Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рекомендации по формированию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если… Читать ещё >

Рекомендации по формированию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Изучение ценностных ориентаций младших школьников обозначило следующие проблемы:

Ценностно-нравственное ребенка развитие во многом зависит от отношений и психологической атмосферы в семье. Неблагополучные внутрисемейные отношения приводят к ценностной дезориентации личности ребенка и выбору в качестве идеалов мнимые, далеко не всегда позитивные, образы людей. Самим педагогам необходимо уделять внимание данному вопросу, зачастую дети не имеют представления о том, что ценности, идеалы, которые провозглашают окружающие, более старшие люди, на самом деле являются только псевдоценностями, а иногда и антиценностями.

По общим показателям всех респондентов наиболее ярко выражены такое кратковременное состояние как гнев. При этом показатели по выраженности кратковременных состояний в общем наиболее выражены у девочек. Они чаще испытывают не долговременные положительные вспышки таких психических состояний, как радости и восторга. У мальчиков наоборот более выражены гнев, страх и злость, при этом они носят кратковременный характер. К состояниям средней длительности относятся спокойствие, заинтересованность, лень, жалость, замешательство. Между школьниками младших классов женского и мужского рода наблюдается ряд существенных отличий. Так, среди мальчиков наибольшую выраженность имеют ценности самоутверждения (25,3%). Ценности самореализации личной жизни присущи учащимся женского пола — 39,6%, при этом ценности самореализации не выявлены ни у одного респондента женского рода. Ценности принятия других отсутствуют у мальчиков, у девочек же данные ценности имеют незначительный процент. Важное отличие между группами состоит в том, что представители мужского пола в своём большинстве имеют ценности на дело, представители женского полаценности на общение. Мальчики также в своём большинстве направлены на конкретные ценности, они более других категорий направлены на дело, при этом этот аспект в данной группе носит более профессионально-деловой характер, хотя личная жизнь у них также занимает одно из лидирующих мест. Можно заключить, что мальчики в своем большинстве имеют конкретные ценности на повышение своей личной и профессиональной продуктивности жизни. Мальчики имеют более общественные ценности, то есть они более конкретны в своих ориентациях, их большинство направлено на дело и самореализацию своих способностей и повышение продуктивности, прежде всего в социуме. Представители женской половины наряду с конкретными ценностями обладают абстрактными ориентирами в своей жизни, которые охватывают не только личную жизнь, общественное признание, но и общение, которое является главным в их жизни. При этом общение у них направлено не на всех, а только на узкий круг людей, так как они испытывают трудности в общении из-за не умения строить социальные контакты с окружающими их людьми. Развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой