Оценка эффективности применения игровых интерактивных методов в процессе ознакомления педагогов с оздоровительными технологиями в ДОО
Также на контрольном этапе эксперимента, как и на констатирующем, использовался метод наблюдения. Целью применения данного метода на контрольном этапе было определение динамики уровня сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьсбережения. При наблюдении нами также заполнялась таблица, состоящая из следующих критериев: умения в области здоровья, навыки в области… Читать ещё >
Оценка эффективности применения игровых интерактивных методов в процессе ознакомления педагогов с оздоровительными технологиями в ДОО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольный этап эксперимента проводился в период март-апрель 2016 г. в структурном подразделении № 7, 8, 9 ГБОУ СОШ № 1352 г. Москвы.
На контрольном этапе решалась задача определения эффективности игровых интерактивных занятий по ознакомлению педагогов с оздоровительными технологиями в ДОО.
В начале контрольного этапа педагогам была предложена анкета из 7 вопросов, которые были сформулированы в связи с приобретением практического опыта участия в игровых интерактивных занятиях. Вопросы были открытого и закрытого типов. Они касались отношения к интерактивным педсоветам, эффективности применения игровых интерактивных занятий для приобретения знаний в области здоровьесбережения, выбора наиболее эффективного из предложенных игровых интерактивных занятий, а также желания педагогов участвовать в деловых играх, тренингах, семинарах, мастер-классах в дальнейшем и намерений применять игровые интерактивные занятия в своей профессиональной деятельности.
Результаты анкетирования показали, что 28 педагогов считают игровые интерактивные мероприятия более эффективными, чем традиционные методы обучения. Свой опыт педагоги аргументировали тем, произошли позитивные изменения в отношении к здоровью, о чем свидетельствуют не только эмоциональная значимость и заинтересованность вопросами здоровья, но и активное стремление, включенность в профессиональную деятельность по сохранению здоровья. Педагоги лучше стали ориентироваться в терминах в области здоровьесбережения; появились более структурированные знания в области здоровья; появилось желание по организации индивидуальной и коллективной работы по здоровьесбережению детей. Все педагоги оценили игровые интерактивные занятия как эффективные для приобретения знаний, умений и опыта в области здоровьесбережения. Как наиболее эффективные были выделены: деловая игра «Образовательный оазис» — 12 человек, тренинг для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» — 14 человек, мастер-класс «День здоровья педагогов» — 23 человека. Все педагоги высказали желание и в дальнейшем, чтобы мероприятия организовывались с применением игровых интерактивных методов. 18 человек планируют применять деловые игры, тренинги в осуществлении здоровьесберегающей деятельности.
Для решения задачи оценки эффективности применения игровых интерактивных методов, так же как и на констатирующем этапе, использовали опрос и наблюдение.
Метод опроса применялся для выявления знаний педагогов в области здоровьесбережения. Опросник включал 7 вопросов, касающихся компетентности педагогов в области здоровья. Ответы педагогов анализировались.
В опрос также как на констатирующем этапе эксперимента был включен ряд заданий, предполагающий ориентировку педагогов в основных терминах, составляющих основу здоровьесберегающих технологий.
В результате анализа ответов были выявлены позитивные изменения в области представлений о здоровьесберегающих технологиях, вырос уровень осознания ценности здоровья, стали более прочными представления о методах пропаганды, о методиках проведения консультационных и профилактических мероприятий, о мониторинговой работе в области здоровьесбережения.
Результаты опроса оценивались на основании критериев, связанных с количеством правильных и полных полученных ответов. Анализ данных показал, что 25 педагогов находятся на высоком уровне знаний с оздоровительными технологиями, 7 человек — на среднем уровне, низкий уровень никто не показал.
Результаты представлены в таблице № 3.
Таблица 3 — Уровни знаний педагогов в области здоровьесбережения.
Уровни. | Количество человек. | ||
Констатирующий. | Контрольный. | ||
Высокий Средний. |
|
| |
Низкий. | ; | ||
Из приведенной выше таблицы мы видим, что на контрольном этапе высокий уровень показали 25 педагогов, это на 16 человек больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Средний уровень показали 7 человек. Педагоги, которые на констатирующем этапе показали низкий уровень знаний в области здоровья, то на контрольном этапе поднялись до среднего уровня.
Также на контрольном этапе эксперимента, как и на констатирующем, использовался метод наблюдения. Целью применения данного метода на контрольном этапе было определение динамики уровня сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьсбережения. При наблюдении нами также заполнялась таблица, состоящая из следующих критериев: умения в области здоровья, навыки в области здоровья и характеристики личности. Деятельность оценивалась по 5 балльной шкале. Педагогу выставлялась оценка от 5 (максимальное проявление) до 0 (отсутствие качества). После этого выводилась усредненная оценка. Результаты анализа позволили нам выделить 3 уровня сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьсбережения. Высокий уровень показали 17 человек; средний уровень 15 человек; низкий уровень никто не показал.
Результаты представлены в таблице № 4.
Таблица 4 — Уровни сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах здоровьесбережения.
Уровни. | Кол-во педагогов. | ||
Констатирующий. | Контрольный. | ||
Высокий. | |||
Средний Низкий. |
| ||
Представленные данные позволили констатировать, что у педагогов наблюдается положительная динамика в изменении роста уровня сформированности профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения. По сравнению с констатирующем этапом эксперимента, на контрольном этапе количество педагогов с высоким уровнем увеличилось на 13 человек; на 9 человек снизилось количество педагогов со средним уровнем развития данного компонента. Низкий уровень сформированности профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения не был выявлен ни у одного педагога.
Результаты метода наблюдения показали, что педагоги после внедрения серии игровых интерактивных занятий в мероприятия начали более вариативно подходить к выбору здоровьесберегающих технологий, грамотно и творчески подбирать методы, приемы и средства профессиональной деятельности, начали анализировать учебный материал в соответствии с особенностями психического развития детей.
Делаем вывод, что уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения на контрольном этапе эксперимента значительно выше, чем на констатирующем.
Таким образом, данные контрольного эксперимента позволяют констатировать, что игровые интерактивные занятия по ознакомлению педагогов с оздоровительными технологиями являются эффективными методами обучения. Некоторые педагоги стали применять элементы игровых интерактивных занятий с родителями и детьми.
Проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента продемонстрировало недостаточно сформированную здоровьесберегающую компетентность педагогов в ГБОУ СОШ № 1352 г. Москвы. С помощью анкетирования было выявлено, что большинство педагогов показали средний уровень знаний в области здоровьесбережения: несистематизированные поверхностные фрагментарные знания о здоровьесберегающих технологиях. Также наблюдение показало, что профессиональная компетентность в вопросах здоровьесбережения сформирована у большинства педагогов на среднем уровне: умения сформированы, но не в системе. У большинства педагогов отсутствует мотивация к решению здоровьесберегающих задач; ценность здоровья для педагогов не является мотивом к здоровьесберегающему поведению. Мы видим, что причины этого находятся в отсутствии специальной работы с педагогами по систематизации знаний, умений, навыков в области здоровьесбережения, а также в формальном и ограниченном подходе к организации работы (преобладание традиционных форм, отсутствие игровых интерактивных методов обучения).
Целью экспериментальной работы на формирующем этапе являлось апробация серии занятий по ознакомлению педагогов с оздоровительными технологиями в ДОО. Нами было предложено 6 игровых интерактивных занятий: тренинг для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОО», деловая игра «Знатоки здоровьесберегающих технологий», деловая игра «Образовательный оазис», мастер-класс «День здоровья педагогов», деловая игра «Здоровьесбережение дошкольников через терапевтические возможности искусства в ДОО», семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя».
Каждое игровое интерактивное занятие было организовано в соответствии со следующими условиями: нахождение проблемной формулировки темы занятия; организация разнообразных ситуаций общения;
равноправная позиция педагога на занятии; наличие правил; развитие навыков анализа и самоанализа; комфортность обучения; интеллектуальная состоятельность; моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения. В процессе проведения игровых интерактивных занятий был отмечен интерес педагогов к работе в интерактивном режиме, активность в выполнении заданий, упражнений и обсуждении результатов.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что игровые интерактивные занятия являются эффективными методами обучения педагогов. Сами педагоги отметили, что произошли позитивные изменения в их отношении к собственному здоровью, к здоровому образу жизни. Воспитатели проявили заинтересованность вопросами здоровья и активную включенность в профессиональную деятельность по сохранению здоровья дошкольников.
Педагоги показали способности выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье; проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу по здоровьесбережению; активизировать внешние и внутренние ресурсы для сохранения своего здоровья и здоровья детей; применять нормативно-правовые акты по охране здоровья в практической деятельности; разрабатывать и применять на практике методы и технологии формирования, укрепления и сохранения собственного здоровья и здоровья детей; оказывать помощь коллегам и родителям в познании своего здоровья и ресурсов его сохранения и укрепления; применять методы формирования мотивационных основ здорового образа жизни у детей и их родителей; формировать у себя и у детей адаптивные возможности; организовывать свой образ жизни с позиций здоровьесбережения.
Педагоги лучше стали ориентироваться в терминах в области здоровьесбережения; появились более структурированные знания в области здоровья. Проведенная работа способствовала применению игровых интерактивных методов педагогами в работе с родителями и детьми.