужден учиться по всем предметам только в «плехановке» и только по одной форме обучения.
Спрашивается: зачем обременять студента, желающего получить титул «высшее образование» по профилю «Специалист в сфере закупок», изучать философию, иностранный язык, физическую культуру и другие якобы обязательные предметы?! Какое отношение эти предметы имеют не только к квалификации, но и вообще к умственному развитию?! Почему студент обязан изучать эти предметы в непрофильном вузе? Почему студент обязан посещать аудиторные занятия по философии, а не изучить её дистанционно? Почему студент обязан изучать иностранный язык в «плехановке», а не в любой спецшколе? Почему студент обязан посещать физическую культуру в «плехановке», а не в любом спорткомплексе? Почему повар вправе изучать иностранный язык, философию, посещать физическую культуру там, где повар захочет, а студент вуза — нет?!
Экономическая эффективность? О никакой экономической эффективности обучения нельзя говорить до тех пор, пока производительность труда и продолжительность жизни в России не достигнет лидирующих показателей.
В той же «плехановке» учебную нагрузку и бюджетные расходы можно сократить как минимум на 20% за счет прекращения финансирования предметов, никак не связанных ни с квалификацией, ни с умственным развитием учащегося.
«Для решения проблемы построения реального бюджета необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в её интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения» [2, с. 221].
В целом по стране бюджетные ассигнования на образование могут быть сокращены на:
- — 100−200 млрд. рублей за счет полного прекращения финансирования наук, отнесенных к классу недостоверных,
- — 100 млрд. рублей за счет запрета навязывания учащимся пакета предметов и «армейских» сроков обучения,
- — 100−200 млрд. рублей за счет минимизации аудиторных занятий в виде записывания под диктовку лекций.
Реализация права на высшее образование должна осуществляться на основе полного соблюдения конституционных принципов получения образования [3].
В нашей стране сложилось несколько явных и грубых перекосов в реализации права граждан на высшее образование. В таблице представлены самые грубые нарушения реализации права граждан на высшее образование и пути решения проблем.
Грубые нарушения реализации права граждан на высшее образование и пути решения проблем.
Факт. | В чем грубое нарушение реализации права граждан на высшее образование. | Путь решения. | |
1. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. | 1. Высшее образование бесплатно получает примерно каждый четвертый гражданин. Большинство граждан лишены этого права с помощью различных искусственных обременений. | 1. Снять обременения, чтобы все дееспособные граждане могли попытаться получить высшее образование. | |
2. В Конституции, хотя и прописана обязанность всех граждан получить основное общее образование, нигде не прописано, что образование включает в себя пакет обязательных предметов. Более того, ст. 26 Конституции запрещает устанавливать даже русский язык обязательным к изучению. | 2. В школах граждан принуждают изучать русский язык, несмотря на прямой запрет, закрепленный в ст. 26 Конституции, а в вузах — ещё и иностранный язык. | 2. Запретить включать в число обязательных предметов, в частности, иностранный язык и физическую культуру — эти «науки» явно не имеют никакого отношения к подавляющему большинству специальностей. | |
3. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. | 3. Высшее образование присваивается по итогам 4-летнего обучения (бакалавриат). Однако значительная часть бесплатно учащихся граждан этим правом пользуется 5 лет (специалитет), некоторая часть — 6 лет (магистратура) и ещё меньшинство — 8−9 лет (аспирантура). | 3. Закрепить норму, согласно которой продолжительность бесплатного обучения на высшее образование ограничена 5000 академическими часами. При этом учащийся вправе распорядиться этими часами на протяжении всей своей жизни, а не в отведенные ему 4−6 лет подряд, будто он служит в армии. | |
4. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. | 4. Ни в Конституции, ни в законах четко не прописано, сколько каждому гражданину гарантируется аудиторных часов на получение общего образования. В законах есть только типология обучения на 1) очное — не менее 40% аудиторных часов, 2) заочное — не менее 15% аудиторных часов, 3) дистанционное — 0% аудиторных часов. | 4. Закрепить норму, согласно которой каждый дееспособный учащийся имеет право на аудиторные занятия в объеме 1000. академических часов, а недееспособный учащийся по медицинским показаниям — до 5000 часов. При этом дееспособный учащийся вправе распорядиться этими часами по своему усмотрению, а недееспособный учащийся — по усмотрению своих законных представителей. В том числе он вправе полностью отказаться от аудиторных занятий. Правительство вправе составить перечень предметов, по которым аудиторные занятия строго обязательны. Учащийся не вправе отказаться также от аудиторных контрольных и экзаменационных занятий; исключение может быть предоставлено по медицинским показаниям. | |
5. В законодательстве четко не прописаны требования к аудиторным занятиям. | 5. Как следствие, вузы часто принуждают студентов посещать аудиторно лекции. В последние 20 лет записывание под диктовку лекций — анахронизм, отнимающий время у студентов и деньги у налогоплательщиков. Большинство учащихся не нуждаются в записывании лекций, они предпочли бы использовать аудиторные занятия для чисто практических занятий. |
| |
6. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование. | 6. Ни в Конституции, ни в законах не прописаны права и свободы граждан ни в бесплатном, ни в платном высшем образовании, в частности не закреплено право дееспособных обучаемых самим определять, по каким предметам и в какой мере они обучаются аудиторно, а по каким предметам и в какой мере они обучаются дистанционно. Подобными правами и свободами в полной мере они располагают только в платном дополнительном профессиональном образовании. | 6. Закрепить норму, согласно которой дееспособные учащиеся самостоятельно, а недееспособные учащиеся посредством законных представителей определяют по каким предметам и в какой мере они обучаются аудиторно, а по каким предметам и в какой мере они обучаются дистанционно. | |
7. Ч. 3 ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном заведении. | 7. Ни в Конституции, ни в законах не сказано, что гражданин бесплатно получить высшее образование должен в одном в государственном или муниципальном заведении, при этом оставлял в залог документы. | 7. Закрепить норму, согласно которой учащиеся вправе получать высшее образование одновременно или в разное время в разных вузах, то тесть по одним предметам учиться в одном вузе, по другим — в другом вузе, а по некоторым предметам не в вузе, а в иных учебных заведениях. | |
8. Ст. 43 Конституции гарантирует каждому гражданину именно право, а вовсе не обязанность бесплатно получить высшее образование. В ч. 5 этой статьи закреплена повинность обучаемых учиться по федеральным государственным образовательным стандартам, а вовсе не по пакетам обязательных предметов. | 8. Во всех вузах, не только государственных и не только бесплатных, обучаемых принуждают обучаться по пакетам обязательных предметов. Аналогичными правами и свободами в полной мере они располагают только в платном дополнительном профессиональном образовании. | 8. Закрепить норму, согласно которой дееспособные учащиеся самостоятельно, а недееспособные учащиеся посредством законных представителей определяют предметы, по которым они будут учиться. | |
9. Чтобы получить первую квалификацию, выпускник 11 класса должен проучиться не менее 4 лет в вузе (всего 15 лет), тогда как выпускнику 9 класса для этого достаточно проучиться 2 года в ПУ (всего 11 лет). Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок», выпускнику 9 класса, поступившему в ПУ на направление «Повар», достаточно изучить 350 академических часов по экономическим предметам, включая 250 академических часов месяца на курсах профессиональной переподготовки. Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок» выпускник 11 класса должен изучить от 3000 до 6000 академических часов и более по экономическим предметам. | 9. К примеру, 18-летний выпускник ПУ, уже имеющий квалификацию «Повар» или любую другую, вправе поступить на курсы профессиональной переподготовки объёмом не менее 250 академических часов и спустя 1,5 месяца получить ещё одну квалификацию, например «Специалист в сфере закупок». А выпускник 11 класса, поступивший в вуз, получит первую квалификацию и право на профессиональную переподготовку на 4 года позднее повара. Чтобы получить квалификацию «Специалист в сфере закупок» посредством профессиональной переподготовки выпускнику 9 класса, поступившему в ПУ, потребуется в 2−3 раза меньше академических часов, чем выпускнику 11 класса, поступившему в вуз. | 9. Разрешить всем гражданам получать квалификацию на основе среднего образования — как профессионального, так и общего. Снять ограничения в количестве академических часов по профильному предмету, необходимых для допуска к обучению с присвоением по его итогам квалификации. | |
10. Ч. 5 ст. 43 Конституции гарантирует обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. | 10. В вузах отсутствуют единые федеральные государственные образовательные стандарты. Преподавание гуманитарных и особенно общественных наук ведется по каким-то особым «стандартам», резко отличающимся от стандартов точных наук. Учащиеся вводятся в заблуждение о равнозначности научности гуманитарных, общественных наук, с одной стороны, и точный наук, с другой стороны. Повсеместно нарушаются нормы законодательства о защите прав потребителей, требующие должным образом информировать учащихся о уровне научности так называемых «наук». | 10. Унифицировать федеральные государственные образовательные стандарты и полностью изъять из числа обязательных (финансируемых из бюджета) предметов те, которые не отвечают единым стандартам. | |
11. Чтобы получить квалификацию посредством курсов профпереподготовки, достаточно отучиться 250 академических часов. | 11. За время обучения в вузе учащийся может изучить 10 и более предметов, продолжительностью 250 академических часов и более каждый, но ему будет присвоена только одна квалификация. | 11. Закрепить норму, согласно которой за время обучения в вузе учащемуся присваивается ровно столько квалификаций, сколько он изучил предметов, продолжительностью 250 академических часов и более каждый. При этом квалификация ему присваивается сразу после успешной аттестации по каждому предмету отдельно. | |
Библиографический список
высший образование аудиторный занятие.
- 1. Алексеев В. М. Преодоление в географии культурологических фикций деления мира на «восток» и «запад» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57 034 (дата обращения: 25.05.2016).
- 2. Кобыленко М. И., Халяпин А. А. Проблемы финансовой политики российской федерации / В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2016. С. 220−222.
- 3. Алексеев В. М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/?p=4050 (дата обращения: 26.07.2016).