Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного… Читать ещё >

Теоретические аспекты организации воспитательной работы в условиях общеобразовательных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обзор нормативных документов в сфере воспитательной деятельности

воспитательный внеклассный внеурочный общеобразовательный В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации определено: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Так же основным законом Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания (ч. 1, ст.72) однако, непосредственное право воспитывать детей, согласно ч.2 ст. 38 имеют только родители (права других субъектов на воспитание детей в Конституции РФ не обозначены) [13, с.3].

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 определено, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», а «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [13, с.4].

Тем же законом в ч.1 ст. 3 установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «…воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [13, с.4].

В целях реализации государственной политики в сфере воспитания, на федеральном уровне, реализуется комплекс программ таких как «Дети России», «Программа развития воспитания в системе образования», в настоящее время действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011;2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.

Проанализируем дополнительные ресурсы для организации воспитательной работы в образовательной организации.

Опубликованная в 2009 году Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) не является официальным нормативно-правовым актом, и в настоящее время может считаться лишь сборником рекомендаций от авторов — составителей данной Концепции.

Вместе с тем, большинство образовательных учреждений при планировании воспитательной работы ориентируются на Концепцию.

Смысл разработки Концепции заключается в том, что в ней сделана попытка сформулировать систему базовых национальных ценностей, призванных служить основой консолидации российской гражданской нации.

Воспитательный компонент включен в федеральные государственные образовательные стандарты, данные меры предприняты впервые в российской системе образования. Прежде всего, это направлено на рост социального статуса воспитания в демократическом обществе, где главной задачей является духовно-нравственное воспитание личности, усиление воспитательного потенциала общего среднего образования, который призван обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении[13, с.5].

Для успешной организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Примерная программа воспитания и социализации учащихся (далее Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель Программы — последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями[13, с.5].

Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе деятельности образовательной организации.

Таким образом, в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой