Разработка и реализация творческого проекта «Найди свой стиль»
Перейдем к вопросу планирования. Успешное осуществление проектного обучения студентов на уроках производственного обучения во многом зависит от умения преподавателем планировать свою деятельность. Планирование занятий предусматривает составление календарного плана на учебную четверть или полугодие и рабочих планов на каждое занятие. От преподавателя требуется тщательная подготовка как к изучаемой… Читать ещё >
Разработка и реализация творческого проекта «Найди свой стиль» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В России с 1994 года проводятся международные конференции по технологическому образованию обучающихся и подготовке преподавателей технологии и предпринимательства, в которых принимают участие специалисты России, Великобритании, Франции, Германии и других стран. За 10 лет существования образовательной области «Технология» два раза в 1997 и 2001 годах преподаватели технологии и предпринимательства стали «Учителями года России», что свидетельствует о творческом характере этой образовательной области [14].
Актуальность метода проектов в наши дни обусловлена прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать [10].
Рассмотрим проектное обучение на примере работы: «Найди свой стиль». Работа над проектом проводилась совместно с группой П 22 студентов 2 курса Курского государственного политехнического колледжа под руководством старшего мастера их классного руководителя — Дурневой В. Я.
Выполняя проекты, студенты участвуют в выявлении потребностей семьи, колледжа, общества в той или иной потребности, продукции и услугах, в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии продукции, конструировании и моделировании изделия, проявляя в своей деятельности творческий подход.
Из студентов, желающих принять участие в проекте, были созданы 3 группы. Группа № 1 рассматривала одежду классического стиля, группа № 2 — фольклорного стиля, группа № 3 — спортивную одежду. При этом, в их задачи входили: сбор информации о различных видах костюма, разработка фор-эскизов, творческих эскизов, рабочего рисунка, конструирование и изготовление костюма, оформление отчета о проделанной работе.
Вся работа выполнялась в несколько этапов (Таблица 2).
Таблица 2 Этапы работы над проектом.
Этапы работы. | Деятельность студентов. | Деятельность преподавателя. | |
Подготовительный. | Определение темы и целей проекта. | Обсуждают предмет с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Объясняет цели проекта, наблюдает. |
Организационный. | а) определение источников информации;
| Вырабатывают план действий. Формируют задачи. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает. |
Исследовательский. | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: исследование литературных и интернетисточников, опросы, наблюдения. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Консультирует. |
Технологический. | Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. | Выполняют эскизные проекты, конструирование, моделирование. Составляют технологические карты. Проводят дальнейшую разработку изделия. | Советует, помогает (по просьбе), наблюдает. |
Результаты и выводы. | Анализ информации. Формулирование выводов. | Анализируют информацию. Готовят презентацию, отчет. | Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо). |
Представление. | Возможные формы представления результатов: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, презентация. | Отчитываются, обсуждают. | Слушает, оценивает готовые работы студентов. |
Оценка результатов и процесса. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения с преподавателем и самооценок. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Методическое представление проекта студентов группы П22.
Для этой ступени образования роль проектной деятельности определяется двумя факторами [7]:
В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего». Единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование [2]. Поэтому в это время важно вывести обучающихся через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо «академического настоящего» у студента должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность обучающегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.
С другой стороны, в первые годы обучения в колледже более четко проявляются образовательные интересы обучающихся, связанные с планами на дальнейшую трудовую деятельность. Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и / или углубленной информационной базы в рамках предметных областей [60].
Проектное обучение студентов колледжа на занятиях производственного обучения состоит из следующих разделов:
- · Методический паспорт учебного проекта.
- · Осуществление учебного проекта.
- · Подведение итогов. Анализ проделанной работы.
Остановимся на них более подробно.
Методический паспорт учебного проекта.
Данный творческий проект предназначен для осуществления обучающимися политехнического колледжа работы на уроках производственного обучения для профессионального самоопределения. Тема учебного проекта тесно связана с изучением своих склонностей и интересов, познанием методики проектирования, рассмотрением наиболее распространенных стилей одежды, погружением в практику.
Цели проекта:
- · вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
- · систематизировать знания обучающихся о направлениях моды;
- · воспитание чувства ответственности при выборе профессии.
Задачи проекта:
- · приобщение к полезной деятельности;
- · развитие творческих способностей;
- · развитие художественного эстетического вкуса;
- · формирование навыков по исследовательской деятельности.
Возраст учащихся: 15−16 лет.
Время работы над проектом: 3−28 марта 2014 г.
