Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ гуманистичСских Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ образования Π² пСдагогичСском творчСствС Π―. А. КомСнского. 
Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π―. А. КомСнского для развития пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Под влияниСм Π½Π΅ΠΎΠΏΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠ° КомСнский ΠΏΡ€ΠΈΡˆΡ‘Π» ΠΊ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ нСдостатки общСства ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ лишь исходя ΠΈΠ· ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ мироустройства. Один ΠΈΠ· ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ исправлСния ΠΌΠΈΡ€Π° КомСнский Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ систСмы воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ людСй. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ всСобщСго ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΎΠ½ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°» Π½Π° Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΎΠΌ языкС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ частныС вопросы образования рассматривал… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ гуманистичСских Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ образования Π² пСдагогичСском творчСствС Π―. А. КомСнского. Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π―. А. КомСнского для развития пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ОсобоС мСсто срСди Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎΠ² Нового Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Π―. А. КомСнский, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠΌ пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. ЧСшский ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ-гуманист, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, общСствСнный Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒ, Π―. А. КомСнский родился Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° протСстантской ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹ Π§Π΅ΡˆΡΠΊΠΈΡ… Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΠ΅Π². ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Ρƒ исслСдоватСлСй Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ КомСнского Π±Ρ‹Π»Π° посвящСна ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, исправлСния общСства Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… взаимопонимания ΠΈ ΡΠΎΡ‚рудничСства ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ для «Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΡ‘ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅».

ЀилософскиС взгляды КомСнского слоТились ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ АристотСля, ΠŸΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ½Π°, Π€. Бэкона, ВивСса. Ѐилософия КомСнского («ΠΏΠ°Π½ΡΠΎΡ„ия» — ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСх всСму), Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° всСобщСго воспитания, Π²Π΅Ρ€Π° Π² Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ процСсса ΡƒΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ всСх ΠΈ Π²ΡΠ΅Π³ΠΎ посрСдством творчСского Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, стрСмлСниС ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ комплСксного ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° формирования личности ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ утопичСскими ΠΈ Π·Π°ΡΠ»ΡƒΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ лишь Π² 20 Π².

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚радициями эпохи ВозроТдСния Π―. А. КомСнский исповСдовал оптимистичСский взгляд Π½Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ. Он Π±Ρ‹Π» ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса любой Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Π·ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π° «ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ лСстницы образования». ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ присущ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅. ЦСль воспитания, ΠΏΠΎ ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠŸΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊ Π²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ блаТСнству ΠΎΠ½ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ внСшнСго ΠΌΠΈΡ€Π°, Π² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π²Π΅Ρ‰Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ собой, Π² Π²ΠΎΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ сСбя ΠΊ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΡƒ всСх Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ — Π‘ΠΎΠ³Ρƒ. Π’.ΠΎ., КомСнский выдСлял составныС части воспитания — Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, нравствСнноС воспитаниС ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ΅ воспитаниС. ПониманиС КомСнским Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ воспитания являлось Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ гуманистичСского стрСмлСния ΠΊ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности. Богласно ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — дитя ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ всС пСдагогичСскиС срСдства Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ природосообразными. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ природосообразности воспитания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ с Π½ΠΈΠΌΠΈ всСх пСдагогичСских воздСйствий. ИдСя признания общности Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ², ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π»Π΅Π³Π»Π° Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ использовал КомСнский Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ пСдагогичСской систСмС.

