Изучение педагогического общения в структуре педагогической деятельности
Для того, чтобы определить основной мотив учения младших школьников, мы провели методику «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга (Приложение В). Стимульный материал к данной методике представлен в Приложении Г. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода. Выявить… Читать ещё >
Изучение педагогического общения в структуре педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа исследования: цель, задачи, гипотезы, методы исследования
На основании теоретического анализа специальной литературы нами разработана программа исследования.
Цель работы: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
Объектом в нашем исследовании является процесс социально-психологической адаптации младших школьников.
Предметом нашего исследования являются особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.
На основании изученного материала нами были выдвинуты следующие гипотезы:
- 1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным — авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным — либерально-попустительский стиль педагогического общения.
- 2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:
- — демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;
- — авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;
- — либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.
На основании цели исследования и выдвинутой гипотезы нами поставлены следующие задачи:
- — Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
- — Выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.
- — Определить особенности протекания и уровень адаптации у учащихся первых классов.
- — Выявить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода первоклассников и стилем педагогического общения, характерных для учителей начальных классов.
- — Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода.
Основу программы нашего исследования составили:
- 1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и Е.Г.Ковалева).
- 2. Методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля.
- 3. Методика «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга.
- 4. Методика «Беседа о школе» Д. Б. Эльконина, А.Г. Венгера
Выборка: 10 учителей и 70 учеников первых классов общеобразовательной школы гимназии № 1 г. Солигорска Наша работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе для получения информации о выраженности того или иного стиля педагогического общения учителей начальных классов мы использовали метод анкетирования (методика «Стиль педагогического общения учителей» авторы Майский А. Б., Ковалева Е.Г.) Для определения выборки принимали участие 10 учителей начальных классов общеобразовательной школы гимназии № 1 г. Солигорска.
На втором этапе нашей работы была проведена психодиагностика младших школьников, направленная на выявление особенностей протекания адаптационного периода в первом классе. В рамках психодиагностики применялись следующие методики: методика «Эмоциональная близость к учителю» Р. Жиля с целью определения школьной тревожности; методика «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга с целью определения основного мотива учения у младших школьников; методика «Беседа о школе» Д. Б, Эльконина, А. Г. Венгера с целью определения сформированности «внутренней позиции школьника». Данное исследование проводилось в начале первой четверти, так как это время является стандартным для высокой и средней адаптации первоклассников к школе.
На третьем этапе нашего исследования был проведен сравнительный анализ собранных фактических данных. Выделены особенности процесса адаптации и прослежено влияние каждого стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Опираясь на полученные результаты, нами разработан комплекс рекомендаций прикладного характера для учителей начальных классов.
В процессе экспериментальной работы были обследованы 10 учителей, работающих в первых классах общеобразовательной школы № 209 г. Минска.
Для выявления учителей с различными стилями педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попустительский) мы использовали метод анкетирования с помощью методики «Стиль педагогического общения учителей» (авторы Майский, А.Б., Ковалева Е.Г.).
В Приложении, А приведена процедура предъявления методики и ключ.
Анализ анкет показал, что 5 учителей первых классов отдают предпочтение демократическому стилю педагогического общения (50%).
3 учителя склонны к авторитарному стилю педагогического общения (30%).
У 2-х учителей — выраженность либерально-попустительского стиля педагогического общения (20%).
На основе полученных данных можно сказать, что большая часть опрошенных нами учителей начальных классов, используют демократический стиль педагогического общения.
В итоге были отобраны три класса, учителя которых характеризовались разным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.
Дальнейшая работа была направлена на выявление особенностей протекания адаптационного периода у учащихся в отобранных классах.
В дальнейшем исследовании приняли участие 3 учителя начальных классов и 70 учеников общеобразовательной школы г. Минска. (1 «А» класс, 1 «Б» класс, 1 «В» класс).
В 1 «А» классе при авторитарном стиле педагогического общения — 23 ученика;
В 1 «Б» классе при демократическом стиле педагогического общения — 22 ученика;
В 1 «В» классе при либерально-попустительском стиле педагогического общения — 25 учеников.
Для того, чтобы выявить уровень личностной тревожности первоклассников, мы провели методику Рене Жиля «Эмоциональная близость ребенка к учителю».
Методика «Эмоциональная близость к учителю» (автор Р. Жиль) Цель исследования: изучить эмоциональную близость ученика к учителю.
Материал и оборудование: нарисованные круги, протокол, ручка.
Процедура проведения методики: Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя. Ребенку показывают рисунок, состоящий из семи кругов.
Инструкция: Взрослый объясняет ученику, что на первом отдельном кружке стоит его учительница. Затем задает вопросы: «А где ты стоишь?», «А где ты хочешь стоять?».
1 2 3 4 5 6 7.
Ключ:
- 1−4 круг — нормальный уровень школьной тревожности
- 5−7 круг — высокий уровень школьной тревожности.
Для того, чтобы определить сформированность «внутренней позиции школьника», мы провели методику «Беседа о школе» Д. Б. Эльконина и А. Г. Венгера (Приложение Б).
Для того, чтобы определить основной мотив учения младших школьников, мы провели методику «Мотивы учения» М. Р. Гинзбурга (Приложение В). Стимульный материал к данной методике представлен в Приложении Г.