Режим работы: 15 учебных часов.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: личные компьютеры, личные модемы, личные фотоаппараты, библиотека КГПК, интернет — источники.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): старший мастер — Дурнева В. Я.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес студентов, самореализация.
Новые практические приемы: погружение в практику, «примерка» будущей профессии.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории костюма и моды, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения представления о современных стилях в одежде.
Развитие навыков:
- ? самостоятельной работы с источниками, информационными технологиями;
- ? самостоятельного принятия решения;
- ? коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- ? мыслительной деятельности при планировании деятельности, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- ? творческих способностей;
- ? самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта «Найди свой стиль».
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию преподавателя.
Работа над проектом была разбита на шесть этапов:
Этап 1. Подготовка.
Студентам предлагается подготовить творческие эскизы будущих моделей коллекции. Модели должны быть отработанны по всем принципам разработки творческого эскиза. Могут быть представлены различные наглядные пособия из журналов. Преподаватель проводит беседу, рассказывает о истории костюма и моды. Вводный урок проводится с показом презентации «Стили в одежде», разработанной педагогом. Студенты самостоятельно посещают библиотеку колледжа для сбора наибольшего количества информации, определяют цели проекта.
Этап 2. Планирование.
Определив задачи и цели проекта, обучающиеся делятся на три группы:
- 1-ая группа (4 человека) занимаются изучением классического стиля;
- 2-ая группа (4 человека) занимаются изучением романтического стиля;
- 3-я группа (4 человека) занимается изучением спортивного стиля;
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу.
Этап 3. Исследование.
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями того или иного составляющего элемента костюма. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Преподаватель помогает составить план действий. Студенты, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих изделий, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Составляется технология изготовления проекта, подбираются возможные материалы, фурнитура, ткань. Преподаватель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
Этап 4. Результаты и выводы.
Студенты, выбрав оптимальные технологии изготовления, выполняют практическую работу по изготовлению выбранного костюма в масштабе 1:1. Вся работа ведется под наблюдением и с помощью учителя.
Этап 5. Презентация.
Результаты работы представляется на обсуждение в виде творческой работы включающей в себя: готовое изделие, собственные творческие разработки в рисунках, дневник проектной деятельности в программе Microsoft Word или презентации из 6−10 слайдов, выполненных в программе Microsoft Power Point.
Этап 6. Оценка результатов.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы в классе. Преподаватель и сами участники оценивает усилия друг друга, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета.
Роль преподавателя в проектной деятельности:
помогает обучающимся в поиске источников,.
- ? сам является источником информации,
- ? координирует весь процесс,
- ? поддерживает и поощряет студентов,
- ? поддерживает непрерывную связь.
Продумывая для себя учебный проект, педагог мысленно представляет реакцию студентов, предложение рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Обучающиеся, личностно присваивая проблему проекта, стремятся к оптимальной форме ее разрешения, что повышает качество обучения.
Перейдем к вопросу планирования. Успешное осуществление проектного обучения студентов на уроках производственного обучения во многом зависит от умения преподавателем планировать свою деятельность [6]. Планирование занятий предусматривает составление календарного плана на учебную четверть или полугодие и рабочих планов на каждое занятие. От преподавателя требуется тщательная подготовка как к изучаемой теме в целом, так и к каждому отдельному занятию. Необходимо тщательно подбирать разделы таким образом, чтобы соблюдались следующие принципы: систематичности и последовательности, от простого к сложному, связи теории с практикой, сознательного и активного участия обучающихся в процессе обучения.
Проектное обучение студентов колледжа предполагает наличие самостоятельных занятий, тем не менее, урок является основной формой организации учебной работы в колледже. Преподаватель обязан планировать каждый урок таким образом, чтобы максимально активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого студента [27].
Структура урока состоит из нескольких частей, которые могут меняться в зависимости от поставленной дидактической задачи. При выполнении проектов, как правило, наиболее ярким, значимым и показательным бывает заключительный урок — защита творческих проектов.
Система оценки проектных работ.
Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа и доступности для обучающихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Таким образом, практическое применение проектной методики студентов колледжа на занятиях производственного обучения, предполагает многоуровневое, комплексное развитие творческих и технологических умений на каждом из этапов выполнения проекта [61].
Мы полагаем, что проектное обучение активно влияет на развитие творческой личности в образовательном процессе СПО, вырабатывает навыки отбора целей и разработки актуальных и нестандартных решений проектной деятельности.