Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий. При работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над… Читать ещё >
Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативных навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [2].
Пути и способы реализации этих принципов должны быть творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- — осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- — обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- — предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок — спектакль, урок — праздник, видеоурок, урок — экскурсия, урок — интервью и другие формы занятий [24].
Таким образом можно сказать, что нетрадиционный урок — органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное — эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
Одним из самых современных нетрадиционных форм уроков являются уроки с использованием ресурсов сети Интернет.
Интернет обладает колоссальными информационными для процесса обучения возможностями. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Однако прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, для использования аутентичных текстов, общения с носителями языка, т. е. он создает естественную языковую среду [5].
Основная цель предмета «иностранный язык» — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися.
Следует иметь в виду еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.
Интернет может быть использован:
- — для включения материалов сети в содержание урока;
- — для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
- — для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- — совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- — пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
- — формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство [25].
Одним из самых эффективных видов нетрадиционных уроков иностранного языка является урок с использованием метода проектов.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике [26].
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий. При работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. [8 с. 33].
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника [34]. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Рассмотрим возможности видеоуроков в формировании коммуникативных навыков.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа — носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых [3].
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся [6].
Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения.
Рассмотрим возможности урока — экскурсии.
В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока [8 с. 32].
Рассмотрим возможности урока — спектакля.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы [17]. Пример такого урока рассмотрен в приложении 1.
Рассмотрим возможности урока — интервью.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. [11 с. 44].
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Итак, школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного языка. В этом случае в поле зрения остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлен на развитие личности младших школьников. В идеале же процесс обучения должен быть организован так, чтобы сильная дополнительная мотивация не требовалась.
Если обучение само по себе мотивирует, тогда оно будет работать на достижение основной цели в изучении иностранного языка — формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих — речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной, социологической, дискурсивной, стратегической и социокультурной.
Коммуникация редко достигается в форме одного единственного предложения (например, лозунги, указания, надписи, подписи, приветствие). Чаще это происходит на основе текста — устного ил письменного.
- 1. по исследованиям психологов, большой % учащихся воспринимает информацию не на слух, а через текст;
- 2. чтение является «базой» для развития других видов РД (речевой деятельности и далее по тексту) и одним из основных продуктивных навыков, проверяемых на ЕГЭ;
- 3. чтение является основой для интенсификации самостоятельной работы (особенно поисковое чтение);
- 4. чтение предоставляет большие возможности для его реального практического использования, т.к. печатные издания являются основным средством хранения и передачи информации;
- 5. чтение обладает большой образовательной и социокультурной значимостью;
- 6. чтение знакомит с аутентичной литературой, погружает в языковую среду, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, обогащает социокультурную компетенцию учащихся;
- 7. ещё один немаловажный момент. Нельзя забывать, что мы живём в эпоху информации, что, конечно же, затронуло и сферу образования, где методы обучения, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий: сюда относятся в первую очередь дистанционное обучение, интерактивное обучение с использованием электронных учебников и мультимедийных комплексов, а также гипермедиа — модели обучения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Опять же чтение приобретает всё больший приоритет среди видов РД.
Традиционно выделяют следующие направления в обучении чтению, где оно выступает как:
р — самостоятельный вид речевой деятельности р — средство коммуникации при обучении другим видам речевой деятельности р — как средство развития иноязычной культуры личности учащегося Обучение чтению, как самостоятельному виду РД, уже достаточно полно рассмотрено, напомню только, что основной целью обучения чтению и проверки на ЕГЭ является сформированность у учащихся умений в 3 видах чтения:
- 1. ознакомительное чтение
- 2. поисковое
- 3. изучающее
Говоря об обучении чтению, как средству коммуникации при обучении другим видам РД, нельзя не упомянуть градацию упражнений — предтекстовых, для работы во время чтения текста и послетекстовых.
- — Предтекстовые задания направлены на снятие различных трудностей (от лексических до страноведческого характера). Это могут быть различные ассоциограммы, изображения, планы, высказывание предположений, заголовки, переводы, различные рабочие листки и т. п.
- — Тестовые задания (закрытые, условно открытые);
- — Послетекстовые задания (открытые) обычно являются творческими и выводят на более высокий уровень устной или письменной коммуникации.
При обучении чтению раскрывается ещё одна важная роль текста — текст как средство развития иноязычной культуры личности. При этом таким средством становится именно аутентичный текст — по определению «действительный, подлинный, соответствующий подлинному».
Именно аутентичный тест передаёт всё разнообразие иностранного языка, все его стилистические особенности, помогает учащимся ориентироваться в ситуации — идёт ли речь о классическом литературном языке (разных исторических периодов) или же мы сталкиваемся с разговорной речью, где характерно применение различных клише, сленга, усечённых предложений, идиом, а также разными вариантами английского языка — британским и американским.
Другая — на наш взгляд основная — ценность аутентичного текста заключается в передаче реалий, присущих иноязычной культуре и отсутствующих в нашей (или не совпадающих). Учащиеся не просто выполняют то, что от них заранее ожидается, не просто работают над лексикой и грамматикой, — они с увлечением открывают для себя какие-то понятия, окунаются в образ жизни зарубежных стран. Мотивация при этом очень сильна, при вовлечении в деятельность (в нашем случае — учебную) не остаётся места равнодушию. Как говорит восточная мудрость, «В котле с кипящей водой нет холодного места».
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого — с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.