Вопросы воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ КомСнский рассматривал Π² Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠΌ СдинствС. Он ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΊ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌΡƒ (ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ) ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈ Π»Π°Ρ‚инского языка — языка Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ трСбования ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ: Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ обучСния, соотвСтствиС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° возрасту Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. КомСнский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° способСн ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ всё ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‘Π΄, слСдуя ΠΎΡ‚ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π΄Π°Π»Ρ‘ΠΊΠΎΠΌΡƒ, ΠΎΡ‚ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΎΡ‚ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ. ΠŸΡ€ΠΈ этом сначала Ρƒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ для этого Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹. ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ 3 источника познания — чувства, Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌ ΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρƒ, Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ КомСнский ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» чувствСнному Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Под влияниСм Π½Π΅ΠΎΠΏΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠ° КомСнский ΠΏΡ€ΠΈΡˆΡ‘Π» ΠΊ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚ΡŒ нСдостатки общСства ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ лишь исходя ΠΈΠ· ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ мироустройства. Один ΠΈΠ· ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ исправлСния ΠΌΠΈΡ€Π° КомСнский Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ систСмы воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ людСй. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ всСобщСго ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΎΠ½ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°» Π½Π° Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΎΠΌ языкС, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ частныС вопросы образования рассматривал Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ воспитания ΠΈ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΠ» Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ воспитания Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅, Π΅Π³ΠΎ прСдназначСния. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎ ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ°Ρ… смысла ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Он ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π» Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ «Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅» ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρƒ. Π—Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠ» КомСнский лишь «Π˜Π½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΉ матСринской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹», ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ дошкольного воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ 6 Π»Π΅Ρ‚. Π’ ΡΠΎΡ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ спСцифика воспитания Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ физичСского ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания, взаимосвязь Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹ΠΌ воспитаниСм, умствСнного развития ΠΈ Ρ„ормирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСтских ΠΈΠ³Ρ€, КомСнский ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ систСматичСского, соразмСрного с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, Π½Π΅Π½Π°ΡΠΈΠ»ΡŒΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ознакомлСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠ°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ простыми знаниями ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅.

Π—Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡΡΡŒ пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, КомСнский ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π», Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΠ» ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²Ρ‘Π» Π½Π° Π»Π°Ρ‚инский язык «Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ». Π’Π°ΠΊ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»Π° «Π’Сликая Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°», ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠ°Ρ основной тСорСтичСской Π±Π°Π·ΠΎΠΉ срСднСй (латинской) ступСни образования. НазваниС ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ символично, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ «Π²ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ искусство ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ всСх всСму», Π½ΠΎ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ здСсь Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ вопросы обучСния, Π½ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, школовСдСния, пСдагогичСской психологии, сСмСйного воспитания. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ сформулированы сСнсуалистичСскиС пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. Π―. А. КомСнский ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ сознаниС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, знакомя с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ чувствСнно воспринимаСмого ΠΌΠΈΡ€Π°. Богласно Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ, Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ скачков. Для Π―. А. КомСнского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΡΠ°ΠΌΠΎΡ†Π΅Π»ΡŒΡŽ. Она приобрСтаСтся для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ «ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ» ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. КомСнский создал Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡƒΡŽ систСму образования ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ» Π΅Π³ΠΎ структуру — ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания Π΄ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ образования. ΠžΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ 6 Π»Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ (матСринская школа), с 6 Π΄ΠΎ 12 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ школС (Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ язык, Π°Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°, элСмСнты Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, природовСдСния, свящСнноС писаниС). КомСнский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² «ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка» Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€Π΅ΠΌΡ‘слами. На ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ступСни обучСния — Π² Π»Π°Ρ‚инской школС ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ (с 12 Π΄ΠΎ 18 Π»Π΅Ρ‚) КомСнский Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ наряду с Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ сСмью свободными искусствами СстСствознаниС, ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ. Π’Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ (с 18 Π΄ΠΎ 24 Π»Π΅Ρ‚) осущСствляСтся Π² Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ. Π’ «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ всСобщим искусством ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ всСх всСму, КомСнский Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ обосновываСт ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, создаСт ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠ½ΡƒΡŽ систСму всСобщСго образования, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π² классно-ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ способ обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ (ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΠ΅ΠΉΡ‡Π°Ρ примСняСтся Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… странах ΠΌΠΈΡ€Π°). Π―. А. КомСнский обосновываСт Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ всСобщСго образования, дидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ (систСматичности, лСгкости, прочности), придавая особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ наглядности обучСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎΠΌ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ». КомСнским Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ понятия Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания. Ѐормулируя ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, Π―. А. КомСнский ставит Ρ†Π΅Π»ΡŒ обСспСчит Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠ΅, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Он ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π΅Ρ‚ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ.

Π’Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ КомСнский ΠΎΡ‚Π΄Π°Π²Π°Π» ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ ΠΈ Π±Ρ‹Π» Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ряда ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ΅, Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ, Π³Π΅ΠΎΠ΄Π΅Π·ΠΈΠΈ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, астрономии, истории. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΡ‘Π» ΠΊ ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ систСму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ собрания Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅, общСств, устройствС ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ области являСтся ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ «ΠžΡ‚крытая Π΄Π²Π΅Ρ€ΡŒ языков». Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ прСдставлял собой пособиС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π» Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ догматичСский ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ изучСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚аксиса, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ усвоСния языка Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ познания элСмСнтов Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π» 8 тыс. латинских слов, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π±Ρ‹Π»ΠΈ составлСны ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ простыС прСдлоТСния, сгруппированныС Π² Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ΅, постСпСнно ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ рассказы-ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… явлСниях ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π―.А. КомСнский ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ швСдского ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΠ» ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΈ: «ΠŸΡ€Π΅Π΄Π΄Π²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ латинского языка», «Π—Π°Π» Π»Π°Ρ‚ΠΈΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠ°», Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ «ΠΠΎΠ²Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ языков». УдСлял большоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ воспитатСля, учитСля (Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ), особСнно ΠΈΡ… ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊΡƒ.

ΠšΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠ»Π°Π½Π°ΠΌΠΈ создания пансофичСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π» КомСнского ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π»Ρ‘Π³ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, быстрого, радостного ΠΈ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ учСния. Написанный ΠΈΠΌ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ «ΠœΠΈΡ€ чувствСнных Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ Π² ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°Ρ…», ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ «ΠžΡ‚крытая Π΄Π²Π΅Ρ€ΡŒ языков», Π±Ρ‹Π» ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ создания ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ психологичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ². Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ использовался Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… странах Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹ Π΄ΠΎ 2-ΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ 19 Π². Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΡΡΡŒ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для школьников Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСрСсным, КомСнский составил ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° — ΠΈΠ³Ρ€Π°», которая прСдставляла собой Π΄Ρ€Π°ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ содСрТания «ΠžΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΉ Π΄Π²Π΅Ρ€ΠΈ языков» ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ для постановки Π½Π° ΡΡ†Π΅Π½Π΅ школьного Ρ‚Π΅Π°Ρ‚Ρ€Π°.

Π˜Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Π΅Π³ΠΎ философско-пСдагогичСских ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ общСства явился «Π’сСобщий совСт ΠΎΠ± ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Π» чСловСчСских». «Π’сСобщий совСт…» Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ нСсколько частСй. «Π’сСобщСС ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅» ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅ΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ людСй, «Π’сСобщСС просвСщСниС» Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ основныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, «Π’сСобщая ΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ» (ΠΈΠ»ΠΈ «Π’сСобщСС устройство») содСрТит философскоС ядро «Π’ΡΠ΅ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ совСта…» — это собраниС ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… свСдСний ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΡŽ Ρ„ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°, КомСнский Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ структуры ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия космичСского процСсса. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ мСсто Π² Π½Π΅ΠΉ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Ρ†, ΠΎΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ивности ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ зависит, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ это Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ воспроизвСдСниС чСловСчСства. Для этого всСх людСй слСдуСт ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ. «Π’сСобщСС воспитаниС» («ΠŸΠ°Π½ΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ») содСрТит Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания всСх людСй, Π²Π΅Π·Π΄Π΅, Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ равноправия. К ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ступСням обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания КомСнский присоСдиняСт ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ «ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΡ‹ развития — «ΠΊΠ»Π°ΡΡΡ‹». Π’.ΠΎ., систСма всСобщСго воспитания К. Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ «ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ роТдСния», ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ ΠΊ ΡΡƒΠΏΡ€ΡƒΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап (Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ), «ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства» (дошкольноС воспитаниС), «ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ дСтства» (элСмСнтарноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ языкС), «ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ» (срСдняя ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ), «ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ молодости» (Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅). На ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС — Π² «ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ старости» — Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€. Π£Π²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΎ Π΅Ρ‘ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ — Π°ΠΏΠΎΡ„Π΅ΠΎΠ· Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° КомСнского.

Для ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ эффСктивности всСобщСго воспитания, обСспСчСния ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ ΡΠΎΡ‚рудничСства ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ КомСнский ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ язык, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, — «Π’сСобщий язык». «Π’сСобщСС исправлСниС» Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ всСобщСго ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ прСобразования, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… сфСр Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (философии, ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΈ). ΠŸΡ€ΠΈ этом КомСнский ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Ρ‘Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ самоисправлСниСм ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… институтов (сСмьи, ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ, государства), Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π» соблюдСния ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ свободой ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΠΎΠΌ. ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ всСобщСго исправлСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ всСмирныС институты, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ сотрудничСство ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ: мСТдународная организация ΡƒΡ‡Ρ‘Π½Ρ‹Ρ… для сотрудничСства Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, мСТдународная консистория (Π½Π΅ΠΊΠΈΠΉ всСмирный совСт Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²Π΅ΠΉ) ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ суд для ΠΌΠΈΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ спорных политичСских вопросов. Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ «Π’сСобщСго Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ‚Π°…» — «Π’сСобщСС ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅» ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ исправлСниС.

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Π° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρ‹, Π―. А. КомСнский особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ удСлял вопросам нравствСнного воспитания. Π•Π³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°» ΠΈ «Π’сСобщий совСт…», ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΉ Π²Π΅Ρ€ΠΎΠΉ Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. «Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΅ΡΡ‚ΡŒ самоС Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π΅, самоС ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅, самоС прСвосходноС Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅», ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π―. А. КомСнский. Π•Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° противостояла схоластичСскому Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ. Бичуя Π±Π΅ΡΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обучСния, пустословиС ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, Π―. А. КомСнский стрСмился ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ благочСстия, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, способности ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ. Он ΠΎΡ‚стаивал Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ школьного Π΄Π΅Π»Π°, мСчтая ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈΠ· ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π° бСссмыслСнной Π·ΡƒΠ±Ρ€Π΅ΠΆΠΊΠΈ, тСлСсных Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ…Ρ€Π°ΠΌ Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, приносящСго Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. ЧСшский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ исполнСнной красоты, любви ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям. ИдСальная школа, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ «ΠΌΠ°ΡΡ‚Срской чСловСчности», Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ «Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ» ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹Ρ… людСй.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, творчСство КомСнского ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. Π•Π³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ содСрТат ряд ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ: Сдинство ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ, развития ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, общСствСнной систСмы образования ΠΈ Π΅ΡΡ‚СствСнного постСпСнного свободного развития цСлостной личности, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ Ρ‚. Π΄. ЦСль воспитания КомСнский Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… качСств, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ считал ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, муТСство, ΡƒΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ КомСнского Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ систСму познания, ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡƒΡŽ Π›Π΅ΠΉΠ±Π½ΠΈΡ†Π΅ΠΌ ΠΈ Π΄Ρ€. мыслитСлями, Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ линию ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ СвропСйской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

Вопросы ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡ.

  • 1. КакиС гуманистичСскиС Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ образования нашли ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ творчСствС Π―. А. КомСнского?
  • 2. Π’ Ρ‡Π΅ΠΌ проявляСтся своСобразиС пСдагогичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π―. А. КомСнского?
  • 3. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅ основныС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ Π―. А. КомСнского.
  • 4. Π”Π°ΠΉΡ‚Π΅ характСристику «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ».
  • 5. НазовитС основныС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ классно-ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ систСмы, обоснованныС Π―. А. КомСнским.
  • 6. Каково Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π―. А. КомСнского для соврСмСнной пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ?
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