Исследование уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о традициях русской народной культуры
Исходя из полученных данных мы сделали вывод о необходимости разработки проекта по ознакомлению старших дошкольников с народными традициями. Назови известных тебе русских героев-богатырей, которых традиционно русские люди прославляют как сильных, смелых и отважных защитников Родины. Распределение уровней знаний дошкольников о традициях русской народной культуры проводилось нами по следующей… Читать ещё >
Исследование уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о традициях русской народной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация исследования
Выборка исследования. В экспериментальной работе приняли участие 30 дошкольников в возрасте 5−6 лет.
Цель экспериментальной работы: оценка уровня знаний о традициях русской народной культуры у старших дошкольников.
Сформулированные цель обусловила постановку следующих задач исследования:
ѕ подобрать методики в соответствии с целью работы;
ѕ провести исследование уровня знаний дошкольников о традициях русской народной культуры;
ѕ проанализировать результаты и сделать выводы.
Мы оценивали знания дошкольников о традициях русской народной культуры на основе диагностической методики М. Д. Маханевой и О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
Для оценки мы самостоятельно составили опросник, включающий 8 вопросов:
Цель: выявить знания дошкольников о традициях русской народной культуры.
Метод исследования — беседа.
- 1. Назови, пожалуйста, те качества, которые, с твоей точки зрения, больше всего ценятся в русском человеке, например, -доброта, широта души, стремление заботиться о близких людях, честность, что ещё?
- 2. Расскажи о том, как жили на Руси русские люди. Назови предметы быта русских людей.
- 3. Назови элементы традиционного русского костюма.
- 4. Назови праздники, которые отмечает весь русский народ.
- 5. Назови известных тебе русских героев-богатырей, которых традиционно русские люди прославляют как сильных, смелых и отважных защитников Родины.
- 6. Назови имена, которыми называли русских людей в старину.
- 7. Какие декоративно-прикладные промыслы России ты знаешь?
- 8. Какие декоративно-прикладные промыслы, народные виды рукоделия родного края ты знаешь?
Были определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В. И. Логинова, Г. И. Радвил).
Оценка выполнения задания проводилась по следующему принципу: за каждый вопрос ребенок получал 2 балла, если давал три и более правильных ответа (высокий уровень); 1 балл — за 1−2 правильных ответа (средний уровень); 0 баллов — при отсутствии правильных ответов, либо при отказе ребенка от ответа (низкий уровень).
Максимальное количество баллов при суммировании высших балльных показателей — 18.
Распределение уровней знаний дошкольников о традициях русской народной культуры проводилось нами по следующей выборке:
Высокий уровень — от 10 до 18 баллов ;
Средний уровень — от 6 до 10 балла ;
Низкий уровень — менее 6 баллов .
Результаты проведенного исследования мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1. Уровень сформированности знаний о народной культуре.
Дети. | задания. | Сумма баллов. | Уровень знаний. | |||||||
6. | ||||||||||
Настя Е. | средний. | |||||||||
Злата Р. | средний. | |||||||||
Дима С. | низкий. | |||||||||
Полина П. | средний. | |||||||||
Аня С. | низкий. | |||||||||
Леша С. | средний. | |||||||||
Настя К. | средний. | |||||||||
Маша Б. | средний. | |||||||||
Илья А. | низкий. | |||||||||
Рома М. | низкий. | |||||||||
Максим. | средний. | |||||||||
Саша Х. | низкий. | |||||||||
Артур О. | низкий. | |||||||||
Денис Л. | низкий. | |||||||||
Валера Т. | низкий. | |||||||||
Валера Н. | низкий. | |||||||||
Анжелика Д. | средний. | |||||||||
Илья Т. | низкий. | |||||||||
Марина М. | средний. | |||||||||
Эдик Б. | средний. | |||||||||
Миша К. | низкий. | |||||||||
Настя Р. | средний. | |||||||||
Катя К. | низкий. | |||||||||
Максим Р. | средний. | |||||||||
Мария М. | низкий. | |||||||||
Рома М. | низкий. | |||||||||
Максим. | средний. | |||||||||
Саша Х. | низкий. | |||||||||
Денис Л. | низкий. | |||||||||
Арина Ю. | средний. |
Наибольшие трудности у дошкольников вызвали задания № 3,6,7, 8 Ребята не знают или путают названия элементов традиционного русского костюма, затрудняются назвать старинные имена. Особенно заметно, что дети не то что не знают ответа, а даже не совсем понимают о чем идет речь в задании 7 и 8.
Таким образом, на основании количественного и качественного анализа данных, полученных на диагностическом этапе работы, мы сделали вывод о недостаточной сформированности уровня знаний старших дошкольников о традициях русского народа, знания о народных игрушках.
Исходя из полученных данных мы сделали вывод о необходимости разработки проекта по ознакомлению старших дошкольников с народными традициями.