Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ посрСдством сказок Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ дошкольного образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ систСматичСскоС исслСдованиС сказки ΠΊΠ°ΠΊ мСтодичСского ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΎ прСдпринято К. Π”. Ушинским. Π•Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ прСвосходно разработанная систСма дСтского чтСния, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ знакомство с Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ сказками. К. Π”. Ушинский ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ читая ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ лСксикограмматичСскиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ посрСдством сказок Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ дошкольного образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° использования сказок Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π±oΠ³Π°Ρ‚ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΡŽ изучСния Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… отСчСствСнных ΠΈ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… исслСдоватСлСй.

Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ систСматичСскоС исслСдованиС сказки ΠΊΠ°ΠΊ мСтодичСского ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΎ прСдпринято К. Π”. Ушинским. Π•Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ прСвосходно разработанная систСма дСтского чтСния, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ знакомство с Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ сказками. К. Π”. Ушинский ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ читая ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ, ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ лСксикограмматичСскиС задания, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ научатся ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли, ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² Π½Π°ΠΈΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ грамматичСским строСм Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка. НС ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ упраТнСния ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ произвСдСния ΠΊΠ°ΠΊ самого К. Π”. Ушинского, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ сказки Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅.

ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Π° К. Π”. Ушинского, Π•. Н. Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ·ΠΎΠ²Π°, ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° свою ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ развития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ ΠΎΠ½Π° ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° свои взгляды Π½Π° ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΡƒ, ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° ΡΠ΅Ρ€ΠΈΡŽ доступных для дошкольников сказок. По Π΅Π΅ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ, сказка Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ дСтский ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΡŽ, ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ выраТСниями [Ρ†ΠΈΡ‚. ΠΏΠΎ 1].

Π‘ΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠΌΡƒ творчСству Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π° Π”ΠΆ. Π ΠΎΠ΄Π°Ρ€ΠΈ ΠΈ Π»Π΅Π³Π»Π° Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ «Π“Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ° Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΠΈ». Π ΠΎΠ΄Π°Ρ€ΠΈ [43] Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΡΠ΅Ρ€ΠΈΡŽ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² для развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния. Однo ΠΈΠ· ΠΈΠ³Ρ€oΠ²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ — ΠΎΠΏΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ (с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ ΠŸΡ€ΠΎΠΏΠΏΠ°).

Π’.Π―. ΠŸΡ€ΠΎΠΏΠΏ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€oΠ²Π°Π» структуру русских Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… сказок ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΡ‚оянныС элСмСнты, ΠΈΠ»ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… элСмСнтов насчитываСтся 20, Π½ΠΎ Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ сказкС ΠΎΠ½ΠΈ содСрТатся Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌ объСмС. ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Π°Ρ€ΡŒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π² Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ внСсСны Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ добавлСния. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ использования Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ прСдлагаСтся простой Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌ для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ сочинСния сказки [36]. ΠŸΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ ΠŸΡ€ΠΎΠΏΠΏΠ° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ прСдставлСнныС Π² Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дСйствиями, понятиями. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ поступка, гСроя, ситуации. Π£ Π½Π΅Π³ΠΎ интСнсивнСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ абстрактноС ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠšΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΠΈ, творчСского вообраТСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΡΠ²ΡΠ·Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŒ, Π²Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΎΠΊ — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ поисковой активности.

ΠŸΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ вопроса ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² Π΄Π΅Ρ‚ских садах Π² 1930—1940 Π³Π³. связано с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈ Π•. А. Π€Π»Π΅Ρ€ΠΈΠ½ΠΎΠΉ.

РаздСляя взгляды К. Π”. Ушинского ΠΈ Π›. Н. Волстого, Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²Π° считала Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ язык наставником ΠΈ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ. ОсобоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²Π° Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»Π° ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ творчСству. [51] По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π•. И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²ΠΎΠΉ, сказки Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСски обоснованного Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ для рассказывания дСтям Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ сказки ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ эпоса, Π° ΠΈΠ· ΡΠΊΠ°Π·ΠΎΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹ Ρ‚Π΅, содСрТаниС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… писатСли заимствовали Ρƒ Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π°. Π–Π΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, прСподносимоС дСтям, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΠ»ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΠ»ΠΎ ΠΈΡ… Ρ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ явлСниями ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ языка. Π­Ρ‚ΠΎ соотвСтствуСт интСрСсам ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ словаря Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ [51].

На ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅ русского языка Π² 1940;1960;Π΅ Π³Π³. Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ общая тСория обучСния Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду, созданная А. П. Усовой. Автор ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»Π° большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ вопросам языкового развития дошкольников срСдствами русского устного Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС сказочной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ [52].

