Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская) — теория диалогизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х. Г. Гадамер, С. Ю. Курганов, К. Яспер и др.) — теория поликультурного образования и сравнительный педагогический анализ (В.П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова, JT. M… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования педагогического процесса в общеобразовательной школе
    • 1. 1. Характеристика современной общеобразовательной школы, ее особенности и перспективы
    • 1. 2. Культуросообразный и личностно-ориентированный подход к проектированию содержания образования в поликультурной школе
    • 1. 3. Особенности стиля межличностного взаимодействия в поликультурной школе
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. Условия эффективности проектирования педагогического процесса в поликультурной школе
    • 2. 1. Проект целенаправленного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе
    • 2. 2. Особенности управления инновационным педагогическим процессом
    • 2. 3. Эффективность инновационного подхода к организации педагогического эксперимента в поликультурной школе
  • Выводы ко второй главе

Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что привело к активизации национального самосознания этносов и определило потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.

В этих условиях происходит становление новых ценностей и целей образования, усиливается значимость поликультурного образования, повышается роль культурологической составляющей педагогического процесса, призванного сформировать творческую, гуманную личность, способную к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной многонациональной среде.

Современное образование призвано способствовать сохранению традиций, открытию новых культур, вероисповеданий, знакомству с многообразием обычаев, норм поведения, формированию способности к принятию разных культур и бережного к ним отношения.

Педагогическая наука призвана с опережением реагировать на изменения ценностей и целей образования путем разработки и проектирования перспектив развития поликультурного образования.

Настоящие социокультурные и педагогические реалии выдвигают перед регионами задачи создания региональных программ, проектов, учитывающих социально-экономические, духовно-нравственные, этни-ческо-национальные, культурно-исторические, языковые и другие специфические особенности конкретных областей, краев, автономных республик, крупных городов.

Общеобразовательные школы Приднестровья представляют собой поликультурные системы, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей населяющих этот край народов посредством внедрения принципов национальной культу-росообразности и билингвального образования.

Это вызывает необходимость проектирования инновационного содержания педагогического процесса, основанного на современной методологии, в которой поликультурное образование рассматривалось бы как неотъемлемая часть целостного учебно-воспитательного процесса поликультурной школы.

Анализ развития педагогической науки и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим идеалам, воспитание культуры межнациональных отношений занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.

Гуманистический тип педагогической деятельности, связь образования и культуры, необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовной, нравственной, свободной личности, — в этих проблемах заключено воплощение идей выдающихся педагогов-гуманистов прошлого: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Т. Кампанелла, Т. Мора, А. Дистервега, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого.

В трудах видных отечественных педагогов В. И. Водовозова, Н. К. Крупской, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других подчеркивается важность приобщения ребенка к народной культуре, показана роль педагогики в формировании особенностей национального характера человека, раскрывается зависимость качества и результатов педагогического процесса от объема изученных мировых сокровищ культуры каждого народа, этноса.

В трудах B.C. Библера, Н. И. Бердяева, М. С. Кагана, И. Канта, Б. Т. Лихачева, Ж. Ж. Руссо, Н. С. Розова, В. А. Ядова и других культура рассматривается как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

Весьма ценными для нашего исследования представляются педагогические основы поликультурного образования, разрабатываемые в трудах современных ученых: методология и компоненты поликультурного образования (З.А. Малькова, J1. J1. Супрунова, М. Н. Кузьмин, J1.M. Сухорукова) — концепции личностно-ориентированного поликультурного воспитания (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — обоснование поликультурности как дидактического принципа (Г.Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, В.Т. Фоменко) — технологии подготовки поликультурно-ориентированного педагога (А.Д. Алферов, Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Н. В. Кузьмина, C.B. Кульневич, В. А. Сластенин, JI.M. Сухорукова).

Для нашего исследования были интересны и полезны идеи зарубежных психологов и педагогов Дж. Бенкса, Р. Бернса, У. Глассера, А. Маслоу, Дж. Мида, А. Нейла, К. Роджерса, К. Юнга, в трудах которых рассматривается круг вопросов, важных для научной постановки развития поликультурного образовательного пространства.

В ракурсе нашей проблемы мы обратились к наиболее важным исследованиям сравнительной педагогики, раскрывающим значение зарубежного опыта в области поликультурного образования применительно к отечественному (В.П. Борисенков, B.JI. Вульфсон, Н. Д. Никандров, З. А. Малькова, К. И. Салимова и др.).

Важную роль для нашего исследования сыграли работы философов, рассматривавших вопросы проектирования разного рода систем и их компонентов (В.Г. Афанасьев, В. А. Веников, В. М. Глушков, Э. Г. Юдин и др.).

Интерес для настоящего исследования представляют труды отечественных психологов, чьи идеи могут быть реализованы в проектировании систем и подсистем педагогического процесса и общности (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Л. М. Фридман и др.).

В отечественной педагогике существуют отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку проблемы проектирования педагогического процесса (С.Н. Архангельский, В. И. Андреева, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, С. И. Высоцкая, A.A. Греков, Е.С. Заир-Бек, A.C. Макаренко, А. И. Умата, В. А. Сухомлинский и др.).

Проблемно-дидактические вопросы проектирования раскрываются в научных исследованиях А. П. Аношкина, В. И. Богомолова,.

A.C. Границкой, В. В. Гузеева, И. И. Ильясова, В. В. Серикова, И. Б. Сенновской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и др. В большинстве своем они определяют педагогическое проектирование как механизм разработки технологии обучения в теории и практике.

На проектирование как проявление творчества в деятельности педагога указывается в ряде работ ученых В. И. Андреева, A.C. Белкина, Т. И. Власовой, А. Я. Данилюка, В. И. Загвязинского, М. М. Поташкина,.

B.А. Черкасова и др.

Проблематика нашей работы вызвала необходимость обращения к диссертационным исследованиям О. В. Гукаленко, Ю. А. Гончарова, Д. А. Махоника, Е. О. Орлова, A.B. Шафникова, Е. А. Тирской, И.В. Ко-локоловой, Т. П. Ильевич и других, анализ которых свидетельствует о том, что вопросы проектирования педагогического процесса в поликультурной школе до настоящего времени не исследовались. Это во многом объясняется тем, что ученые не ставили своей целью создание проекта целенаправленного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.

В то же время анализ трудов ученых, диссертационных работ демонстрирует разрозненность теоретических идей в области педагогического проектирования, отсутствие работ, посвященных проектированию педагогического процесса в поликультурной школе.

Изложенное подтверждает, что в педагогической науке, в трудах отечественных и зарубежных ученых накоплен определенный опыт, позволяющий высветить обоснованные предпосылки для исследования проблематики проектирования педагогического процесса в поликультурой школе.

Объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия:

— между высоким уровнем научных разработок в области проектирования в педагогической теории и неразработанностью принципов проективного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе;

— между высоким уровнем технологических разработок в области культуросообразного подхода к образованию и низкой разработанностью механизмов его внедрения в педагогический процесс;

— между объективно существующим поликультурным образованием и недостаточной реализацией целей и задач проектирования педагогического процесса в общеобразовательной школе на принципах поликультурности;

— между реальными потребностями общества в эффективной организации и результативности педагогического процесса и неготовностью современного учителя реализовывать инновации в проектировании целостного педагогического процесса в поликультурной школе.

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также выявленные противоречия определили постановку проблемы исследования: «Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе».

Объект исследования: целостный педагогический процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: проектирование поликультурного педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Цель исследования: определить концептуальные и технологические основы организации проектирования педагогического процесса в поликультурной школе.

Гипотеза: проект педагогического процесса, являясь научной основой и педагогическим механизмом организации учебно-воспитательной работы и межсубъектного взаимодействия в поликультурной общеобразовательной школе, будет эффективным если:

— его содержание будет опираться на принцип поликультурности и в нем будут учтены в диалектическом соотношении культуры разных народов;

— он будет базироваться на свободе выбора учащимися и педагогами цели, содержания и способов действий в конкретных учебных и воспитательных ситуациях;

— в нем будут определены условия эффективности проектирования инновационного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.

Задачи исследования.

1. Уточнить сущность и содержание понятий «поликультурное образование», «поликультурная общеобразовательная школа», «инновационный поликультурный педагогический процесс».

2. Проанализировать различные подходы к организации поликультурного образования и выявить особенности построения школьного образования в условиях поликультурного региона.

3. Разработать и экспериментально апробировать концептуальный проект организации педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.

4. Выявить педагогические условия эффективности управления инновационным поликультурным педагогическим процессом.

5. Разработать учебно-методические рекомендации по овладению и применению технологии проектирования педагогического процесса в контексте принципа поликультурности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская) — теория диалогизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х. Г. Гадамер, С. Ю. Курганов, К. Яспер и др.) — теория поликультурного образования и сравнительный педагогический анализ (В.П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова, JT.M. Сухорукова, Дж. Бэнкс и др.) — аксиологический (А.Я. Данилюк, И. Б. Котова, A.B. Петровский, E.H. Шиянов) и деятельностный (JT.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В.Т. Фоменко) подходы в образованииконцепция мира и человека в мире (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев) — идеи интеграции (Г.В. Абросимова, А. Я Данилюк, Г. А. Монахова, А. И. Новиков и др.) — концепция педагогического проектирования (В.А. Андреев, А.П. Анош-кин, A.A. Греков, С. И. Архангельский, В. С Безрукова, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, В. И. Загвязинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский) — идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Н.И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, В. В. Сериков, C.B. Кульневич, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.).

Работа основывается также на научных подходах к проектированию видов деятельности педагога и педагогической культуры (Е.И. Артамонов, A.A. Бодалев, В. П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов, J1.M. Фридман, В. В. Краевский, C.B. Кульневич, A.B. Мудрик и др.).

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение опыта практической работы учителей в аспекте изучаемого вопросадиагностический анализ потребности и готовности педагогов и учащихся к поликультурному образованию и проектировочной деятельностиопытно-экспериментальная работа по проектированию педагогического процесса в условиях поликультурного образованияинтервьюирование и анкетирование, с помощью которых были выявлены типичные затруднения педагогов в осуществлении проектирования учебного процесса и воспитательной внешкольной работытестирование с целью выявления эффективности поликультурного образованияпедагогический эксперимент, направленный на совершенствование технологии проектирования поликультурного процесса обучения и воспитания, а также методы статистической обработки результатов исследования. При выборе методов исследования учитывались принципы культуросообразности, личностного подхода, объективности, сравнимости, систематичности.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа (с 1998 по 2003 год).

На первом этапе (1998 г.) были определены основные проблемы и противоречия общечеловеческого и национального компонента взаимодействия культур в учебно-воспитательном процессе, осуществлялась выработка гипотезы, постановка целей и задач исследования. Проблемно-поисковый метод выявил тенденции развития поликультурного образования в отечественном и зарубежном опыте.

На втором этапе (1999;2000 гг.) осуществлялось теоретическое и практическое исследование проблемы, проводилась работа по анализу и синтезу педагогического, психологического, общенаучного знания, связанная с разработкой теоретических аспектов поликультурного образования. Осуществлялось методологическое обоснование сущности и содержания проектирования педагогического процесса в поликультурной школеобобщались данные о социокультурной ситуации в регионе, изучалась специфика культуры и опыт работы учителей региона.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) проводилась опытно-поисковая работа по определению содержания, структуры проекта поликультурного педагогического процесса. Проводилась экспериментальная работа, анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались научные рекомендации. Осуществлялись публикации результатов исследования и литературное оформление диссертации.

Базы исследования.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ Приднестровья № 2, 6, 7, 9 (г. Тирасполь), молдавского теоретического лицея, русско-молдавской школы (с. Терновка, Слобод-зейского района).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено содержание понятий «поликультурная школа», «поликультурное образование», «поликультурный подход в учебно-воспитательном процессе» в контексте культурологического, личностно-ориентированного, интеграционного, инновационного подходов;

— определены и классифицированы проблемы учащихся в общеобразовательной поликультурной школе;

— раскрыты дефиниции «проектирование», обоснованы содержание и особенности проектирования педагогического процесса в поликультурной школе;

— разработан проект инновационного педагогического процесса в поликультурной общеобразовательной школе;

— выявлены педагогические условия реализации принципа поликультурности в проектировании педагогического процесса;

— определены и обоснованы уровни готовности педагога к разработке и использованию технологий проектирования поликультурного педагогического процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе были разработаны:

— методики педагогической диагностики проблем учащихся и учителей в поликультурной общеобразовательной школе как этап проектирования поликультурного педагогического процесса;

— программа межкультурного взаимодействия в поликультурной общеобразовательной школе (воспитательный аспект);

— методические рекомендации по проектированию учебного процесса и воспитательных дел;

— проект целенаправленного педагогического процесса в поликультурной школе, направленный на совершенствование качества результатов образования личности в современных социокультурных условиях;

— разработаны концепция и программа инновационного развития СШ № 9, Терновской русско-молдавской школы.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованияобъективным качественным и количественным анализом педагогического экспериментаобщей методологией проектирования педагогического процессаполнотой и системностью рассмотрения предмета исследования, его структурных, функциональных и процессуальных характеристик и взаимосвязи между нимивоспроизводимостью результатов изыскания, полученных в условиях работы других школ регионаличным опытом многолетней практики диссертанта в экспериментальной школе № 9 г. Тирасполь.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность и структурно-функциональная характеристика общеобразовательной поликультурной школы как социокультурной категории.

Общеобразовательная поликультурная школа рассматривается нами как объективно существующая социокультурная педагогическая система, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих и национальных ценностей посредством поликультурного образования. Ее структурными компонентами являются поликультурный, многонациональный коллектив учащихся, многокультурный состав педагогического коллектива, крос-скультурный характер педагогического процесса, социокультурная среда общеобразовательного учреждения.

2. Особенности построения школьного образования в условиях поликультурного региона определяются:

— особенностями конкретного региона (исторические, национальные, культурные, эколого-климатические и др.);

— учетом экономических, социальных, психолого-педагогических приоритетов развития регионов и школ;

— выявлением образовательных запросов школ, соотнесением их с научно-образовательным потенциалом региона;

— духовными приоритетами, культурно-историческими и трудовыми традициями, менталитетом населения республики.

3. Проект целенаправленного педагогического процесса в поликультурной школе представлен как система, включающая инновационный учебный процесс, воспитательную деятельность и работу социума на принципах поликультурности, культуросообразности, диалога культур и личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Проектирование включает диагностику, целеполагание, моделирование, прогнозирование, конструирование.

Проект выступает как результат проектировочной деятельности и форма организации совместного педагогического взаимодействия. Его содержание представлено блоками: дидактическим, воспитательным, социокультурным, личностно-ориентированным. Технологии инновационного поликультурного педагогического процесса отражает работа творческих мастерских: социокультурной, проективно-прикладной, научно-исследовательской, художественно-театральной, развития и поддержки личности.

4. Условия и пути, обеспечивающие эффективность реализации технологии педагогического процесса в контексте личностно-ориентированного кулътуросообразного подхода:

— создание благоприятной образовательной региональной политики, аккумулирующей гуманистическую парадигму и отражающей социокультурные особенности края: языка, традиций, обычаев, культуру народов региона;

— внедрение культуросообразного подхода и основ этнопедагогики в систему и содержание поликультурного образования;

— организация отношений личностно-ориентированного взаимодействия в целостном педагогическом процессе;

— совершенствование подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в поликультурной общеобразовательной школе.

Взаимодействие субъектов общеобразовательного процесса поликультурной школы организуется на основе межпредметной и межкультурной интеграции тематических модулей, разнообразной образовательной и социокультурной деятельности в творческих мастерских.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в научных конференциях профессорско-преподавательского состава ПГУ им. Т. Г. Шевченко, в республиканских августовских совещаниях учителей, в методических городских и республиканских объединениях, в международных семинарах (в городах Москва, Одесса, Пятигорск, Тирасполь), а также через публикацию научно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, тезисов и докладов.

Выводы ко второй главе.

В настоящем исследовании мы рассматриваем проектирование как организованную культурно обоснованную деятельность, направленную на преодоление возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, с учетом таких процессов, как целе-полагание, прогнозирование, диагностика, мониторинг, моделирование, конструирование. При этом проектирование в работе отражает составление планов построения новой системы педагогического процесса в поликультурной школе. Основным для слова «проект» будет его значение как результата всей проектировочной деятельности, как целостного образа будущей системы содержания обучения и воспитания в поликультурной школе.

Базовыми понятиями в проектировании педагогического процесса в поликультурной школе являются культура, ученик этнокультурного фактора, культурологический подход, принцип культуросообразности, личностно-ориентированный подход.

Целью эксперимента является создание условий для развития личности, способной к поликультурному саморазвитию, самообразованию, самоопределению через сочетание категорий мировой, национальной и региональной культуры, свободы и ответственности, адаптированной и коммуникативной способности личности к изменяющимся условиям поликультурной среды.

В результате исследования установлено, что в региональных условиях недостаточно учитываются народная духовная культура, потребности национально-культурного развития этносов. В содержании поликультурного образования возникают проблемы определения места и роли родного языка обучения как учебного предмета, как языка культуры или локального средства общения, его отношения на разных ступенях обучения с другими общегосударственными языками — средством межнационального общения, а также языком культуры и др.

Значимость создания проекта, блоков, моделей интегрированных программ поликультурного образования были направлены на формирование у учащихся целостной объективной картины мира, способов активного межкультурного взаимодействия.

Реализация образовательной и воспитательной функции поликультурной школы видится нами в преобразовании содержания учебных программ, учебников и учебно-методической литературы, в повышении уровня педагогической культуры учителя. Нами разработаны проект и этапы проектирования поликультурного образования, научно-методическая и инновационная схемы управления проективным поликультурным педагогическим процессом в школе и совет школы по экспериментальной работе — центр управления экспериментом.

Результаты апробации проекта поликультурного образования подтвердили его высокую эффективность. Достоверность данных результатов представлена в таблицах, схемах, диаграммах и обоснована методами математической статистики.

На основе изложенного можно заключить, что проведенное исследование имеет научно-теоретическое и практическое значение, выдвигает определенные задачи перед общеобразовательной школой, профессионально обосновывает внедрение проективного педагогического процесса в поликультурной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начало столетия — время осмысления накопленного человечеством опыта и формирования новой парадигмы образования и воспитания.

Проведенное нами исследование показало, что в педагогической науке, как и в обществе, происходит переоценка ценностей, усиливаются интеграция и глобализм многокультурного взаимодействия, что обусловливает становление новой гуманистической личностноориентированной парадигмы образования, предусматривающей приоритетность личности как высшей ценности.

Особую актуальность приобретают сегодня вопросы оптимального разрешения сложного комплекса проблем, касающихся обучения учащихся в поликультурной школе, их адаптации и культурной идентификации. Сравнительный анализ деятельности массовой общеобразовательной школы и инновационных особенностей современного образования позволил теоретически обосновать следующие основные понятия, представленные в данной работе: поликультурное образование как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной культуре, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. При этом предлагается широко использовать разнообразные технологии, культурные ценности, внедрять национальные традиции, основы народной педагогики, создавать условия для культурной идентификации личности, ее поддержки и защиты, формировать гуманную поликультурную среду для гармонического развития человека. Современные инновационные технологии призваны обеспечить выполнение функций, выявление закономерностей и принципов, форм и методов поликультурного образования, определяющих такие его особенные характеристики, как интеркультурная коммуникациядвуязычная, трехъязычная школывнутрипредметная и межпредметная интеграция личности в культурусоздание интегрированных курсов и междисциплинарных программ на основе личностно-ориентированной педагогикивозможность самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой и др.

Одновременно разработаны специфические методы — мониторинг и диагностикапедагогическое проектированиестимулирование интереса — содействие творчествуа также инновационные формы: пресс-центрывстречи-диалогивечера-дискуссиикультурные ассимиляторынародные игры, праздникитеатральные национальные представленияклубы «молодой хозяйки» и «национальной кухни" — краеведческие и культуроведче-ские кружки и др.

Поликультурную школу мы рассматривали как объективно существующую категорию, способствующую интеграции национальной культуры, формированию общечеловеческих, культурных ценностей посредством проектирования поликультурного педагогического процесса, целью которого выступает формирование Человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде.

Поликультурная школа и проективный педагогический процесс представлены в работе следующими составляющими: поликультурным коллективом учащихся, многокультурным составом педагогов и родителей, кросскультурным характером педагогического процесса, социокультурной средой образовательного учреждения. Общеобразовательные школы региона представляют собой поликультурные системы, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей народов, населяющих Приднестровье, посредством внедрения принципов национально-культурной сообразности и билингвального образованияони призваны способствовать сохранению традиций, открытию новых культурных перспективориентации на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданийзнакомству детей с многообразием народных традиций, норм поведения и с современной их культурной интерпретациейформированию у учащихся способности к принятию разных культур и бережного к ним отношения.

Поликультурное образование предполагает широкое использование разнообразных технологий по формированию культурных ценностей человека: глобализма, планетарного мировоззрения, освоения общечеловеческих ценностей, национальной и этнической культуры.

Отличительными характеристиками современной общеобразовательной поликультурной школы, ее особенностями и перспективой призваны стать культуросообразный, культуротворческий, личностно-ориентированный подход к проектированию поликультурного содержания образования, а также межличностное взаимодействие и стиль работы учителя. Все это обусловило необходимость разработки и внедрения эффективного проективного педагогического процесса в поликультурной школе.

Обоснование сущности основных функций, целей, содержания, технологий поликультурного образования позволило перейти к проектированию поликультурного педагогического процесса, который представляет собой подсистемы, включающие процесс обучения, воспитательную внеклассную и внешкольную работу и общностьпредполагает создание структурных компонентов, моделей интегрированных программ, планов поликультурного образования, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей народов, населяющих Приднестровье. При этом выделены блоки проекта поликультурного процесса, обеспечивающего творческое поликультурное развитие детей по следующим направлениям: дидактическое, воспитательное, социокультурное, личностно-ориентированное, что отражает целостность, системность и преемственность воспитательного воздействия.

Каждый блок рассчитан на три возрастные ступени: 1−4 классы- 5−8 классы и 9−11 классы, между которыми существуют содержательная преемственность. В этом ключе представлена и система творческих мастерских (социокультуротворческая мастерская, креативно-прикладная, научно-исследовательская, мастерская по развитию и поддержке личности школьника — педагогическая служба помощи и художественно-театральная), где учителя-экспериментаторы исследуют и проверяют на практике действенность теоретических идей, форм и технологий поликультурного образования, а также пропагандируют их среди учителей своей школы и школ региона.

Программа по овладению проектировочными умениями, разработанная учителями поликультурной школы № 9 г. Тирасполь, этапы проектирования, система психолого-педагогических технологий, инновационные формы поликультурного образования выдвинули необходимость выявления педагогических условий эффективности инновационного управления проективным педагогическим процессом в поликультурной школе и создания Совета школы по экспериментальной работе.

Результаты теоретических, аналитических, эмпирических исследований поликультурного образования, выделенные условия и пути реализации эффективности проективного педагогического процесса нашли отражение в разработанной экспериментальной модели, целью которой является создание условий для развития личности, способной к поликультурной самоидентификации, к саморазвитию, самоопределению, самовыражению в сложных условиях поликультурной среды.

Эффективность решения проблем проективного подхода к организации педагогического процесса в поликультурной школе определялась в зависимости от степени осознания школьниками смысла курсов, тем, программ, планов, проекта поликультурного педагогического процесса. Исследование показало, что 75% учащихся осознают личностный смысл курсов, тем, программ, планов проекта поликультурного образования- 12% -частично осознают, 8% - в основном не осознают и 5% учащихся не дают ответа.

Отношение учащихся к различным формам поликультурного образования, к поликультурному интегрированному уроку и к поликультурным интегрированным воспитательным делам на завершающем этапе исследования в большинстве случаев положительно. Число учащихся, позитивно относящихся к поликультурному интегрированному уроку и воспитательному делу, в экспериментальных классах составляло 82%, в контрольных -48%, а в отношении интегрированных поликультурных воспитательных дел оно соответствовало 76% и 50%. На наш взгляд, это связано с тем, что учащимся лучше и легче слушать объяснения учителя и участвовать в проведении тематических воспитательных дел, чем добывать знания самостоятельно.

Эффективность решения культурных проблем в поликультурной школе определялась в зависимости от отношения учащихся и учителей к необходимости изучения особенностей национальной культуры народов региона. Ответы учащихся на констатирующем этапе выглядели следующим образом: согласны, что есть необходимость — 27% от числа опрошенных, а на завершающем — соответственно 82%- эти же показатели среди учителей, работающих в экспериментальных классах, составили соответственно 32% и 91% от числа опрошенных.

Общую сравнительную оценку решения поликультурных проблем учащихся характеризуют следующие цифры: высокий уровень — 42% в экспериментальных группах и 23% - в контрольныхсредний уровень -43% в экспериментальных и 29% в контрольных группахнизкий уровеньсоответственно 15% и 28% от числа опрошенных.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проективного педагогического процесса поликультурного образования, его достоверность подтверждена также методами математической статистики.

Таким образом, анализ выявленных характеристик и полученных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровне, а также проектирования педагогического процесса в поликультурной школе не Щ только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию и определяет педагогические условия по осуществлению организационного, научно-педагогического, програмно-целевого, системно-методического обеспечения в контексте проектирования парадигмы поликультурного образования.

Педагогическое проектирование получило в современном образовательном пространстве широкое распространение. Оно постоянно совершенствуется и обретает новые качества и характеристики: конструктивность, концептуальность, плановость, диагностичность и возможность для педагогической коррекции.

Перспективы дальнейшего развития проблемы мы видим в проектировании целостной системы поликультурного образования, а также моделей проектирования учебных планов, программ, концептуальных моделей щ подготовки многокультурного учителя.

В заключение необходимо подчеркнуть, что все задачи, поставленные перед диссертантом, выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась, поэтому исследование можно считать законченным. 4.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 237 с.
  2. Н.И. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
  4. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.- Воронеж, 1998.-544 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
  6. Т.П. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996. — С. 71−80.
  7. И.А. Этническая культура и поликультурное образование. Проблемы развития образования на Северном Кавказе // Сб. научных статей. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. — С. 13−18.
  8. О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса. Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 137 с.
  9. С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. -С. 246.
  10. Ю.Арутюнян Ю. В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социс, 1999. № 4. С. 58−61.
  11. П.Байкова Л. К., Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии // Педагогическое общество России. М., 2001. -С.60−63.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное щ пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриальнопедагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 29 139.
  13. B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Сб. науч. трудов. Вып. 2. Свердловск: СИПИ, 1991. -С. 5−13.
  14. Н.Белкин С. А. Ситуация успеха: как ее создать? Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991.
  15. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М., 1996.
  16. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  17. H.A. Русская идея / О России и русской философской Щ культуре. М., 1990. — С. 43−271.
  18. Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  20. B.C. Диалог. Сознание. Культура. Идея культуры в работах М. М. Бахтина // Одиссей. М., 1989.
  21. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программ // Психологическая наука и образование. № 4. М., 1996.-С. 66−75.
  22. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: УРАО, 1998.575 с.
  23. П.П. О национальном воспитании. -М., 1915. -40 с.
  24. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры / Основные положения Концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1993. — С. 30−32.
  25. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. № 3. М., 1995. — С. 29−36.
  26. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д., 1997. — С. 8−21.
  27. Е.В. Теоретические вопросы личностно-ориентированного образования // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 1.-С. 19−20.
  28. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3.
  29. Е.В. Развитие теории воспитания в современной России // Славянская педагогическая культура: Научно-теоретический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО. ПГУ, 2002. № 1. С. 3917.
  30. Е.В., Карпова Н. К. Становление и развитие национальной школы в России // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 1.-С. 78−89.
  31. В.А. Главный ресурс человеческой свободы // Новые ценности образования. Вып. 5. М.: Инноватор, 1996. — С. 8−14.
  32. В.П. Школа России. Прошлое и настоящее // Педагогика. 1993. № 4.
  33. Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. № 4. — С. 15−20.
  34. А.П. Современные стратегии образования: варианты и выбор // Педагогика. 1997. № 2. С. 3−8.
  35. Д.М. Государственно-общественная система управления образования в условиях дифференцированного социокультурной и этнокультурной среды. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 1999.-37 с.
  36. В.В. Американская школа: ценности образования (1960−1990-е годы). М., 1999. — 144 с.
  37. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 1999. 44 с.
  38. Т.И. Нравственные основы современного образования // Славянская педагогическая культура: Научно-педагогический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО, ПГУ, 2002. № 1.- С. 66−70.
  39. В.И. Русская народная педагогика // Изб. пед. соч. -М.: Педагогика, 1986. С. 379106.
  40. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1993. — С. 12−14.
  41. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1991.
  42. .Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика. 1998. № 2. С. 79.
  43. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М., 1996.-500 с.
  44. Л.С. Психология искусства. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998.-408 с.
  45. В.М. Воспитание человечности: Книга для учителя. Минск: Нар. освита, 1985. — 183 с.
  46. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.51 .Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. 1995. № 2. С. 165.
  47. О.С. Педагогика свободы: пути в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 1038.
  48. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5.
  49. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
  50. О.В., Гуцу В. Ф. Концептуальные основы перспективного развития образования и воспитания в поликультурном образовательном регионе. Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. — 63 с.
  51. О.В. Отдельные технологии поликультурного образования // Тезисы докладов VII ежегодного собрания Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. Ч. II. — С. 16−18.
  52. Гукал енко О.В. Теоретико-методологические основы поликультурного пространства // Инновационная школа. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. — С. 66−77.
  53. О.В., Крупко С. А. Концептуальные основы и программы развития образования (на примере СШ № 9) // Министерство просвещения ПМР, ПГУ. ПНОЦ РАО. Тирасполь, 2001.
  54. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. H.JI. Селивановой. М., 1998. — 336 с.
  55. П.С. Человек и его ценности. М.: Наука, 1988. — 128 с.
  56. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-н/Д., 1979.
  57. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. II.-С. 530−532.
  58. А.Я. Основные компоненты личностно-ориентированного обучения // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д., 1998. С. 20−22.
  59. А.Я. Управление научно-педагогическими исследованиями в Славянском культурно-образовательном пространстве // Славянская педагогическая культура. Научно-педагогический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО ПГУ. Тирасполь. № 1. — С. 16−21.
  60. В.В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1979. № 2−3. С. 4−6.
  61. А. Изб. пед. соч. М., 1956. — С. 178−187.
  62. А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. — С. 274−276.
  63. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  64. Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Сравнительная педагогика. М.: Педагогика, 1999. — С. 35−50.
  65. В.И., Ткачук A.A. Стиль и мастерство учителя в личностно-ориентированной среде поликультурной школы // Педагогический альманах, наука и практика: Научно-практический журнал
  66. Приднестровского НОЦ ЮО РАО. Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. № 1. — С. 96−101.
  67. Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. — 74 с.
  68. М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образование. М., 1991.
  69. .С. Социальная культурология // Аспект-Пресс. М., 2000.-418 с. 74.3аиков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Редагогика, 1990.-424 с.
  70. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. М., 1992. № 11. — С. 2−59.
  71. Закон ПМР «Об образовании» // Сборник документальных актов. 1994.-С. 46−121.
  72. Зверева O. JL, Ганичева JI.H. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. — 157 с.
  73. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105−109.
  74. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  75. Г. М. Помочь детям выжить // Педагогика, 1993. № 4. -С. 50−53.
  76. E.H. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 287 с.
  77. И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России. Статьи 1948−1954 гг.: В 2 т. Т. 1. -М., 1992.-С. 143−145.
  78. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  79. Интеграционные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 204 с.
  80. Инновационная школа. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. № 1. 96 с.
  81. Изучение личности школьника учителем // Под ред. З. И. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  82. П.Ф. Педагогический прогресс / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. -701 с.
  83. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  84. М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1992.
  85. Г. Ф. Развитие и реформирование образования на Северном Кавказе в исследованиях Южного отделения РАО // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сборник научных статей. -Пятигорск: ПГКУ, 1998. С. 54−60.
  86. E.H. Синергетический вызов культуре. М., 1992. — С. 12−15.
  87. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996.
  88. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. -М., 1989.-С. 152−183.
  89. Я.А. Материнская школа / Изб. пед. соч. М., 1982.
  90. Конституция ПМР. 1995. 94 с.
  91. Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М., 1990. — С. 175−194.
  92. Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. -М., 1990.-С. 19−41.
  93. И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Д., 1997.
  94. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. -Ростов-н/Д., 1997.
  95. Г. Г. Философско-социологический анализ национальной культуры. Дисс.. д-ра философ, наук. М., 1991.-331 с.
  96. А.И. Культура педагогического исследования. -Минск, 1996.-312 с.
  97. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  98. В.В., Кутьев В. Методология педагогики: О чем спорим? // Педагогика, 1991. № 7. С. 34−38.
  99. Н.Б. Культурная среда детского лагеря // Народное образование, 2000. № 4, 5. С. 25−31.
  100. Ш. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
  101. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1992. № 6. С. 3−11.
  102. C.B. Педагогика личности: Учебное пособие. Ч. 1. -Ростов-н/Д., 1995.- 167 с.
  103. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Монография. Воронеж, 1997. — 235 с.
  104. C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. М., 1997. № 5. — С. 108−115.
  105. C.B. Единое образовательное пространство области. '*) Воронеж, 1998. — 167 с.
  106. В.О., Бондырева С. К. Культура межнационального общения // Советская педагогика. М., 1991. № 3. — С. 3−25.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-во 2-е. -М.: Политиздат, 1977. С. 55−304.
  108. В.И. Педагогическая технология личностнойориентации. Воронеж, 1998. Щ
  109. В.И., Кузнецова С. С., Кульневич C.B. Всегда ли прав учитель? (Б-ка учителя и воспитателя). М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  110. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1998.464 с.
  111. .Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. М., 1999. № 4. — С. 10−15.щ 123. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. М., 1993. № 2.-С. 19−23.
  112. Д. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. -С. 392−397.
  113. С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л.: Наука, 1970.-С. 204−206.
  114. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика.1. Щ 1999. № 4.-С. 3−10.
  115. В.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поликультурного образования // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сб. научных статей. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. — С. 6171.
  116. A.C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1985. Т. 5. — С. 260−485.
  117. Ш 129. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1957.
  118. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.-С 134−150.
  119. A.C. Проектировать лучшее в человеке. М.: Изд-во «Университетское», 1989. — 416 с.
  120. Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосвера, 1999.-300 с.
  121. З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. 1999. № 5.
  122. З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы. М.: Педагогика, 2000. № 1. — С. 82−92.
  123. З.А., Новиков Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки Концепции воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д.: ОИУУ, 1993. Ч. 1.-С. 64−85.
  124. Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977.
  125. А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. -М., 1982, — 110 с.
  126. М. Опыты. Кн. I. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960.
  127. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 17−22.
  128. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  129. В. Независимая Молдова и миграция. Кишинэу: Перспектива, 1999. — 465 с.
  130. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-79 с.
  131. A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. М., 1995. № 3.
  132. A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1977. — 198 с.
  133. В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика. 1999. № 1. С. 86−88.
  134. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. — С. 20−27.
  135. В.Н., Савченко Е. А. Этика педагога: Учебно-методическое пособие. Минск: Ушверсггэцкое, 1999. — 216 с.
  136. H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1987. — 40 с.
  137. Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 // Педагогика. 1997. № 11. С. 111−114.
  138. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. -354 с.
  139. Новые ценности образования. Вып. 7: Культурные модели школ. М. Инноватор, 1997. — 247 с.
  140. Л.Г. Философия регионализма // Гуманистические науки в Сибири. 1997. № 1. — 52 с.
  141. Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д., 1995.
  142. Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе // Сборник № 5. Серия: Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1997. — С. 29−40.
  143. Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2000. № 1. — С. 41−45.
  144. Педагогические теории, системы, технологии // Под. ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — С. 33−38.
  145. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.-М., 1981. Т. 2.-276 с.
  146. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. JL: Школа и жизнь, 1916.-277 с.
  147. Педагогическое мастерство и педагоги-технологи: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.K. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  148. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1995. — 637 с.
  149. Педагогика как диалог, диалог педагогик: Тезисы доклад. 10 Всерос. конф. по педагогике ненасилия // Под ред. А. Г. Козловой, В. М. Маралова, В. А. Ситарова. СПб., 1995. — 206 с.
  150. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.
  151. Педагогическая энциклопедия. М., 1964.
  152. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФР, 1959. — С. 702−704.
  153. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996. — С. 42932.
  154. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  155. Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева // Педагогическое общество России. М., 2001. — С. 31−50.
  156. K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.) / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1986.-344 с.
  157. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — С. 256−260.
  158. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. 323 с.
  159. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1986.- 140 с.
  160. .Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. — С. 81−96.
  161. Н.В. Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики и педагогической науки. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1997. — С. 35−61.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  164. В.В. Образование и личность, теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — С. 219−782.
  165. О.В. Поликультурный характер образования современного человека культуры // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 2.-С. 77−85.
  166. В.В. Образ жизни и культура: взаимосвязь и развитие. -Краснодар, 1982.
  167. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. Т. 2. — С. 265−275.
  168. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
  169. Сравнительная педагогика. Сборник статей. Ч. III. М.: Педагогика, 1999.
  170. Т.А. Педагогика как наука и искусство. Изд-во «Совершенство», 1998. 361 с.
  171. H.A. Православие и культура. М., 1992.
  172. В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. -Киев: Радянська школа, 1979.
  173. В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Радянська школа, 1965. — 213 с.
  174. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. — 316 с.
  175. В.А. Сердце отдаю детям. 5-е издание. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  176. В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е издание. М.: Просвещение, 1982. — С. 206−211.
  177. В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989.
  178. JI.M. Научные школы в педагогической науке юга России. Ростов-н/Д., 1999.- 191 с.
  179. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном обществе // Педагогика. 1999. № 2. С. 31−34.
  180. В.А. Стиль профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. — С. 28, 74.
  181. JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989.
  182. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. // Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. — С. 320−429.
  183. К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. М., 1995. Т. 1. — С. 201−228.
  184. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е издание. -М.: Политиздат, 1986. 590 с.
  185. В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса в школе. Ростов-н/Д., 1996.
  186. В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях // Инновационная школа. 2000. № 1.-С. 13−18.
  187. Ф. Насущная потребность общества // Народное образование. 1999. № 6. С. 28−29.
  188. М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. 1994. 128 с.
  189. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Юрист, 1997.
  190. Д. Школа завтрашнего дня. М.: Российско-Американский ин-т педагогических систем, 1993.
  191. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташникова. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  192. С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика // Пед. соч.: В 4-х т. М., 1964. Т. 3. — С. 232−243.
  193. A.B. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников. Автореф.. канд. пед. наук. Казань, 1999.
  194. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д., 1995.
  195. П.М. Проблема языка обучения в Республике Молдова // Педагогика. 1995. № 6.
  196. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 314. С. 7−14.
  197. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  198. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  199. И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996. — С. 37−40.
  200. ЕЛ. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20−27.
  201. Н.М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд. М.: Просвещение, 1985.
  202. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. — 345 с.
  203. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. -М.: Сентябрь, 2000. 128 с.
  204. К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  205. Atestarea cadrelor didactice cheia reformei invatamintubur: Cid pentru cadrul didactic // Responsabil de editie. — Chisinau: Stiinta, 1998. — 120 p.
  206. Bucun N. Fundamentele tehnologiilor pedagogice avansate. In: Tehnologii educationale moderne. Partea III: Cercetare pedagogica. Chisinau, 1994.
  207. Vianu T. Estetica. Bucuresti // Editura Minerva, 1968.
  208. Gutu V.J. Continutul invatatintului in Stiinta pedagogica // Tehnologii educationole moderne. Partea II. Chisinau, 1994.222.1nbar M., Adler Cp. Ethnic in Israel / New Brunswick, N.T. Transactin, 1977.
  209. Pai Voung. Cultural Fondtions of Edication. Columbus. OH: Merriill. Publishing Company, 1990.1. ГЛОССАРИЙ
  210. Адаптация создание условий механизмов и технологий интеграции личности в культуру посредством образования, без ущемления национального самосознания и личного достоинства учащихся.
  211. Аксеология новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации.
  212. Аккультурация долговременный процесс кумуляции ценностей иной культуры при сохранении своих исходных этнокультурных характеристик.
  213. Билингвизм многомерный, междисциплинарный феномен освоения учащимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков.
  214. Гносеологическая деятельность педагога предполагает проверку и оценку результатов педагогического процесса, а также анализ эффективности его реализации.
  215. Гуманизм совокупность объективного и субъективного отношения к каждому человеку, как к высшей ценности, выражающейся в альтруизме, толерантности, сострадании, ненасилии, желании помогать окружающим.
  216. Гуманитарное образование приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установлении связей междупредметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.
  217. Инновация (нововведение, обновление) введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.
  218. Интенсификация обучения передача большего объема информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
  219. Компаративистика сравнительный анализ деятельности социальных институтов, службы помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности учащихся, моделей поликультурного образования разных стран.
  220. Культурная идентичность набор культурных форм, черт, характеристик человека.
  221. Культурная интеграция объединение учащихся разных этнических, социальных, национальных групп, их идентификации посредством интеграции различных культур.
  222. Межкультурное взаимодействие это процесс, обусловленный одновременно природными этноландшафными и социальными стереотипами, поведенческими условиями взаимодействующих культур.
  223. Мультикультурализм процесс воспитания, поддержки детей в поликультурном пространстве, оказание им помощи в культурной идентификации в иноязычной среде, в их адаптации к поликультурному образованию и социуму.
  224. Новаторство деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
  225. Педагогическое общение взаимодействие учителя с учениками, состоящее в установлении контактов, обмене информации, в организации совместной деятельности.
  226. Педагогическое прогнозирование предвидение будущих изменений в развитии, формировании и образовании личности- проектирование процесса совершенствования личности индивида как субъекта образования.
  227. Педагогическое проектирование научно-методическое, прогностическое, технологическое выстраивание учебно-воспитательного взаимодействия на основе таксономии целеполагания и системы учебных (воспитательных) задач.
  228. Проектирование педагогического процесса научно-методическое, прогностическое, технологическое выстраивание учебно-воспитательного взаимодействия на основе таксономии целеполагания и системы учебных (воспитательных) задач.
  229. Проектирование педагогического процесса предварительная разработка задач с учетом принципа подбора, приемов постановки, методики составления, диагностики их эффективности с целью развития личностных качеств ученика как субъекта образования.
  230. Поликультурный образовательный регион это образовательные, научные, массово-просветительные учреждения, дома творчества и культуры, расположенные на определенной территории и выполняющие функцию поддержки, образования и воспитания человека культуры.
  231. Самоорганизация это свойство и способность личности к саморазвитию и самореализации путем самоактуализации своих внутренних ресурсов.
  232. Технологическая карта структурно-функциональная схема педагогической технологии, включающая блоки диагностического целеполага-ния, собственно проектирования, методического обеспечения, контроля и коррекции.
  233. Толерантность это отрицание нетерпимости, сдерживание неприязни, способность к признанию или практическое признание и уважение культуры, убеждений и действий других людей.
  234. Фоновые знания общепринятые ценности, установки, массовой национальной культуры, отражающие национально-этническую менталь-ность народа и хорошо известные всем членам национальной общности.1. АНКЕТАдля учащихся 7−10 кл.1. Дорогие ребята!
  235. Просим ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Результаты ее анализа будут использованы в целях повышения культуры межнационального общения учащегося.
  236. Выбранный вариант ответа необходимо отметить (+) или (-). 1. Какими языками Вы владеете? Заполните следующую таблицу:
  237. Язык Владеете в полной мере Говоритедома в кругу друзей в школе1. Русский 1. Молдавский 1. Украинский 1. Болгарский 1. Гагаузский 1. Армянский 1. Цыганский 1. Английский 1. Французский 1. Другие
  238. Влияет ли национальность на ваш выбор друзей?
  239. Да 041- Нет — 042- Затрудняюсь ответить — 043.
  240. Известно ли Вам какой национальности твои одноклассники?
  241. Да 044- Нет — 045- Затрудняюсь ответить — 046.
  242. Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции?
  243. Нет 047- Затрудняюсь ответить — 048−1. Да 049, какие
  244. Культура какого народа тебе более близка? (обведите в кружочек свой вариант ответа)
  245. Народ Наиболее близка Хотел бы изучать1. Русского 050 0571. Молдавского 051 0581. Украинского 052 0591. Болгарского 053 0601. Гагаузского 054 0611. Армянского 055 0621. Другого 056 063
  246. Какие народные легенды, сказки, былины Вам известны? впишите свой вариант ответа)
  247. Ваша национальность (впишите свой ответ)
  248. В какой школе вы хотели бы обучаться? Многонациональной 064- Мононациональной — 065- Не задумывался — 066- Для меня это не играет роли — 076.1. Спасибо!1. АНКЕТА1. Для учащихся 10−11 кл.
  249. Друзья, просим ответить на вопросы предлагаемой анкеты, которая поможет изучить проблемы межкультурного взаимодействия, социально-педагогической поддержки личности учащегося в поликультурном образовательном пространстве.
  250. Обведите выбранный вариант в кружок.
  251. Знакомы ли Вам документы о правах человека, ребенка?001 да-002 нет-003 затрудняюсь ответить.2. Где вы проводите досуг?004 в кругу семьи-005 в школе-006 в спортивных клубах-007 в клубах по интересам-070 в другом месте
  252. Чувствуете ли вы себя защищенным в своей семье?008 да-009 нет-010 затрудняюсь ответить.
  253. Свои личные проблемы Вы решаете:011 сами-012 с друзьями-013 со сверстниками-014 с родителями-015 с помощью книг, СМИ-016 вместе с учителем- 071 — иным способом
  254. Что вы приемлите в своей школе?017 гуманные взаимоотношения учителя и ученика-018 интересное общение со сверстниками, друзьями-019 содержательные, увлекательные уроки-020 возможность самовыразиться, реализовать свое «Я».
  255. Испытываете ли Вы защищенность или поддержку со стороны учителя?027 да-028 нет-029 затрудняюсь ответить.
  256. В обществе существуют организации, задача которых защищать права и интересы детей и молодежи. Как Вы относитесь к ним?045 они необходимы-046 они не нужны, так как осуществляют защиту формально-047 затрудняюсь ответить-076 альтернативное мнение
  257. С кем Вы разговариваете на своем родном языке?048 с родителями-049 с близкими родственниками-050 со сверстниками-051 с учителями-052 с незнакомыми людьми-077 с кем еще
  258. Вы предпочитаете проводить свободное время в компании сверстников:061 только своей национальности-062 разных национальностей-063 национальность не влияет на выбор Вами круга общения.
  259. Матрица взаимосвязи между личностными качествами учащихся и уровнями проектирования поликультурного процесса
  260. Качества Уровни проектирования поликультурного процесса1 2 3 4 51. Инициативность + + + +2. Умение сотрудничать
  261. Умение работать в коллективе, группе + +
  262. Способность к оценочным действиям + +
  263. Умение взаимообучаться + + +6. Коммуникативность +
  264. Умение логически мыслить + + +
  265. Умение решать проблемы + +
  266. Умение добывать и использовать информацию + + +
  267. Умение планировать свои действия + + +
  268. Желание успешно учиться + + + + +
  269. Умение ставить ближайшие цели + + + + +
  270. Стремление к успешному достижению цели + + +
  271. Постановка перспективных целей и умение связывать их с учебой + +
  272. Умение сопоставлять личные цели и цели учебной работы + + +
  273. Примечание: 1 поликультурные задачи- 2 — практико-преобразовательные- 3 — ценностно-ориентационные- 4 — творческие- 5рефлексивно-коммуникативные.
Заполнить форму текущей работой