Понятие, цель, задачи, особенности, методы и приемы трудового воспитания дошкольников
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво ляет расширить представления ребенка о содержании дея тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам… Читать ещё >
Понятие, цель, задачи, особенности, методы и приемы трудового воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудовое воспитание — целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.
Своеобразие детского труда:
- 1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
- 2. Труд детей носит воспитывающий характер.
- 3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой.
- 4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.
- 5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
- 6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма териального вознаграждения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:
- — ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- — обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
- — воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
- — воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо жет быть эффективно ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
- — создание эмо ционально-положительной атмосферы;
- — организация материальной среды и трудового оборудования;
- — учет нагрузки, которую может испы тать ребенок;
- — учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда;
- — трудом нельзя наказывать.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью РЯДА СРЕДСТВ:
- — собственной трудовой деятельности детей,
- — ознакомления с трудом взрослых,
- — художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво ляет расширить представления ребенка о содержании дея тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп пы средств у детей формируются представления о содержа нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива ют окружающие труд других людей и др. Эти средства слу жат для воспитания нравственных чувств и отношений.