Методы, определяемые по видам деятельности учащихся
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности учителя можно характеризовать как объяснительно — иллюстративные. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов и графических изображений… Читать ещё >
Методы, определяемые по видам деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По видам деятельности учащихся методы подразделяют на репродуктивные (воспроизводящие), частично поисковые, проблемные и исследовательские.
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Рассмотренные выше словесные методы в сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности учителя можно характеризовать как объяснительно — иллюстративные. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов и графических изображений. Получаемые на основе использования объяснительно — иллюстративного метода знания, как правило, остаются на невысоком уровне знаний — копий, т. е. учащиеся запоминают информацию и репродуктивно воспроизводят ее. Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий. Способы воспроизведения заданных видов деятельности успешно усваиваются при использовании репродуктивных методов. В данном случае большое внимание следует уделять инструктажу с демонстрацией приемов работы. Сущность вводного, текущего и заключительного инструктажа изложена выше. При выполнении практических заданий репродуктивная деятельность детей выражается в форме упражнений. Количестве воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обусловливается сложностью учебного материала. Практика показывает, что, например, для освоения приемов резания бумаги ножницами по прямой линии достаточно провести до десяти упражнений, а для освоения приемов обрезания блока книги ножом по фальц-линейке необходимо выполнить до ста упражнений. Известно, что учащиеся младших классов не могут долгое время выполнять одни и те же тренировочные упражнения. Поэтому систему упражнений следует строить таким образом, чтобы в них постоянно вносились элементы новизны. Например, упражнения по сгибанию бумаги в 3классе осуществляются в течении нескольких уроков в процессе изготовления разных поделок: пакетов, кармашков, шапочек, стаканчиков, голубей, лодочек, корабликов, коробочек. Подобным образом в процессе репродуктивной деятельности проводятся упражнения по резанию бумаги ножницами склеиванию бумаги и т. д.
Частично-поисковый метод, называемый иногда эвристическим, включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода заключается в том, что учащимся не дается окончательное решение задачи, часть посильных вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для развития самостоятельности и творческой инициативы учитель использует различные приемы. На первом этапе дети выполняют задания по технологическим картам с подробнейшим описанием операций и приемы работы. Постепенно при составлении технологических карт часть данных умышленно пропускается. Это вынуждает детей самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи. Далее количество недостающих данных в технологической карте увеличивается. Учащиеся приучаются сначала в классе под руководством учителя, а затем самостоятельно разрабатывать технологический процесс выполнения несложных изделий, находить при этом рациональные способы работы. Например, при изготовлении папки для открыток часть посильных задач учащиеся решают в процессе поисковой деятельности. Они устанавливают количество крышек у папки, определяют по величине стопки открыток длину, ширину и толщину папки. Далее учащиеся подсчитывают, сколько и каких деталей. Так, в процессе частично поисковой деятельности учащиеся сначала получают представление об изделии, затем планируют последовательность работы и, наконец, осуществляют технологические операции по реализации проектов в законченные изделия.
Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики можно вводить на уроках трудового обучения в 3 классе.
Так, при моделировании корабликов учитель демонстрирует опыты, которые ставят перед учащимися определенные проблемы. В стакан, заполненный водой, помещают кусочек фольги. Дети наблюдают, что фольга погружается на дно. Почему фольга тонет? Дети выдвигают предположение, что фольга — тяжелый материал, поэтому она тонет. Тогда учитель делает из фольги коробочку и осторожно опускает в стакан вниз дном. Дети наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале (фольге), а в чем-то другом. Учитель предлагает внимательно рассмотреть еще раз кусочек фольги и коробочку из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: кусочек фольги имеет плоскую форму, а коробочка из фольги — объемную пустотелую форму. Чем заполнены пустотелые предметы? (Воздухом). А воздух имеет небольшой вес. Он легкий. Какой можно сделать вывод? (Пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, как металл, заполненные легким воздухом, не тонут.) Почему не тонут большие морские кораблики, сделанные из металла? (Потому что они пустотелые) что будет, если коробочку из фольги проколоть шилом? (Она потонет.) Почему? (Потому что заполнится водой.) Что произойдет с кораблем, если его корпус получит пробоину и заполнится водой? (Корабль потонет.).
Таким образом, учитель, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом учитель использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает детей в научный поиск, активизирует их мышление, вынуждает их прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала приближает учебный процесс в общеобразовательной школе к научному поиску.
Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых трудовых ситуациях. Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска. Естественно, что по содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые, ранее не известные явления и процессы; во втором — ученик открывает явления и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Другими словами, в первом случае открытия осуществляются в социальном плане, во-втором — в психологическом. Учитель, ставя перед учащимися проблему для самостоятельного исследования, знает как результат, так и пути решения и виды деятельности, приводящие ученика к правильному решению поставленной проблемы. Таким образом, исследовательский метод в школе не преследует цели сделать новые открытия. Он вводится учителем для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности.
Рассмотрим на конкретном примере элементы исследовательского метода. На уроке учитель ставит перед детьми задачу — подобрать для изготовления кораблика бумагу, которая должна обладать следующими признаками: хорошо окрашиваться, быть плотной, прочной, толстой. В распоряжении каждого ученика имеются образцы писчей, газетной, рисовальной, бытовой (потребительской) бумаги и кальки, кисти, баночки с водой. В процессе несложных исследований из имеющихся видов бумаги ученик выбирает для изготовления корпуса модели кораблика такую бумагу, которая обладает всеми перечисленными признаками. Допустим, что первый ученик начинает проверять признак окрашиваемости. Проводя кистью с краской по образцам писчей, газетной, рисовальной, потребительской бумаги и кальки, ученик устанавливает, что писчая, рисовальная, потребительская бумага и калька являются плотными бумагами, газетная — неплотной. Ученик делает вывод, что газетная бумага не годится для корпуса кораблика. Разрывая имеющиеся образцы бумаги, ученик устанавливает, что писчая и потребительская бумага непрочная. Значит, эти виды не подходят для изготовления корпуса кораблика. Далее ученик внимательно рассматривает оставшиеся виды бумаги — рисовальную и кальку — и устанавливает, что рисовальная бумага более толстая, чем калька. Следовательно, для изготовления корпуса кораблика необходимо использовать рисовальную бумагу. Эта бумага обладает всеми необходимыми признаками: хорошо окрашивается, плотная, прочная, толстая. Проверку видов бумаги следовало бы начинать с признака прочности. После этой проверки в распоряжении ученика осталось бы только два вида бумаги: калька и рисовальная. Проверка признака толщины дала возможность ученику из оставшихся двух видов сразу выбрать необходимую для кораблика рисовальную бумагу. При использовании исследовательского метода, как показывает рассмотренный пример выбора бумаги, ученику не дается готовое решение задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных исследований ученик самостоятельно приходит к обобщениям и выводам. Исследовательский метод активно развивает творческие способности учащихся, знакомит школьников с элементами научного поиска.
Метод обучения — это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения.
Успех словесных методов обучения используемый в учебном процессе начальной школы зависит от умения учителя правильно построить словесное объяснение и от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции словесного метода обучения от других методов и гиперболизации их значения. Данный метод является стержневым, в учебном процессе, на нем строятся все остальные методы.