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ…, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π . И. Жуковской, большоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ влиянию Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² чтСния, рассказывания ΠΈ Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡ Π½Π°ΠΈΠ·ΡƒΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, использования ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ [59].

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π•. А. Π€Π»Π΅Ρ€ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ прСдставлСнноС Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ бСсСды диалогичСскоС взаимодСйствиС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ. А ΡΠ°ΠΌΠΎΠΉ доступной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ обучСния связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π•. А. Π€Π»Π΅Ρ€ΠΈΠ½Π° считала пСрСсказ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ учится связному Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ словСсного ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ тСкст для пСрСсказа Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ простым, доступным, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΠΌ, худоТСствСнно Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ. ПСдагог ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ задания дСтям с ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ дСтской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ худоТСствСнноС ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π° Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ свСрстникам, ΡΠΎΡ€Π΅Π²Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ задания «ΠšΡ‚ΠΎ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ пСрСскаТСт») [55].

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Π•. А. Π€Π»Π΅Ρ€ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, М. М. Кониной, ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Ρƒ всСх Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ воспитания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΠ΅, начиная ΠΎΡ‚ ΠŸΠ»Π°Ρ‚ΠΎΠ½Π° ΠΈ ΠΡ€ΠΈΡΡ‚отСля Π΄ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°ΡˆΠΈΡ… Π΄Π½Π΅ΠΉ, подчСркиваСтся Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ сказки (М.М. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, И. Π‘. Π’ΡƒΡ€Π³Π΅Π½Π΅Π², Π“. ΠšΠ΅Ρ€ΡˆΡ‚Π΅Π½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π΅Ρ€, Π”ΠΆ. Π‘Π΅Π»Π»ΠΈ, П. Π›ΠΎΠΌΠ±Ρ€ΠΎΠ·ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€.). [1].

Бвойствами сказки Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников занималась Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ О. И. БоловьСва. Π’Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π΅Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΊ Π±Ρ‹Π»ΠΎ восприятиС русской волшСбной сказки ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΌΠΈ дошкольниками. Π’ Ρ€ΡΠ΄Π΅ Π΅Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских пособий ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ стороны Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития [46; 47].

ΠŸΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ исслСдований О. И. БоловьСвой явилась диссСртация Н. Π‘. ΠšΠ°Ρ€ΠΏΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΉ «Π ΡƒΡΡΠΊΠ°Ρ народная сказка Π² ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ воспитании совСтского Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дошкольного возраста» (1949). Π˜Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ стал Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… сказок с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΡ… ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствия Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ воспитания. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ срСдствами худоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ Π² ΡΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Н. Π‘. ΠšΠ°Ρ€ΠΏΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΉ Π² ΠΠ˜Π˜ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воспитания АПН Π‘Π‘Π‘Π  (см., Π½Π°ΠΏΡ€, [18].).

Π‘ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ Π€. А. Π‘ΠΎΡ…ΠΈΠ½Π° связано Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌ качСствСнном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅. Π’ «ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ воспитания Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду» Π€. А. Π‘ΠΎΡ…ΠΈΠ½ описал ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€ худоТСствСнных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ для Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастных Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ дошкольников, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, стоящиС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ воспитатСлями [48].

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… А. М. Π‘ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ посрСдством сказок придаСтся пСрСсказу, даСтся типовая структура пСрСсказа, приводятся ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния пСрСсказу, прСдлагаСтся Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… задСйствования Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… срСдств ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ смысла использованиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-Π΄Ρ€Π°ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ инсцСнировки тСкста худоТСствСнных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, силуэтов [4, с. 64−67].

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π’. Π’. Π“Π΅Ρ€Π±ΠΎΠ²ΠΎΠΉ. Π’ Π½ΠΈΡ…, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, прСдставлСна систСма Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку, ознакомлСнию ΠΈΡ… Ρ Ρ…удоТСствСнной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ [см., Π½Π°ΠΏΡ€., 58]. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ посрСдством сказки занимались Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ исслСдоватСли ΠΊΠ°ΠΊ Π“. Π‘. Π¨Π²Π°ΠΉΠΊΠΎ, Π’. А. Π Π΅ΠΏΠΈΠ½Π°, А. Π“. ΠΡ€ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΎΠ²Π° [56].

ДиагностичСский инструмСнтарий изучСния уровня развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников, ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ обогащСния Π΅Π΅ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΠΎΠΉ прСдставлСны Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π’. И. Яшиной, М. М. АлСксССвой, О. Π‘. Ушаковой, Π•. М. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠ½ΠΈΠ½ΠΎΠΉ.

Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя ΠΊΠ°ΠΊ Π² Ρ‚СорСтичСских Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Ρ… ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ интСрСс ΠΊ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ сказки Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π½Π΅ ΠΎΡΠ»Π°Π±Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚.

Π’Π°ΠΊ, Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π’. И. Π›ΠΎΠ³ΠΈΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π›. Π€. ΠžΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΉ, М. А. Π‘Π°ΠΌΠΎΡ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ прСдпринята ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ дошкольников происходит ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ сказкой. Авторы ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ характСрная своСобразная Π½Π΅Π·Π°ΡƒΡ€ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΡ€Π°ΡΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, спСцифика ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ прозаичСскиС Ρ„Ρ€Π°Π·Ρ‹ ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΡˆΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ сказки ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… дошкольников ваТнСйшСй значимости.

Π€ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Π°Ρ сказка ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ словарный запас Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠ²ΡΠ·Π½ΡƒΡŽ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ. Благодаря сказкам Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ дошкольника становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ. Π’ΠΎΠ»ΡˆΠ΅Π±Π½Ρ‹Π΅ истории ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы, ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ слова, прСдлоТСния ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ания. Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ постоянно участвовали Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Ρ€Π°Π·Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°, Π² Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Π°Ρ…, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡ‹.

Π£ΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ сформулирована систСма ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΠΎΠΉ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ: ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅; ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ продолТСния; рассказываниС сказки «ΠΏΠΎ-Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌΡƒ», надСляя Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π² сказок ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ для Π½ΠΈΡ… качСствами; ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ сказок ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ; инсцСнировки сказок; рисований ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΊ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ своим сказкам; рассказываниС ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ· ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΠΈ, ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ; Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ сказочных ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ² ΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² [53, с. 63].

Одним ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… распростран? Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² срСди ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ сказками, являСтся драматизация. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСрСсказу Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… сказок Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ знакомство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ срСдствами худоТСствСнного тСкста [53, с. 72].

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Н. М. Погосовой Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… развития связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° прСдлагаСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ мСтодичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ выдумывания сказки Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, которая ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ схСму, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΡΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ логичСски Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ сказку: 1) Π΄Π°Ρ‚ΡŒ имя Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΌΡƒ Π³Π΅Ρ€ΠΎΡŽ; 2) ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ мСстонахоТдСниС гСроя; 3) ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ гСроя (Ссли ΠΎΠ½ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ); 4) Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈ Ρƒ Π³Π΅Ρ€ΠΎΡ Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΈ Π½Π΅Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹Π΅ занятия; 5) главная ΠΌΠ΅Ρ‡Ρ‚Π° (ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅) гСроя; 6) прСпятствия ΠΈ Ρ‚рудности Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‡Ρ‚Π΅. (ΠšΡ‚ΠΎ мСшал Π³Π΅Ρ€ΠΎΡŽ? Как? ΠšΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π» Π³Π΅Ρ€ΠΎΡŽ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ½ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся сам?); 7) Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ сказки [36].

ΠžΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ряда исслСдоватСлСй (Π’.Π”. ЗинкСвичЕвстигнССва, Н. Π’. НищСта ΠΈ Π΄Ρ€.) позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ этапы использования сказки Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ дошкольников:

I ΡΡ‚Π°ΠΏ — ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°, осмыслСниС ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π° сказки, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ сказочного ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π°. (Π’Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ — словСсная ΠΈΠ³Ρ€Π°.) ПСдагог ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ голоса Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π²; ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слова (ΠΈΠ»ΠΈ голоса ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…) для развития артикуляционного Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°; Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ со ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Π½ΠΊΠ°ΠΌΠΈ слов; ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ сторону слова.

II ΡΡ‚Π°ΠΏ — словСсноС ΠΊΠΎΠΌΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ситуаций. Π‘ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ словСсных описаний Ρ‚Π΅ΠΌΠ±Ρ€Π°, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ учатся своими повСдСнчСскими рСакциями Π΄ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ритмичСского рисунка.

III этап — совмСстная импровизация, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ взрослый ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Ρ‹Π³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эпизоды сказки, ΠΏΡ€ΠΈ этом Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ гСроями становятся сами Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊ выраТаСтся Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ²Π΅ΡΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½ΡƒΡŽ линию ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ внСсти Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ элСмСнты Π² ΡΠΊΠ°Π·ΠΊΡƒ.

Занятия с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ сказки, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², строятся ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΡƒ: ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π΅ΠΌ, рассказываСм, ΠΏΡ€ΠΎΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΡΠ΅ΠΌ сказку. [28].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ использования Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… сказок Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΌ мСтодичСском руководствС пСдагогичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ посрСдством ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Ρ„ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠ»ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ сказкой.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