Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Заключение. 
Развитие словесной речи у глухих детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная… Читать ещё >

Заключение. Развитие словесной речи у глухих детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь.

Для психического развития ребенка с нарушением слуха очень существенно, как он воспринимает речь на слух. Если в силу тех или иных заболеваний слух ребенка ухудшается, это отрицательно сказывается на его психическом состоянии.

Система работы по развитию слухового восприятия направлена на развитие нарушенной слуховой функции, формирование и совершенствование у детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи, восприятия музыки различных неречевых звучаний. В условиях интенсивного развития нарушенной слуховой функции устная речь (ее произносительная сторона) формируется и совершенствуется на полисенсорной основе. Роль слухового компонента в процессе коррекционной работы становится все более значимой у детей с нарушениями слуха. Это позволяет звучанию устной речи максимально приблизиться к естественному, что, в свою очередь способствует формированию у детей с нарушениями слуха более полноценного навыка речевого общения.

Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи.

Для того, чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию речевых нарушений у детей. Основными направлениями коррекционной работы при нарушениях развития речи у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение.

Необходимо организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей; широко использовать и развивать остаточный слух у глухих детей и применять звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования на всех занятиях и в режимных моментах. Все обучение осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной), в различном их сочетании, в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Таким образом, коррекционная работа с глухим младшим школьником с нарушением интеллекта предусматривает соблюдение общих требований к воспитанию и обучению детей данного возраста. Важно обеспечить неслышащему ребенку такие же, как и для слышащего, возможности полноценного физического и психического развития.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе государственного образовательного учреждения «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края. В эксперименте принимали участие трое детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха и нарушением интеллекта.

Результаты констатирующей части педагогического эксперимента позволяют сделать следующий вывод: двое из обследуемых нами детей имели средний уровень развития словесной речи и один ребенок — низкий уровень. Отсюда возникла необходимость специальной коррекционной работы для развития словесной речи глухих детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Всего нами было разработано и проведено 12 коррекционных уроков. На уроках мы использовали следующие методы развития словесной речи детей: словесный, наглядный, практический, метод закрепления знаний, и следующие приемы развития словесной речи: показ, дидактические игры, объяснение.

В результате проведения диагностики после проведения коррекционных занятий, нами было отмечено, что все трое школьников имеют средний уровень развития словесной речи. Качественные результаты проведения коррекционных занятий улучшились.

Раннее целенаправленное педагогическое воздействие на детей с нарушенным слухом приводит к принципиальным изменением поведения ребенка. Часть детей, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, максимально сближается по уровню не только общего, но и речевого развития с нормально слышащими детьми. Это позволяет организовывать их интегрированное обучение в среде слышащих детей.

Таким образом, перед педагогом-дефектологом стоят задачи способствовать обогащению общего развития детей, осуществлять коррекцию аномального развития, интеграция ребенка с нарушенной слуховой функцией в слышащую среду. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой