Список использованной литературы
Посмотрите на него (демонстрируется портрет). Сократу семьдесят лет, это невысокий крепкий старик, в грубом бедняцком плаще и босой. Когда-то в Афины приехал учёный знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив и необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому, что не было в Афинах… Читать ещё >
Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. — Екатеринбург, 1999
- 2. Алексеева Н. М. Игры на уроках истории// Преподавание истории в школе. — 1994. — № 4
- 3. Ананьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. — М., 1996
- 4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989
- 5. Борзова Л. П. Игры на уроках истории. — М., 2001
- 6. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр// Преподавание истории в школе. — 1997. — № 3
- 7. Воспитание. Второй класс. «Ориентир». Ч.1/ Под ред.М. П. Осиповой. — Брест, 2001
- 8. Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1966. — № 6
- 9. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. — М., 1988
- 10. Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. — М., 1984
- 11. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения// Классный руководитель. — 2001. — № 8
- 12. Гуревич А. Я. История конца ХХ века в поисках метода. — М., 1999
- 13. Занько С. Ф. Возможности обучающих игр// Обществоведение в школе. — 1998. — № 2
- 14. Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения: В 2 т. Т.2. — М., 1992
- 15. Игровое моделирование: теория и практика/ Под ред.И. С. Ладенко. — Новосибирск, 1987
- 16. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей// Преподавание истории в школе. — 1989. — № 4
- 17. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989
- 18. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб, 2001
- 19. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М., 2001
- 20. Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории// Преподавание истории в школе. — 1999. — № 8
- 21. Куприянов Б. В., Рожков М. И. Организация и методика проведения игр с подростками. — М., 2000
- 22. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М., 1998
- 23. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. — М., 1978
- 24. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 8 т. Т.4. — М., 1978
- 25. Озеркова И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания// Школьные технологии. — 2000. — № 1
- 26. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. — М., 1996
- 27. Селевко Г. К. Великая иллюзия. Игра как метод обучения// Учительская газета. — 2005. — № 40
- 28. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998
- 29. Чшиева Т. Л. Использоваие технологии деловых компьютерных игр при обучении основам экономики и управления// Народное образование. — 1999. — № 6
- 30. Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх// Преподавание истории в школе. — 1997. — № 3
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Урок-игра с элементами дискуссии.
«Суд над Сократом».
Познавательное задание на весь урок:
- · Были ли справедливы и обоснованы обвинения, выдвинутые против Сократа?
- · Почему всеми уважаемый человек предстал перед судом?
- · Считаете ли Вы справедливым смертный приговор Сократу?
Ход игры Слово ведущего:
Идёт 399 год до н.э. Прошло всего пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тоже вопрос: как случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь этот город оказался на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие как Сократ? Что бы выяснить это, мы и собрались сегодня на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала послушаем Платона, его ученика.
Платон: Я — ученик Сократа! Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше — о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до нашей эры в бедной семье каменотёса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Я не знаю кто он по профессии, он никогда ни говорил об этом, но слышал, что люди говорили, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрёл особый вид беседы, который мы называем сократовским. Суть её в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких, так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что всегда доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить или посмеяться, сам про себя он говорил: Я знаю только то, что ничего не знаю, и добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник Афинской демократии, но критикует её. Не за это ли теперь его судят? Сам Сократ называет себя не мудрецом, а любящим мудрость, отсюда и произошло понятие философия, которое означает — любовь к мудрости.
Демонстрируются написанные на доске афоризмы, принадлежащие Сократу:
- 1. Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть.
- 2. Говорят, что боги ни в чём не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога.
- 3. Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись.
- 4. Если бы мы брали всё, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили.
Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения.
Слово ведущего:
Обратите внимание на количество судей — 500. это сделано для того, чтобы затруднить их подкуп, к тому же, этот суд особый. Такого не было уже лет двадцать. Судят философа!
Посмотрите на него (демонстрируется портрет). Сократу семьдесят лет, это невысокий крепкий старик, в грубом бедняцком плаще и босой. Когда-то в Афины приехал учёный знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив и необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому, что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но философ остановил их: «Граждане, он сказал вам чистую правду: я действительно чувствовал в себе жадность и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитал себя и вот — стал таким, каким вы меня знаете».
Так что о воровстве, обиде, обмане или государственной измене и речи идти не может. Так за что же судят Сократа? Послушаем трёх главных обвинителей — Милета, Анита и Ликона.
Анит: Я гражданин Афин, Анит. Я обвиняю Сократа в том, что он не признаёт государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ — уважаемый человек в нашем городе, много говорит, много беседует с людьми. А что если, другие станут поклоняться новым богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые наши граждане недостаточно стойко защищали наших богов.
Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это. Говорят, что он поклоняется новым богам — это про то, что у него есть внутренний голос который он постоянно слышит и слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса богов с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамения богов дающиеся в полёте птиц и пламени жертвенного костра. Почему вы не верите, что и Сократу боги могут что-нибудь говорить?
Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он — враг народа! Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причём так смешно, как кормчего выбирать на корабль по жребию, а не по знаниям и опыту.
Голос из толпы: Но это же неправильно! Нельзя заниматься каким-либо делом, не научившись ему. Нельзя хорошо управлять государством потому, что принадлежишь к власти по рождению!
Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя наш флот в гибельный поход на Сицилию, а когда война закончилась — нас чуть не извёл жестокий Критий, глава «тридцати тиранов». Но ведь оба они — ученики Сократа.
Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ — не враг народа, а его друг. И Алкивиад и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его, утверждая, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что государством должны управлять хорошие люди, но не говорил, что хорошим можно быть только по рождению. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться этому.
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам беднее всякого нищего. Я сам слышал как на рынке Сократ приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей без которых можно обойтись».
Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укорила мужа: «Что скажут люди о нашей бедности?». Он ответил улыбнувшись: «Если люди разумные, то им всё равно, а если не разумные, то нам всё равно». Сократ может быть чудак, но никак не враг народа!
Фокион: Я Фокион, тоже считаю что Сократ не портит нравы молодёжи. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим».
Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ — чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задаёт вопросы и не даёт ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, всё равно чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять законы государства, он доискивается что такое истинная справедливость.
Голос из толпы: Сократ — насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же думать до бесконечности, надо когда-то и дела делать.
Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чём его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не потому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о Солнце и звёздах, но разве я могу в доказательство сделать хоть одну маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и плохих поступках, то я сам стараюсь делать хорошие и не делать плохих, и это лучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.
Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завёл разговор с Сократом.
- — Хорошо ли красть? — спросил он у меня.
- — Нехорошо, — ответил я.
- — Всегда?
- — Всегда, — ответил я.
- — А украсть оружие врага перед сражением?
- — Да, надо уточнить: «У друзей красть нехорошо».
- — А украсть меч у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? — продолжал допытываться Сократ.
- — Да, надо уточнить, но как?
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.
Слово ведущего: Мы выслушали речи и обвинителей и защитников, а теперь представим слово самому Сократу.
Сократ: Граждане Афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьёзно. Наверное дело не в них, а в чём-то другом. Нет, афиняне привлекли меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился, ведь я то знал, что этого не может быть — ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошёл по людям учится уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своём ремесле знал гораздо больше меня. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всём и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я мудрее чем они.
С этих пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это и невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе и другим. Задумываясь над этими вопросами никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я думаю, что совсем не виноват.
Слово ведущего: Судьи начали совещаться. Обвинений Милета, Анита и Ликона всерьёз никто не принимает. Однако, судьи, как и многие другие, не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этими спорами. Сейчас подвернулась хорошая возможность отомстить. К тому же, кто-то должен стать виновным в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.
Судьи: Мы признаём Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинители должны предложить свою меру наказания, а обвиняемый — свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю умам вашим впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому, я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казённый счёт, потому что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить если всего добра у меня и на пять мин не наберётся.
Слово ведущего: Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Сторонники остались довольны, противники — восприняли её как издевательство над собой. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь.
Сократ: Граждане, я старый человек и смерти боятся мне не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно она избавит меня от тяжкой дряхлости и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратится к ним со своими расспросами, и это будет ещё лучше. Поэтому давайте разойдёмся: я — чтобы умереть, вы — чтобы жить, а что из этого лучше — нам неизвестно.
Ученик: Казнили Сократа не сразу. Был праздничный месяц и все казни отложили. Друзья предлагали Сократу бежать, но на это он ответил: «Куда? Разве есть такое место где люди не умирают?». Его спросили, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: «Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а моё мёртвое тело».
Другой ученик: Казнили Сократа в Афинах. Ему подали чашу с вином, в котором был яд — он выпил её до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише, умирать надо по хорошему». Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнёс: «Принесите жертву богу здоровья». Когда последний вздох покидал его тело, многим послышался голос, который горько молвил: «Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться».
Приложение 2
Урок-викторина.
" История России в стихах" .
Цели:
- 1. Закрепить полученные на уроках истории знания.
- 2. Пробуждать интерес к предмету.
- 3. Развивать умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент:
Учитель объявляет тему игры, представляет три команды по шесть человек каждая. Капитаны представляют свои команды.
2. Условия игры:
Предлагается три конкурса.
Первый — «Старинные русские города» (каждой команде зачитывается стихотворение о городе.
Ребята должны отгадать город и ответить на вопросы: 1-й — о каком городе идет речь? 2-й — где он основан? 3-й — кто основал? 4-й — назвать архитектурно-исторические памятники этого города. За каждый вопрос — один балл).
Задание первой команде:
Святой Софии купола Отсюда путнику светили.
Славян столица здесь была Впервые русских здесь крестили.
(ответы: г. Киев, на 1-й — 860 г., на 2-й — р. Днепр, на 3-й — князь Кий, на 4-й — Золотые ворота, Софийский собор).
Задание второй команде:
Град, что строил Долгорукий Посреди глухих лесов Вознесли любовно внуки Выше прочих городов.
(ответы: г. Москва, на 1-й — 1147 г., 2-й — Москва-река, 3-й — князь Юрий Долгорукий, 4-й — собор Василия Блаженного).
Задание третьей команде:
По живленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами, Темно-зелеными садами Ее покрылись острова.
(ответы: г. Санкт-Петербург, на 1-й — 1703, 2-й — р. Нева, 3-й — Петр Первый, 4-й — Кунсткамера).
ПОЯСНЕНИЕ Команды за этот конкурс могут получить за каждый правильный ответ один балл (в идеале — 5).
Конкурс второй — «Поймай дату!» (каждой команде ведущий читает три стихотворения, команда посоветовавшись должна назвать дату и событие. За правильный ответ — один балл).
Задания первой команде:
Государь прочитал и, спокоен и строг, Повернулся к Ахметовым людям.
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем!» .
(ответ: 1480 г. — завершение ордынского ига).
Киев замер, в одночасье вымер, Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь Владимир Сокрушал языческих богов.
(ответ: 988 г. — крещение Руси).
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки ;
Французы тут как тут.
(ответ: 1812 г. — Бородинское сражение) Задания второй команде:
Позади у воинов Непрядва, Слева — затуманившийся Дон.
И простор великий только на два, Только на два стана разделен.
(ответ: 1380 г. — Куликовская битва).
Прервался древний царский род, Распалась связь времен, И обсуждают на Руси:
" Кому же быть царем?" .
(ответ: 1613 г. — начало правления династии Романовых).
Полки ряды свои сомкнули, В кустах рассыпались стрелки, Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы Сквозь огнь окопов рвутся шведы.
(ответ: 1709 г. — Полтавская битва).
Задания третьей команде:
Впереди по звонким льдинам, Гремя тяжелой чешуей Левонцы едут грозным клином Свинной железной головой.
(ответ: 1242 г. — Ледовое побоище) Был страшный год, когда все страны Боялись больше чем огня, Батыя, внука Чингиз-хана, Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли.
В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли.
(ответ: 1237 г. — вторжение монголо-татар на Русь) Молодой, широкоплечий, статный Перед Грозным Федоров Иван О палате рассуждал печатной, Где поставит он печатный стан.
(ответ: 1564 г. — начало книгопечатания на Руси) Заключительный конкурс: «Великие личности России» (каждая команда должна назвать историческую личность и ответить на вопросы ведущего после прочитанного ведущим стихотворения. Один ответ — один балл).
Задание первой команде:
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.
(ответ: Петр Великий).
Вопросы: 1-й — о ком здесь говорится? 2-й — чем этот человек прославился? 3-й — когда правил?
Задание второй команде:
Славься, народу давший свободу.
Доля народа, счастье его ;
Свет и свобода! Прежде всего.
(ответ: Александр 2).
Вопросы: 1-й — о каком императоре идет речь? 2-й — о какой свободе здесь говорится? 3-й — когда произошло событие?
Задание третьей команде:
В этот памятный год москвичи неспроста Дали прозвище князю: Иван Калита.
Калита — «это значит мешок для монет, И точнее для князя названия нет» .
(ответ: князь Иван 2).
Вопросы: 1-й — за что москвичи дали князю такое прозвище? 2-й — в каком веке он правил?
3-й — чем прославился?
Подведение итогов: подсчет очков, награждение команд, команды-победительницы.
Приложение 3
Примерные темы проектов по истории.
- 1. Мир глазами древних шумерца, египтянина и китайца.
- 2. Нравы и быт древних эллинцев и римлян.
- 3. Идеалы и образование в раннее Средневековье.
- 4. Путь из варяг в греки — фактор образования русской государственности.
- 5. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
- 6. Феномен православной русской культуры.
- 7. Галерея забытых знаменитых художников России (до ХХ века).
- 8. От каменного рубила до компьютера.
- 9. План развития России по шведскому образцу.
- 10. Альтернативы развития России в XVI веке.
- 11. Учебник истории — каким он должен быть.