Введение.
Наглядные средства обучения в формировании интереса школьников к изучению курса ОБЖ
За последние годы характер средств наглядностей сильно изменился, и его возможности значительно расширились. Отбор средств наглядности и приёмов их использования происходит с учётом целей и условий преподавания. ГИПОТЕЗА: эффективное использование наглядных средств обучения на уроках ОБЖ способствует повышению интереса к изучаемому предмету, уровню усвоения учебного материала учащимися (на основе… Читать ещё >
Введение. Наглядные средства обучения в формировании интереса школьников к изучению курса ОБЖ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стратегической целью модернизации школьного образования является достижение нового качества образования.
В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации и повышение интереса к предмету.
Основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
В настоящее время всё больше внимания в обучении отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определённых условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Из истории педагогики известно множество примеров, когда с развитием личности в целом и с глубоким усвоением материала связывались принципы наглядности обучения (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский).
К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что, по сути, и должно явиться результатом качественного обучения.
В современной педагогической науке накоплен богатый материал, относящийся к проблеме использования методов обучения (Ю.К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И.Д. Зверев).
В работах И. Т. Огородникова, П. П. Блонского сравнивается эффективность отдельных методов обучения в школе; оптимизация педагогических приёмов учебной деятельности на основе преемственности в обучении и активизация обучения школьников представлены в трудах В. А. Черкасова, Э. С. Черкасова, Т. И. Шамова.
За последние годы характер средств наглядностей сильно изменился, и его возможности значительно расширились. Отбор средств наглядности и приёмов их использования происходит с учётом целей и условий преподавания.
В своей практике учителя — предметники стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребёнка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения информационно — компьютерных технологий в обучении считается повышение интереса к изучаемому предмету и мотивации учения.
Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Таким образом, наше исследование по теме «Формирование у школьников интереса к изучению курса основ безопасности жизнедеятельности», связано с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в школе.
Отметим, что это направление получает всё большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении учащихся.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение возможности использования наглядных средств обучения в формировании интереса школьников к изучению курса ОБЖ.
ЗАДАЧИ:
— изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
— дать научную характеристику наглядности;
— определить роль наглядности в процессе обучения школьников;
— обосновать использование информационно — компьютерных технологий на уроках ОБЖ;
— проанализировать результативность применения наглядных средств при помощи ИКТ в формировании интереса школьников к изучению курса ОБЖ.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: средства наглядности, используемые при формировании интереса к изучению курса ОБЖ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности применения средств наглядности на уроках ОБЖ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
— изучение и анализ психолого — педагогической литературы;
— анализ учебных документов.
ГИПОТЕЗА: эффективное использование наглядных средств обучения на уроках ОБЖ способствует повышению интереса к изучаемому предмету, уровню усвоения учебного материала учащимися (на основе успеваемости).
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: для изучения результативности применения наглядных средств при помощи ИКТ в формировании интереса к изучению курса ОБЖ в 10 — х классах мы использовали документы, предоставленные учебной частью СОШ № 19 г. Заполярный, за период с 2011 по 2013 учебные годы.