4 Методика работы с детьми в подготовительной группе
Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ — студий актерского мастерства для взрослых. Т. Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников — игру. Не смотря на то, что ребенок… Читать ещё >
4 Методика работы с детьми в подготовительной группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т. п.
Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ — студий актерского мастерства для взрослых. Т. Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников — игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники — ведь это дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, — то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники.
Упражнения.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
Упражнения на напряжения мышц:
- — рубить дрова;
- — волочить тяжелый ящик;
- — нести очень тяжелый чемодан;
- — дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.
Упражнение на расслабление мышц:
- — заснуть на стуле;
- — сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т. п.
Упражнения на развитие воображения:
- — передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
- — передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
- — передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что — либо воображаемое и обыгрывать это.
Работа над ролью.
Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:
- · Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
- · Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.)
- · Распределение ролей
- · Непосредственно работа над ролью:
- — составление словесного портрета героя;
- — фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- — сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- — анализ придуманных поступков героя;
- — работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;
- — работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпо ритма исполнения, мимики, интонации;
- — подготовка театрального костюма;
- — создание образа с исполнением умело наложенного грима.
Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Таким образом, мы видим, что каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.