Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Перспективы развития дошкольного образования в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня «в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные прогрессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества». Таким образом, в процессе модернизации образования, говоря о качестве, мы должны ответить на два вопроса: во-первых… Читать ещё >

Перспективы развития дошкольного образования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ тенденций развития современного мира, развития образования и науки со всей очевидностью подтверждает вывод о том, что основным ресурсом развития сегодня становятся человеческие ресурсы, специалисты, которые обладают умениями самопознания, самоопределения, самореализации в процессе взаимодействия с другими людьми. Именно этот факт обусловил обращение ученых к понятию «гуманитарные технологии». Гуманитарные технологии не есть новое явление в истории человечества, отмечает Е. Л. Мезенцев, просто на фоне расцвета, научно-технического прогресса, они ушли в тень, но всегда хранились в неявном виде, в литературе, искусстве, философии, политике, образовании.

Сегодня «в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные прогрессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества». Таким образом, в процессе модернизации образования, говоря о качестве, мы должны ответить на два вопроса: во-первых, позволят ли получить новое качество образования, и если позволят, то за счет чего, во-вторых, какие создаются механизмы для того, чтобы управлять постоянным улучшением этого качества? На уровне дошкольного образования эту роль должны выполнить введенные с 1 января 2014 года стандарты. [33].

Значимость и важность дошкольного образования сегодня обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через профессионально организованные специфические виды деятельности ребенка — игру, изобразительную деятельность, конструирование, наблюдение и экспериментирование — у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности. К ним относятся внимание, мышление, память, речь, воображение, которые при обучении в начальной школе и на последующих ступенях позволяют ребенку успешно получать знания по любой программе, усваивать различную информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался нерешёнными некоторые проблемы, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2012;2020 годы.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении.

Тем не менее, у российского дошкольного образования имеются серьезные перспективы развития, базирующиеся на достижениях советской школы и новых реалиях жизнедеятельности образовательных учреждений. Сегодня активно строятся детские сады по новым проектам, предписывающим вести непрерывную видеосъемку всего пространства учреждения в целях обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. В организациях, осуществляющих охрану дошкольных учреждений, будет концентрироваться огромный материал о всех действиях детей и воспитателей. Необходимо обеспечить условия, чтобы этот материал передавался в психолого-педагогические службы, был доступен родителям. Такой подход позволит снять большинство конфликтов родителей, общественности и администрации дошкольных учреждений, снизит накал страстей при разрешении всех конфликтов, вследствие возможности объективно увидеть и услышать причины и ход развития любого конфликта. [19].

Соответственно будут неизбежно созданы специализированные психолого-педагогические центры, анализирующие всю деятельность по развитию, воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. На основе чего: общество получит объективную информацию о характере и методах деятельности дошкольных учреждений (принцип государственно-общественного управления системой образования); психолого — педагогическая наука сделает серьезный шаг вперед в деле определения новых методов работы с дошкольниками, обеспечения их физического и психического здоровья, максимального развития в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. [19] Впервые за всю историю педагогики и детской психологии появляется возможность реально реализовать принцип индивидуализации воспитания и обучения для всех без исключения детей дошкольного возраста, посещающих учреждение дошкольного образования. Проблемы, связанные с поиском путей оптимального развития каждого ребенка на основе его всестороннего объективного изучения могут быть решены в ближайшие годы.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая. [18].

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным из них следует отнести:

ь необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;

ь стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;

ь интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;

ь постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;

ь возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;

ь конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций (ключевых направлений) в развитии системы (рисунок 3):

Базовые тенденции в развитии системы дошкольного образования.

Рисунок 3. Базовые тенденции в развитии системы дошкольного образования.

Введение

ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования обеспечивает его участникам:

воспитанникам: повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;

родителям: получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению: повышение имиджа и конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

Следует отметить, что при этом ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — уважения к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире. [24].

Миссией дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста и создание полноценного пространства развития ребенка. Насыщенное и обязательно безопасное жизнепроживание, связность взрослого и ребенка непосредственно в образовательном процессе, событийность, приоритет воспитательных и развивающих задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и общей культуры.

Итак, система дошкольного отечественного образования на современном этапе строится на принципах вариативности организационных форм, динамизма, гибкого реагирования на потребности семьи, общества и личности, характеризуется появлением новых видов воспитательно-образовательных творческих учреждений для детей.

Таким образом, в процессе модернизации образования, говоря о качестве, мы должны ответить на два вопроса: во-первых, позволят ли получить новое качество образования, и если позволят, то за счет чего, во-вторых, какие создаются механизмы для того, чтобы управлять постоянным улучшением этого качества? На уровне дошкольного образования эту роль должны выполнить введенные с 1 января 2014 года стандарты.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Прогнозирование развития любой централизованно управляемой сферы деятельности имеет смысл только в отношении к тем или иным управленческим шагам или инициативам. В данном случае в качестве такой инициативы выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017;2016 года Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» — разные типы и виды дошкольных учреждений (ДОУ).

ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Однако, на конец 2016 г. уровень охвата детей дошкольными учреждениями составил в среднем уже 65%. К 2018 году охват детей дошкольным образованием планируется увеличить до 89%.

Введение

ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования обеспечивает его участникам:

ь Повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития.

ь Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий).

ь Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.

ь Родителям: получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития.

Таким образом, изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 18 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер (см. рисунок 4 — сравнительный анализ).

Миссией дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

Изменения в проекте ФГОС в дошкольном образовании.

Рисунок 4. Изменения в проекте ФГОС в дошкольном образовании.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой