Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская) — теория диалогизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х. Г. Гадамер, С. Ю. Курганов, К. Яспер и др.) — теория поликультурного образования и сравнительный педагогический анализ (В.П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова, JT. M… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования педагогического процесса в общеобразовательной школе
- 1. 1. Характеристика современной общеобразовательной школы, ее особенности и перспективы
- 1. 2. Культуросообразный и личностно-ориентированный подход к проектированию содержания образования в поликультурной школе
- 1. 3. Особенности стиля межличностного взаимодействия в поликультурной школе
- Выводы к первой главе
- Глава II. Условия эффективности проектирования педагогического процесса в поликультурной школе
- 2. 1. Проект целенаправленного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе
- 2. 2. Особенности управления инновационным педагогическим процессом
- 2. 3. Эффективность инновационного подхода к организации педагогического эксперимента в поликультурной школе
- Выводы ко второй главе
Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что привело к активизации национального самосознания этносов и определило потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения.
В этих условиях происходит становление новых ценностей и целей образования, усиливается значимость поликультурного образования, повышается роль культурологической составляющей педагогического процесса, призванного сформировать творческую, гуманную личность, способную к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной многонациональной среде.
Современное образование призвано способствовать сохранению традиций, открытию новых культур, вероисповеданий, знакомству с многообразием обычаев, норм поведения, формированию способности к принятию разных культур и бережного к ним отношения.
Педагогическая наука призвана с опережением реагировать на изменения ценностей и целей образования путем разработки и проектирования перспектив развития поликультурного образования.
Настоящие социокультурные и педагогические реалии выдвигают перед регионами задачи создания региональных программ, проектов, учитывающих социально-экономические, духовно-нравственные, этни-ческо-национальные, культурно-исторические, языковые и другие специфические особенности конкретных областей, краев, автономных республик, крупных городов.
Общеобразовательные школы Приднестровья представляют собой поликультурные системы, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей населяющих этот край народов посредством внедрения принципов национальной культу-росообразности и билингвального образования.
Это вызывает необходимость проектирования инновационного содержания педагогического процесса, основанного на современной методологии, в которой поликультурное образование рассматривалось бы как неотъемлемая часть целостного учебно-воспитательного процесса поликультурной школы.
Анализ развития педагогической науки и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального общества проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим идеалам, воспитание культуры межнациональных отношений занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.
Гуманистический тип педагогической деятельности, связь образования и культуры, необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовной, нравственной, свободной личности, — в этих проблемах заключено воплощение идей выдающихся педагогов-гуманистов прошлого: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Т. Кампанелла, Т. Мора, А. Дистервега, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого.
В трудах видных отечественных педагогов В. И. Водовозова, Н. К. Крупской, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других подчеркивается важность приобщения ребенка к народной культуре, показана роль педагогики в формировании особенностей национального характера человека, раскрывается зависимость качества и результатов педагогического процесса от объема изученных мировых сокровищ культуры каждого народа, этноса.
В трудах B.C. Библера, Н. И. Бердяева, М. С. Кагана, И. Канта, Б. Т. Лихачева, Ж. Ж. Руссо, Н. С. Розова, В. А. Ядова и других культура рассматривается как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.
Весьма ценными для нашего исследования представляются педагогические основы поликультурного образования, разрабатываемые в трудах современных ученых: методология и компоненты поликультурного образования (З.А. Малькова, J1. J1. Супрунова, М. Н. Кузьмин, J1.M. Сухорукова) — концепции личностно-ориентированного поликультурного воспитания (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — обоснование поликультурности как дидактического принципа (Г.Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, В.Т. Фоменко) — технологии подготовки поликультурно-ориентированного педагога (А.Д. Алферов, Е. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Н. В. Кузьмина, C.B. Кульневич, В. А. Сластенин, JI.M. Сухорукова).
Для нашего исследования были интересны и полезны идеи зарубежных психологов и педагогов Дж. Бенкса, Р. Бернса, У. Глассера, А. Маслоу, Дж. Мида, А. Нейла, К. Роджерса, К. Юнга, в трудах которых рассматривается круг вопросов, важных для научной постановки развития поликультурного образовательного пространства.
В ракурсе нашей проблемы мы обратились к наиболее важным исследованиям сравнительной педагогики, раскрывающим значение зарубежного опыта в области поликультурного образования применительно к отечественному (В.П. Борисенков, B.JI. Вульфсон, Н. Д. Никандров, З. А. Малькова, К. И. Салимова и др.).
Важную роль для нашего исследования сыграли работы философов, рассматривавших вопросы проектирования разного рода систем и их компонентов (В.Г. Афанасьев, В. А. Веников, В. М. Глушков, Э. Г. Юдин и др.).
Интерес для настоящего исследования представляют труды отечественных психологов, чьи идеи могут быть реализованы в проектировании систем и подсистем педагогического процесса и общности (В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Л. М. Фридман и др.).
В отечественной педагогике существуют отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку проблемы проектирования педагогического процесса (С.Н. Архангельский, В. И. Андреева, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, С. И. Высоцкая, A.A. Греков, Е.С. Заир-Бек, A.C. Макаренко, А. И. Умата, В. А. Сухомлинский и др.).
Проблемно-дидактические вопросы проектирования раскрываются в научных исследованиях А. П. Аношкина, В. И. Богомолова,.
A.C. Границкой, В. В. Гузеева, И. И. Ильясова, В. В. Серикова, И. Б. Сенновской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и др. В большинстве своем они определяют педагогическое проектирование как механизм разработки технологии обучения в теории и практике.
На проектирование как проявление творчества в деятельности педагога указывается в ряде работ ученых В. И. Андреева, A.C. Белкина, Т. И. Власовой, А. Я. Данилюка, В. И. Загвязинского, М. М. Поташкина,.
B.А. Черкасова и др.
Проблематика нашей работы вызвала необходимость обращения к диссертационным исследованиям О. В. Гукаленко, Ю. А. Гончарова, Д. А. Махоника, Е. О. Орлова, A.B. Шафникова, Е. А. Тирской, И.В. Ко-локоловой, Т. П. Ильевич и других, анализ которых свидетельствует о том, что вопросы проектирования педагогического процесса в поликультурной школе до настоящего времени не исследовались. Это во многом объясняется тем, что ученые не ставили своей целью создание проекта целенаправленного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.
В то же время анализ трудов ученых, диссертационных работ демонстрирует разрозненность теоретических идей в области педагогического проектирования, отсутствие работ, посвященных проектированию педагогического процесса в поликультурной школе.
Изложенное подтверждает, что в педагогической науке, в трудах отечественных и зарубежных ученых накоплен определенный опыт, позволяющий высветить обоснованные предпосылки для исследования проблематики проектирования педагогического процесса в поликультурой школе.
Объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия:
— между высоким уровнем научных разработок в области проектирования в педагогической теории и неразработанностью принципов проективного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе;
— между высоким уровнем технологических разработок в области культуросообразного подхода к образованию и низкой разработанностью механизмов его внедрения в педагогический процесс;
— между объективно существующим поликультурным образованием и недостаточной реализацией целей и задач проектирования педагогического процесса в общеобразовательной школе на принципах поликультурности;
— между реальными потребностями общества в эффективной организации и результативности педагогического процесса и неготовностью современного учителя реализовывать инновации в проектировании целостного педагогического процесса в поликультурной школе.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также выявленные противоречия определили постановку проблемы исследования: «Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе».
Объект исследования: целостный педагогический процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: проектирование поликультурного педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Цель исследования: определить концептуальные и технологические основы организации проектирования педагогического процесса в поликультурной школе.
Гипотеза: проект педагогического процесса, являясь научной основой и педагогическим механизмом организации учебно-воспитательной работы и межсубъектного взаимодействия в поликультурной общеобразовательной школе, будет эффективным если:
— его содержание будет опираться на принцип поликультурности и в нем будут учтены в диалектическом соотношении культуры разных народов;
— он будет базироваться на свободе выбора учащимися и педагогами цели, содержания и способов действий в конкретных учебных и воспитательных ситуациях;
— в нем будут определены условия эффективности проектирования инновационного педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.
Задачи исследования.
1. Уточнить сущность и содержание понятий «поликультурное образование», «поликультурная общеобразовательная школа», «инновационный поликультурный педагогический процесс».
2. Проанализировать различные подходы к организации поликультурного образования и выявить особенности построения школьного образования в условиях поликультурного региона.
3. Разработать и экспериментально апробировать концептуальный проект организации педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе.
4. Выявить педагогические условия эффективности управления инновационным поликультурным педагогическим процессом.
5. Разработать учебно-методические рекомендации по овладению и применению технологии проектирования педагогического процесса в контексте принципа поликультурности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская) — теория диалогизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Х. Г. Гадамер, С. Ю. Курганов, К. Яспер и др.) — теория поликультурного образования и сравнительный педагогический анализ (В.П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, JI.JI. Супрунова, JT.M. Сухорукова, Дж. Бэнкс и др.) — аксиологический (А.Я. Данилюк, И. Б. Котова, A.B. Петровский, E.H. Шиянов) и деятельностный (JT.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В.Т. Фоменко) подходы в образованииконцепция мира и человека в мире (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев) — идеи интеграции (Г.В. Абросимова, А. Я Данилюк, Г. А. Монахова, А. И. Новиков и др.) — концепция педагогического проектирования (В.А. Андреев, А.П. Анош-кин, A.A. Греков, С. И. Архангельский, В. С Безрукова, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, В. И. Загвязинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский) — идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Н.И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, В. В. Сериков, C.B. Кульневич, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.).
Работа основывается также на научных подходах к проектированию видов деятельности педагога и педагогической культуры (Е.И. Артамонов, A.A. Бодалев, В. П. Зинченко, C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов, J1.M. Фридман, В. В. Краевский, C.B. Кульневич, A.B. Мудрик и др.).
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение опыта практической работы учителей в аспекте изучаемого вопросадиагностический анализ потребности и готовности педагогов и учащихся к поликультурному образованию и проектировочной деятельностиопытно-экспериментальная работа по проектированию педагогического процесса в условиях поликультурного образованияинтервьюирование и анкетирование, с помощью которых были выявлены типичные затруднения педагогов в осуществлении проектирования учебного процесса и воспитательной внешкольной работытестирование с целью выявления эффективности поликультурного образованияпедагогический эксперимент, направленный на совершенствование технологии проектирования поликультурного процесса обучения и воспитания, а также методы статистической обработки результатов исследования. При выборе методов исследования учитывались принципы культуросообразности, личностного подхода, объективности, сравнимости, систематичности.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа (с 1998 по 2003 год).
На первом этапе (1998 г.) были определены основные проблемы и противоречия общечеловеческого и национального компонента взаимодействия культур в учебно-воспитательном процессе, осуществлялась выработка гипотезы, постановка целей и задач исследования. Проблемно-поисковый метод выявил тенденции развития поликультурного образования в отечественном и зарубежном опыте.
На втором этапе (1999;2000 гг.) осуществлялось теоретическое и практическое исследование проблемы, проводилась работа по анализу и синтезу педагогического, психологического, общенаучного знания, связанная с разработкой теоретических аспектов поликультурного образования. Осуществлялось методологическое обоснование сущности и содержания проектирования педагогического процесса в поликультурной школеобобщались данные о социокультурной ситуации в регионе, изучалась специфика культуры и опыт работы учителей региона.
На третьем этапе (2001;2003 гг.) проводилась опытно-поисковая работа по определению содержания, структуры проекта поликультурного педагогического процесса. Проводилась экспериментальная работа, анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались научные рекомендации. Осуществлялись публикации результатов исследования и литературное оформление диссертации.
Базы исследования.
Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ Приднестровья № 2, 6, 7, 9 (г. Тирасполь), молдавского теоретического лицея, русско-молдавской школы (с. Терновка, Слобод-зейского района).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— уточнено содержание понятий «поликультурная школа», «поликультурное образование», «поликультурный подход в учебно-воспитательном процессе» в контексте культурологического, личностно-ориентированного, интеграционного, инновационного подходов;
— определены и классифицированы проблемы учащихся в общеобразовательной поликультурной школе;
— раскрыты дефиниции «проектирование», обоснованы содержание и особенности проектирования педагогического процесса в поликультурной школе;
— разработан проект инновационного педагогического процесса в поликультурной общеобразовательной школе;
— выявлены педагогические условия реализации принципа поликультурности в проектировании педагогического процесса;
— определены и обоснованы уровни готовности педагога к разработке и использованию технологий проектирования поликультурного педагогического процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе были разработаны:
— методики педагогической диагностики проблем учащихся и учителей в поликультурной общеобразовательной школе как этап проектирования поликультурного педагогического процесса;
— программа межкультурного взаимодействия в поликультурной общеобразовательной школе (воспитательный аспект);
— методические рекомендации по проектированию учебного процесса и воспитательных дел;
— проект целенаправленного педагогического процесса в поликультурной школе, направленный на совершенствование качества результатов образования личности в современных социокультурных условиях;
— разработаны концепция и программа инновационного развития СШ № 9, Терновской русско-молдавской школы.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованияобъективным качественным и количественным анализом педагогического экспериментаобщей методологией проектирования педагогического процессаполнотой и системностью рассмотрения предмета исследования, его структурных, функциональных и процессуальных характеристик и взаимосвязи между нимивоспроизводимостью результатов изыскания, полученных в условиях работы других школ регионаличным опытом многолетней практики диссертанта в экспериментальной школе № 9 г. Тирасполь.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность и структурно-функциональная характеристика общеобразовательной поликультурной школы как социокультурной категории.
Общеобразовательная поликультурная школа рассматривается нами как объективно существующая социокультурная педагогическая система, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию общечеловеческих и национальных ценностей посредством поликультурного образования. Ее структурными компонентами являются поликультурный, многонациональный коллектив учащихся, многокультурный состав педагогического коллектива, крос-скультурный характер педагогического процесса, социокультурная среда общеобразовательного учреждения.
2. Особенности построения школьного образования в условиях поликультурного региона определяются:
— особенностями конкретного региона (исторические, национальные, культурные, эколого-климатические и др.);
— учетом экономических, социальных, психолого-педагогических приоритетов развития регионов и школ;
— выявлением образовательных запросов школ, соотнесением их с научно-образовательным потенциалом региона;
— духовными приоритетами, культурно-историческими и трудовыми традициями, менталитетом населения республики.
3. Проект целенаправленного педагогического процесса в поликультурной школе представлен как система, включающая инновационный учебный процесс, воспитательную деятельность и работу социума на принципах поликультурности, культуросообразности, диалога культур и личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Проектирование включает диагностику, целеполагание, моделирование, прогнозирование, конструирование.
Проект выступает как результат проектировочной деятельности и форма организации совместного педагогического взаимодействия. Его содержание представлено блоками: дидактическим, воспитательным, социокультурным, личностно-ориентированным. Технологии инновационного поликультурного педагогического процесса отражает работа творческих мастерских: социокультурной, проективно-прикладной, научно-исследовательской, художественно-театральной, развития и поддержки личности.
4. Условия и пути, обеспечивающие эффективность реализации технологии педагогического процесса в контексте личностно-ориентированного кулътуросообразного подхода:
— создание благоприятной образовательной региональной политики, аккумулирующей гуманистическую парадигму и отражающей социокультурные особенности края: языка, традиций, обычаев, культуру народов региона;
— внедрение культуросообразного подхода и основ этнопедагогики в систему и содержание поликультурного образования;
— организация отношений личностно-ориентированного взаимодействия в целостном педагогическом процессе;
— совершенствование подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в поликультурной общеобразовательной школе.
Взаимодействие субъектов общеобразовательного процесса поликультурной школы организуется на основе межпредметной и межкультурной интеграции тематических модулей, разнообразной образовательной и социокультурной деятельности в творческих мастерских.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в научных конференциях профессорско-преподавательского состава ПГУ им. Т. Г. Шевченко, в республиканских августовских совещаниях учителей, в методических городских и республиканских объединениях, в международных семинарах (в городах Москва, Одесса, Пятигорск, Тирасполь), а также через публикацию научно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, тезисов и докладов.
Выводы ко второй главе.
В настоящем исследовании мы рассматриваем проектирование как организованную культурно обоснованную деятельность, направленную на преодоление возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, с учетом таких процессов, как целе-полагание, прогнозирование, диагностика, мониторинг, моделирование, конструирование. При этом проектирование в работе отражает составление планов построения новой системы педагогического процесса в поликультурной школе. Основным для слова «проект» будет его значение как результата всей проектировочной деятельности, как целостного образа будущей системы содержания обучения и воспитания в поликультурной школе.
Базовыми понятиями в проектировании педагогического процесса в поликультурной школе являются культура, ученик этнокультурного фактора, культурологический подход, принцип культуросообразности, личностно-ориентированный подход.
Целью эксперимента является создание условий для развития личности, способной к поликультурному саморазвитию, самообразованию, самоопределению через сочетание категорий мировой, национальной и региональной культуры, свободы и ответственности, адаптированной и коммуникативной способности личности к изменяющимся условиям поликультурной среды.
В результате исследования установлено, что в региональных условиях недостаточно учитываются народная духовная культура, потребности национально-культурного развития этносов. В содержании поликультурного образования возникают проблемы определения места и роли родного языка обучения как учебного предмета, как языка культуры или локального средства общения, его отношения на разных ступенях обучения с другими общегосударственными языками — средством межнационального общения, а также языком культуры и др.
Значимость создания проекта, блоков, моделей интегрированных программ поликультурного образования были направлены на формирование у учащихся целостной объективной картины мира, способов активного межкультурного взаимодействия.
Реализация образовательной и воспитательной функции поликультурной школы видится нами в преобразовании содержания учебных программ, учебников и учебно-методической литературы, в повышении уровня педагогической культуры учителя. Нами разработаны проект и этапы проектирования поликультурного образования, научно-методическая и инновационная схемы управления проективным поликультурным педагогическим процессом в школе и совет школы по экспериментальной работе — центр управления экспериментом.
Результаты апробации проекта поликультурного образования подтвердили его высокую эффективность. Достоверность данных результатов представлена в таблицах, схемах, диаграммах и обоснована методами математической статистики.
На основе изложенного можно заключить, что проведенное исследование имеет научно-теоретическое и практическое значение, выдвигает определенные задачи перед общеобразовательной школой, профессионально обосновывает внедрение проективного педагогического процесса в поликультурной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Начало столетия — время осмысления накопленного человечеством опыта и формирования новой парадигмы образования и воспитания.
Проведенное нами исследование показало, что в педагогической науке, как и в обществе, происходит переоценка ценностей, усиливаются интеграция и глобализм многокультурного взаимодействия, что обусловливает становление новой гуманистической личностноориентированной парадигмы образования, предусматривающей приоритетность личности как высшей ценности.
Особую актуальность приобретают сегодня вопросы оптимального разрешения сложного комплекса проблем, касающихся обучения учащихся в поликультурной школе, их адаптации и культурной идентификации. Сравнительный анализ деятельности массовой общеобразовательной школы и инновационных особенностей современного образования позволил теоретически обосновать следующие основные понятия, представленные в данной работе: поликультурное образование как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной культуре, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. При этом предлагается широко использовать разнообразные технологии, культурные ценности, внедрять национальные традиции, основы народной педагогики, создавать условия для культурной идентификации личности, ее поддержки и защиты, формировать гуманную поликультурную среду для гармонического развития человека. Современные инновационные технологии призваны обеспечить выполнение функций, выявление закономерностей и принципов, форм и методов поликультурного образования, определяющих такие его особенные характеристики, как интеркультурная коммуникациядвуязычная, трехъязычная школывнутрипредметная и межпредметная интеграция личности в культурусоздание интегрированных курсов и междисциплинарных программ на основе личностно-ориентированной педагогикивозможность самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой и др.
Одновременно разработаны специфические методы — мониторинг и диагностикапедагогическое проектированиестимулирование интереса — содействие творчествуа также инновационные формы: пресс-центрывстречи-диалогивечера-дискуссиикультурные ассимиляторынародные игры, праздникитеатральные национальные представленияклубы «молодой хозяйки» и «национальной кухни" — краеведческие и культуроведче-ские кружки и др.
Поликультурную школу мы рассматривали как объективно существующую категорию, способствующую интеграции национальной культуры, формированию общечеловеческих, культурных ценностей посредством проектирования поликультурного педагогического процесса, целью которого выступает формирование Человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде.
Поликультурная школа и проективный педагогический процесс представлены в работе следующими составляющими: поликультурным коллективом учащихся, многокультурным составом педагогов и родителей, кросскультурным характером педагогического процесса, социокультурной средой образовательного учреждения. Общеобразовательные школы региона представляют собой поликультурные системы, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей народов, населяющих Приднестровье, посредством внедрения принципов национально-культурной сообразности и билингвального образованияони призваны способствовать сохранению традиций, открытию новых культурных перспективориентации на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданийзнакомству детей с многообразием народных традиций, норм поведения и с современной их культурной интерпретациейформированию у учащихся способности к принятию разных культур и бережного к ним отношения.
Поликультурное образование предполагает широкое использование разнообразных технологий по формированию культурных ценностей человека: глобализма, планетарного мировоззрения, освоения общечеловеческих ценностей, национальной и этнической культуры.
Отличительными характеристиками современной общеобразовательной поликультурной школы, ее особенностями и перспективой призваны стать культуросообразный, культуротворческий, личностно-ориентированный подход к проектированию поликультурного содержания образования, а также межличностное взаимодействие и стиль работы учителя. Все это обусловило необходимость разработки и внедрения эффективного проективного педагогического процесса в поликультурной школе.
Обоснование сущности основных функций, целей, содержания, технологий поликультурного образования позволило перейти к проектированию поликультурного педагогического процесса, который представляет собой подсистемы, включающие процесс обучения, воспитательную внеклассную и внешкольную работу и общностьпредполагает создание структурных компонентов, моделей интегрированных программ, планов поликультурного образования, в которых осуществляется процесс освоения школьниками разнообразных культурных ценностей народов, населяющих Приднестровье. При этом выделены блоки проекта поликультурного процесса, обеспечивающего творческое поликультурное развитие детей по следующим направлениям: дидактическое, воспитательное, социокультурное, личностно-ориентированное, что отражает целостность, системность и преемственность воспитательного воздействия.
Каждый блок рассчитан на три возрастные ступени: 1−4 классы- 5−8 классы и 9−11 классы, между которыми существуют содержательная преемственность. В этом ключе представлена и система творческих мастерских (социокультуротворческая мастерская, креативно-прикладная, научно-исследовательская, мастерская по развитию и поддержке личности школьника — педагогическая служба помощи и художественно-театральная), где учителя-экспериментаторы исследуют и проверяют на практике действенность теоретических идей, форм и технологий поликультурного образования, а также пропагандируют их среди учителей своей школы и школ региона.
Программа по овладению проектировочными умениями, разработанная учителями поликультурной школы № 9 г. Тирасполь, этапы проектирования, система психолого-педагогических технологий, инновационные формы поликультурного образования выдвинули необходимость выявления педагогических условий эффективности инновационного управления проективным педагогическим процессом в поликультурной школе и создания Совета школы по экспериментальной работе.
Результаты теоретических, аналитических, эмпирических исследований поликультурного образования, выделенные условия и пути реализации эффективности проективного педагогического процесса нашли отражение в разработанной экспериментальной модели, целью которой является создание условий для развития личности, способной к поликультурной самоидентификации, к саморазвитию, самоопределению, самовыражению в сложных условиях поликультурной среды.
Эффективность решения проблем проективного подхода к организации педагогического процесса в поликультурной школе определялась в зависимости от степени осознания школьниками смысла курсов, тем, программ, планов, проекта поликультурного педагогического процесса. Исследование показало, что 75% учащихся осознают личностный смысл курсов, тем, программ, планов проекта поликультурного образования- 12% -частично осознают, 8% - в основном не осознают и 5% учащихся не дают ответа.
Отношение учащихся к различным формам поликультурного образования, к поликультурному интегрированному уроку и к поликультурным интегрированным воспитательным делам на завершающем этапе исследования в большинстве случаев положительно. Число учащихся, позитивно относящихся к поликультурному интегрированному уроку и воспитательному делу, в экспериментальных классах составляло 82%, в контрольных -48%, а в отношении интегрированных поликультурных воспитательных дел оно соответствовало 76% и 50%. На наш взгляд, это связано с тем, что учащимся лучше и легче слушать объяснения учителя и участвовать в проведении тематических воспитательных дел, чем добывать знания самостоятельно.
Эффективность решения культурных проблем в поликультурной школе определялась в зависимости от отношения учащихся и учителей к необходимости изучения особенностей национальной культуры народов региона. Ответы учащихся на констатирующем этапе выглядели следующим образом: согласны, что есть необходимость — 27% от числа опрошенных, а на завершающем — соответственно 82%- эти же показатели среди учителей, работающих в экспериментальных классах, составили соответственно 32% и 91% от числа опрошенных.
Общую сравнительную оценку решения поликультурных проблем учащихся характеризуют следующие цифры: высокий уровень — 42% в экспериментальных группах и 23% - в контрольныхсредний уровень -43% в экспериментальных и 29% в контрольных группахнизкий уровеньсоответственно 15% и 28% от числа опрошенных.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проективного педагогического процесса поликультурного образования, его достоверность подтверждена также методами математической статистики.
Таким образом, анализ выявленных характеристик и полученных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровне, а также проектирования педагогического процесса в поликультурной школе не Щ только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию и определяет педагогические условия по осуществлению организационного, научно-педагогического, програмно-целевого, системно-методического обеспечения в контексте проектирования парадигмы поликультурного образования.
Педагогическое проектирование получило в современном образовательном пространстве широкое распространение. Оно постоянно совершенствуется и обретает новые качества и характеристики: конструктивность, концептуальность, плановость, диагностичность и возможность для педагогической коррекции.
Перспективы дальнейшего развития проблемы мы видим в проектировании целостной системы поликультурного образования, а также моделей проектирования учебных планов, программ, концептуальных моделей щ подготовки многокультурного учителя.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все задачи, поставленные перед диссертантом, выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась, поэтому исследование можно считать законченным. 4.
Список литературы
- Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 237 с.
- Алексеев Н.И. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.- Воронеж, 1998.-544 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
- Анохина Т.П. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. 6. М.: Инноватор, 1996. — С. 71−80.
- Арабов И.А. Этническая культура и поликультурное образование. Проблемы развития образования на Северном Кавказе // Сб. научных статей. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. — С. 13−18.
- Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса. Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 137 с.
- Артюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. -С. 246.
- Ю.Арутюнян Ю. В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // Социс, 1999. № 4. С. 58−61.
- П.Байкова Л. К., Гребенкина. Педагогическое мастерство и педагогические технологии // Педагогическое общество России. М., 2001. -С.60−63.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное щ пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриальнопедагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — С. 29 139.
- Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Сб. науч. трудов. Вып. 2. Свердловск: СИПИ, 1991. -С. 5−13.
- Н.Белкин С. А. Ситуация успеха: как ее создать? Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М., 1996.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.
- Бердяев H.A. Русская идея / О России и русской философской Щ культуре. М., 1990. — С. 43−271.
- Берне Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. Идея культуры в работах М. М. Бахтина // Одиссей. М., 1989.
- Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программ // Психологическая наука и образование. № 4. М., 1996.-С. 66−75.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: УРАО, 1998.575 с.
- Блонский П.П. О национальном воспитании. -М., 1915. -40 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры / Основные положения Концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1993. — С. 30−32.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. № 3. М., 1995. — С. 29−36.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. Ростов-н/Д., 1997. — С. 8−21.
- Бондаревская Е.В. Теоретические вопросы личностно-ориентированного образования // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 1.-С. 19−20.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3.
- Бондаревская Е.В. Развитие теории воспитания в современной России // Славянская педагогическая культура: Научно-теоретический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО. ПГУ, 2002. № 1. С. 3917.
- Бондаревская Е.В., Карпова Н. К. Становление и развитие национальной школы в России // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 1.-С. 78−89.
- Болотов В.А. Главный ресурс человеческой свободы // Новые ценности образования. Вып. 5. М.: Инноватор, 1996. — С. 8−14.
- Борисенков В.П. Школа России. Прошлое и настоящее // Педагогика. 1993. № 4.
- Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. № 4. — С. 15−20.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты и выбор // Педагогика. 1997. № 2. С. 3−8.
- Вердиев Д.М. Государственно-общественная система управления образования в условиях дифференцированного социокультурной и этнокультурной среды. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 1999.-37 с.
- Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960−1990-е годы). М., 1999. — 144 с.
- Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 1999. 44 с.
- Власова Т.И. Нравственные основы современного образования // Славянская педагогическая культура: Научно-педагогический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО, ПГУ, 2002. № 1.- С. 66−70.
- Водовозов В.И. Русская народная педагогика // Изб. пед. соч. -М.: Педагогика, 1986. С. 379106.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. М., 1993. — С. 12−14.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Положение детей в мире. ЮНИСЕФ, 1991.
- Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика. 1998. № 2. С. 79.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М., 1996.-500 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998.-408 с.
- Гавриловец В.М. Воспитание человечности: Книга для учителя. Минск: Нар. освита, 1985. — 183 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.51 .Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. 1995. № 2. С. 165.
- Газман О.С. Педагогика свободы: пути в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 1038.
- Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 607 с.
- Гукаленко О.В., Гуцу В. Ф. Концептуальные основы перспективного развития образования и воспитания в поликультурном образовательном регионе. Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. — 63 с.
- Гукаленко О.В. Отдельные технологии поликультурного образования // Тезисы докладов VII ежегодного собрания Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. Ч. II. — С. 16−18.
- Гукал енко О.В. Теоретико-методологические основы поликультурного пространства // Инновационная школа. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. — С. 66−77.
- Гукаленко О.В., Крупко С. А. Концептуальные основы и программы развития образования (на примере СШ № 9) // Министерство просвещения ПМР, ПГУ. ПНОЦ РАО. Тирасполь, 2001.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. H.JI. Селивановой. М., 1998. — 336 с.
- Гуревич П.С. Человек и его ценности. М.: Наука, 1988. — 128 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-н/Д., 1979.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. II.-С. 530−532.
- Данилюк А.Я. Основные компоненты личностно-ориентированного обучения // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-н/Д., 1998. С. 20−22.
- Данилюк А.Я. Управление научно-педагогическими исследованиями в Славянском культурно-образовательном пространстве // Славянская педагогическая культура. Научно-педагогический журнал Приднестровского НОЦ ЮО РАО ПГУ. Тирасполь. № 1. — С. 16−21.
- Давыдов В.В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. 1979. № 2−3. С. 4−6.
- Дистервег А. Изб. пед. соч. М., 1956. — С. 178−187.
- Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М.: Наука, 1980. — С. 274−276.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Дмитриев Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Сравнительная педагогика. М.: Педагогика, 1999. — С. 35−50.
- Дорохова В.И., Ткачук A.A. Стиль и мастерство учителя в личностно-ориентированной среде поликультурной школы // Педагогический альманах, наука и практика: Научно-практический журнал
- Приднестровского НОЦ ЮО РАО. Тирасполь: РИО ПГУ, 2002. № 1. — С. 96−101.
- Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. — 74 с.
- Дьячков М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) и образование. М., 1991.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология // Аспект-Пресс. М., 2000.-418 с. 74.3аиков J1.B. Избранные педагогические труды. М.: Редагогика, 1990.-424 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. М., 1992. № 11. — С. 2−59.
- Закон ПМР «Об образовании» // Сборник документальных актов. 1994.-С. 46−121.
- Зверева O. JL, Ганичева JI.H. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 1999. — 157 с.
- Зорин Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105−109.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Иващенко Г. М. Помочь детям выжить // Педагогика, 1993. № 4. -С. 50−53.
- Ильин E.H. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 287 с.
- Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России. Статьи 1948−1954 гг.: В 2 т. Т. 1. -М., 1992.-С. 143−145.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
- Интеграционные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 204 с.
- Инновационная школа. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. № 1. 96 с.
- Изучение личности школьника учителем // Под ред. З. И. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
- Каптерев П.Ф. Педагогический прогресс / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. -701 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кандаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1992.
- Карпова Г. Ф. Развитие и реформирование образования на Северном Кавказе в исследованиях Южного отделения РАО // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сборник научных статей. -Пятигорск: ПГКУ, 1998. С. 54−60.
- Козлов E.H. Синергетический вызов культуре. М., 1992. — С. 12−15.
- Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. -М., 1989.-С. 152−183.
- Коменский Я.А. Материнская школа / Изб. пед. соч. М., 1982.
- Конституция ПМР. 1995. 94 с.
- Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М., 1990. — С. 175−194.
- Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. -М., 1990.-С. 19−41.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Д., 1997.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. -Ростов-н/Д., 1997.
- Котожеков Г. Г. Философско-социологический анализ национальной культуры. Дисс.. д-ра философ, наук. М., 1991.-331 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. -Минск, 1996.-312 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Краевский В.В., Кутьев В. Методология педагогики: О чем спорим? // Педагогика, 1991. № 7. С. 34−38.
- Крылов Н.Б. Культурная среда детского лагеря // Народное образование, 2000. № 4, 5. С. 25−31.
- Ш. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
- Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1992. № 6. С. 3−11.
- Кульневич C.B. Педагогика личности: Учебное пособие. Ч. 1. -Ростов-н/Д., 1995.- 167 с.
- Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Монография. Воронеж, 1997. — 235 с.
- Кульневич C.B. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. М., 1997. № 5. — С. 108−115.
- Кульневич C.B. Единое образовательное пространство области. '*) Воронеж, 1998. — 167 с.
- Кутьев В.О., Бондырева С. К. Культура межнационального общения // Советская педагогика. М., 1991. № 3. — С. 3−25.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-во 2-е. -М.: Политиздат, 1977. С. 55−304.
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностнойориентации. Воронеж, 1998. Щ
- Лещинский В.И., Кузнецова С. С., Кульневич C.B. Всегда ли прав учитель? (Б-ка учителя и воспитателя). М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1998.464 с.
- Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. М., 1999. № 4. — С. 10−15.щ 123. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. М., 1993. № 2.-С. 19−23.
- Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. -С. 392−397.
- Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л.: Наука, 1970.-С. 204−206.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика.1. Щ 1999. № 4.-С. 3−10.
- Макаев В.В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поликультурного образования // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: Сб. научных статей. Пятигорск: ПГЛУ, 1998. — С. 6171.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1985. Т. 5. — С. 260−485.
- Ш 129. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1957.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.-С 134−150.
- Макаренко A.C. Проектировать лучшее в человеке. М.: Изд-во «Университетское», 1989. — 416 с.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосвера, 1999.-300 с.
- Малькова З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика. 1999. № 5.
- Малькова З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы. М.: Педагогика, 2000. № 1. — С. 82−92.
- Малькова З.А., Новиков Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки Концепции воспитания: В 2-х ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д.: ОИУУ, 1993. Ч. 1.-С. 64−85.
- Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977.
- Маслоу А. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. -М., 1982, — 110 с.
- Монтень М. Опыты. Кн. I. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 17−22.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
- Мошняга В. Независимая Молдова и миграция. Кишинэу: Перспектива, 1999. — 465 с.
- Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-79 с.
- Мудрик A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. М., 1995. № 3.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1977. — 198 с.
- Мясников В.А. Развитие интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Педагогика. 1999. № 1. С. 86−88.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. — С. 20−27.
- Наумчик В.Н., Савченко Е. А. Этика педагога: Учебно-методическое пособие. Минск: Ушверсггэцкое, 1999. — 216 с.
- Нечаев H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1987. — 40 с.
- Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 // Педагогика. 1997. № 11. С. 111−114.
- Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998. -354 с.
- Новые ценности образования. Вып. 7: Культурные модели школ. М. Инноватор, 1997. — 247 с.
- Олех Л.Г. Философия регионализма // Гуманистические науки в Сибири. 1997. № 1. — 52 с.
- Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-н/Д., 1995.
- Павлов Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе // Сборник № 5. Серия: Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1997. — С. 29−40.
- Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. 2000. № 1. — С. 41−45.
- Педагогические теории, системы, технологии // Под. ред. С. А. Смирнова. М., 1999. — С. 33−38.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.-М., 1981. Т. 2.-276 с.
- Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. JL: Школа и жизнь, 1916.-277 с.
- Педагогическое мастерство и педагоги-технологи: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.K. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1995. — 637 с.
- Педагогика как диалог, диалог педагогик: Тезисы доклад. 10 Всерос. конф. по педагогике ненасилия // Под ред. А. Г. Козловой, В. М. Маралова, В. А. Ситарова. СПб., 1995. — 206 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1964.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФР, 1959. — С. 702−704.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996. — С. 42932.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
- Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева // Педагогическое общество России. М., 2001. — С. 31−50.
- Роджерс K.P. К науке о личности // История зарубежной психологии (30−60 гг. XX в.) / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1986.-344 с.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — С. 256−260.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 2. -М.: Педагогика, 1989. 323 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1986.- 140 с.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. — С. 81−96.
- Селистрату Н.В. Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики и педагогической науки. Автореф.. д-ра пед. наук. М., 1997. — С. 35−61.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
- Сериков В.В. Образование и личность, теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — С. 219−782.
- Сиротинец О.В. Поликультурный характер образования современного человека культуры // Инновационная школа. Ростов-н/Д., 2000. № 2.-С. 77−85.
- Скляр В.В. Образ жизни и культура: взаимосвязь и развитие. -Краснодар, 1982.
- Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993. Т. 2. — С. 265−275.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Сравнительная педагогика. Сборник статей. Ч. III. М.: Педагогика, 1999.
- Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство. Изд-во «Совершенство», 1998. 361 с.
- Струев H.A. Православие и культура. М., 1992.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. -Киев: Радянська школа, 1979.
- Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Радянська школа, 1965. — 213 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. — 316 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 5-е издание. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е издание. М.: Просвещение, 1982. — С. 206−211.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1989.
- Сухорукова JI.M. Научные школы в педагогической науке юга России. Ростов-н/Д., 1999.- 191 с.
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном обществе // Педагогика. 1999. № 2. С. 31−34.
- Толочек В.А. Стиль профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. — С. 28, 74.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1989.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. // Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. — С. 320−429.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. М., 1995. Т. 1. — С. 201−228.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е издание. -М.: Политиздат, 1986. 590 с.
- Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса в школе. Ростов-н/Д., 1996.
- Фоменко В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях // Инновационная школа. 2000. № 1.-С. 13−18.
- Харисов Ф. Насущная потребность общества // Народное образование. 1999. № 6. С. 28−29.
- Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. 1994. 128 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Юрист, 1997.
- Ховард Д. Школа завтрашнего дня. М.: Российско-Американский ин-т педагогических систем, 1993.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташникова. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
- Шацкин С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика // Пед. соч.: В 4-х т. М., 1964. Т. 3. — С. 232−243.
- Шафикова A.B. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников. Автореф.. канд. пед. наук. Казань, 1999.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д., 1995.
- Шорников П.М. Проблема языка обучения в Республике Молдова // Педагогика. 1995. № 6.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 314. С. 7−14.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996. — С. 37−40.
- Яковлев ЕЛ. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20−27.
- Яковлев Н.М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд. М.: Просвещение, 1985.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1997. — 345 с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. -М.: Сентябрь, 2000. 128 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
- Atestarea cadrelor didactice cheia reformei invatamintubur: Cid pentru cadrul didactic // Responsabil de editie. — Chisinau: Stiinta, 1998. — 120 p.
- Bucun N. Fundamentele tehnologiilor pedagogice avansate. In: Tehnologii educationale moderne. Partea III: Cercetare pedagogica. Chisinau, 1994.
- Vianu T. Estetica. Bucuresti // Editura Minerva, 1968.
- Gutu V.J. Continutul invatatintului in Stiinta pedagogica // Tehnologii educationole moderne. Partea II. Chisinau, 1994.222.1nbar M., Adler Cp. Ethnic in Israel / New Brunswick, N.T. Transactin, 1977.
- Pai Voung. Cultural Fondtions of Edication. Columbus. OH: Merriill. Publishing Company, 1990.1. ГЛОССАРИЙ
- Адаптация создание условий механизмов и технологий интеграции личности в культуру посредством образования, без ущемления национального самосознания и личного достоинства учащихся.
- Аксеология новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации.
- Аккультурация долговременный процесс кумуляции ценностей иной культуры при сохранении своих исходных этнокультурных характеристик.
- Билингвизм многомерный, междисциплинарный феномен освоения учащимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков.
- Гносеологическая деятельность педагога предполагает проверку и оценку результатов педагогического процесса, а также анализ эффективности его реализации.
- Гуманизм совокупность объективного и субъективного отношения к каждому человеку, как к высшей ценности, выражающейся в альтруизме, толерантности, сострадании, ненасилии, желании помогать окружающим.
- Гуманитарное образование приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, установлении связей междупредметами через общечеловеческую составляющую школьных дисциплин, формирование личностной зрелости обучаемых.
- Инновация (нововведение, обновление) введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся.
- Интенсификация обучения передача большего объема информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
- Компаративистика сравнительный анализ деятельности социальных институтов, службы помощи, педагогических систем поддержки и защиты личности учащихся, моделей поликультурного образования разных стран.
- Культурная идентичность набор культурных форм, черт, характеристик человека.
- Культурная интеграция объединение учащихся разных этнических, социальных, национальных групп, их идентификации посредством интеграции различных культур.
- Межкультурное взаимодействие это процесс, обусловленный одновременно природными этноландшафными и социальными стереотипами, поведенческими условиями взаимодействующих культур.
- Мультикультурализм процесс воспитания, поддержки детей в поликультурном пространстве, оказание им помощи в культурной идентификации в иноязычной среде, в их адаптации к поликультурному образованию и социуму.
- Новаторство деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
- Педагогическое общение взаимодействие учителя с учениками, состоящее в установлении контактов, обмене информации, в организации совместной деятельности.
- Педагогическое прогнозирование предвидение будущих изменений в развитии, формировании и образовании личности- проектирование процесса совершенствования личности индивида как субъекта образования.
- Педагогическое проектирование научно-методическое, прогностическое, технологическое выстраивание учебно-воспитательного взаимодействия на основе таксономии целеполагания и системы учебных (воспитательных) задач.
- Проектирование педагогического процесса научно-методическое, прогностическое, технологическое выстраивание учебно-воспитательного взаимодействия на основе таксономии целеполагания и системы учебных (воспитательных) задач.
- Проектирование педагогического процесса предварительная разработка задач с учетом принципа подбора, приемов постановки, методики составления, диагностики их эффективности с целью развития личностных качеств ученика как субъекта образования.
- Поликультурный образовательный регион это образовательные, научные, массово-просветительные учреждения, дома творчества и культуры, расположенные на определенной территории и выполняющие функцию поддержки, образования и воспитания человека культуры.
- Самоорганизация это свойство и способность личности к саморазвитию и самореализации путем самоактуализации своих внутренних ресурсов.
- Технологическая карта структурно-функциональная схема педагогической технологии, включающая блоки диагностического целеполага-ния, собственно проектирования, методического обеспечения, контроля и коррекции.
- Толерантность это отрицание нетерпимости, сдерживание неприязни, способность к признанию или практическое признание и уважение культуры, убеждений и действий других людей.
- Фоновые знания общепринятые ценности, установки, массовой национальной культуры, отражающие национально-этническую менталь-ность народа и хорошо известные всем членам национальной общности.1. АНКЕТАдля учащихся 7−10 кл.1. Дорогие ребята!
- Просим ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Результаты ее анализа будут использованы в целях повышения культуры межнационального общения учащегося.
- Выбранный вариант ответа необходимо отметить (+) или (-). 1. Какими языками Вы владеете? Заполните следующую таблицу:
- Язык Владеете в полной мере Говоритедома в кругу друзей в школе1. Русский 1. Молдавский 1. Украинский 1. Болгарский 1. Гагаузский 1. Армянский 1. Цыганский 1. Английский 1. Французский 1. Другие
- Влияет ли национальность на ваш выбор друзей?
- Да 041- Нет — 042- Затрудняюсь ответить — 043.
- Известно ли Вам какой национальности твои одноклассники?
- Да 044- Нет — 045- Затрудняюсь ответить — 046.
- Соблюдаются ли в вашей семье национальные традиции?
- Нет 047- Затрудняюсь ответить — 048−1. Да 049, какие
- Культура какого народа тебе более близка? (обведите в кружочек свой вариант ответа)
- Народ Наиболее близка Хотел бы изучать1. Русского 050 0571. Молдавского 051 0581. Украинского 052 0591. Болгарского 053 0601. Гагаузского 054 0611. Армянского 055 0621. Другого 056 063
- Какие народные легенды, сказки, былины Вам известны? впишите свой вариант ответа)
- Ваша национальность (впишите свой ответ)
- В какой школе вы хотели бы обучаться? Многонациональной 064- Мононациональной — 065- Не задумывался — 066- Для меня это не играет роли — 076.1. Спасибо!1. АНКЕТА1. Для учащихся 10−11 кл.
- Друзья, просим ответить на вопросы предлагаемой анкеты, которая поможет изучить проблемы межкультурного взаимодействия, социально-педагогической поддержки личности учащегося в поликультурном образовательном пространстве.
- Обведите выбранный вариант в кружок.
- Знакомы ли Вам документы о правах человека, ребенка?001 да-002 нет-003 затрудняюсь ответить.2. Где вы проводите досуг?004 в кругу семьи-005 в школе-006 в спортивных клубах-007 в клубах по интересам-070 в другом месте
- Чувствуете ли вы себя защищенным в своей семье?008 да-009 нет-010 затрудняюсь ответить.
- Свои личные проблемы Вы решаете:011 сами-012 с друзьями-013 со сверстниками-014 с родителями-015 с помощью книг, СМИ-016 вместе с учителем- 071 — иным способом
- Что вы приемлите в своей школе?017 гуманные взаимоотношения учителя и ученика-018 интересное общение со сверстниками, друзьями-019 содержательные, увлекательные уроки-020 возможность самовыразиться, реализовать свое «Я».
- Испытываете ли Вы защищенность или поддержку со стороны учителя?027 да-028 нет-029 затрудняюсь ответить.
- В обществе существуют организации, задача которых защищать права и интересы детей и молодежи. Как Вы относитесь к ним?045 они необходимы-046 они не нужны, так как осуществляют защиту формально-047 затрудняюсь ответить-076 альтернативное мнение
- С кем Вы разговариваете на своем родном языке?048 с родителями-049 с близкими родственниками-050 со сверстниками-051 с учителями-052 с незнакомыми людьми-077 с кем еще
- Вы предпочитаете проводить свободное время в компании сверстников:061 только своей национальности-062 разных национальностей-063 национальность не влияет на выбор Вами круга общения.
- Матрица взаимосвязи между личностными качествами учащихся и уровнями проектирования поликультурного процесса
- Качества Уровни проектирования поликультурного процесса1 2 3 4 51. Инициативность + + + +2. Умение сотрудничать
- Умение работать в коллективе, группе + +
- Способность к оценочным действиям + +
- Умение взаимообучаться + + +6. Коммуникативность +
- Умение логически мыслить + + +
- Умение решать проблемы + +
- Умение добывать и использовать информацию + + +
- Умение планировать свои действия + + +
- Желание успешно учиться + + + + +
- Умение ставить ближайшие цели + + + + +
- Стремление к успешному достижению цели + + +
- Постановка перспективных целей и умение связывать их с учебой + +
- Умение сопоставлять личные цели и цели учебной работы + + +
- Примечание: 1 поликультурные задачи- 2 — практико-преобразовательные- 3 — ценностно-ориентационные- 4 — творческие- 5рефлексивно-коммуникативные.