Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.
Система упражнений на формирование речевых навыков и умений
Р. К. Миньяр — Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения: 1. Зрительный образ речевой единицы. 2. Речедвигательный образ речевой единицы. 3. Значение. Соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением; Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац. Соотнесение зрительного графического образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом… Читать ещё >
Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и умений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве содержательного и процессуального планов. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники чтения, то есть «процессуального плана». Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
- · соотнесение зрительного графического образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом;
- · соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением; Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.
Р.К. Миньяр — Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения: 1. Зрительный образ речевой единицы. 2. Речедвигательный образ речевой единицы. 3. Значение.
Ассоциации 1 — 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2−3 к навыкам второй группы. Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания. Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том, чтобы: 1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образцом речевой единицы и её значением; 2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения; 3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.