Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования, 1970-99 гг.: На примере Республики Хакасия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована, разработана и экспериментально проверена система формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению, которая представляет собой открытую организационную структуру взаимодействия всех субъектов образовательного пространства региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Рассматриваемая система является одним из компонентов системы непрерывного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стратегические ориентиры развития образования в подготовке молодежи к профессиональному самоопределению
    • 1. 1. Социально-экономические и педагогические предпосылки развития образования
    • 1. 2. Историко-педагогический анализ взаимосвязи развития образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению в теории и практике отечественного опыта
    • 1. 3. Оценка состояния профессионального самоопределения школьников в условиях развития системы образования
  • Глава II. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в условиях личностно-ориентированного образования
    • 2. 1. Анализ концепций профессионального самоопределения молодежи на основе личностно-ориентированного подхода к образованию
    • 2. 2. Характеристика системы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению в условиях региона
    • 2. 3. Подготовка будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников — важнейшее условие развития образования
  • Глава III. Психолого-педагогические условия реализации региональной системы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в ходе развития образования
    • 3. 1. Взаимодействие субъектов образовательного пространства в формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению
    • 3. 2. Вариативное и профильное образование как средство профессионального самоопределения школьников
    • 3. 3. Возможности учебного процесса в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (на материале преподавания химии)

Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования, 1970-99 гг.: На примере Республики Хакасия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе за последние годы, привели к необходимости реформирования всех социальных институтов и, в первую очередь, общеобразовательной школы, призванной удовлетворять потребности учащихся в выборе профессии, способствовать их адаптации к реалиям быстро меняющегося мира.

Новая парадигма образования, связанная с изменением его глобальной цели, ориентирующей на общечеловеческие ценности и на развитие личности, ее самоопределение, создание условий для ее самореализации, актуализирует необходимость адекватных изменений в теории и практике формирования профессионального самоопределения учащихся с учетом принципов гуманизации и демократизации образования, на основе новых теоретических подходов.

Анализ процессов развития системы образования свидетельствует о существенном ослаблении профориентационной деятельности педагогических коллективов и несоответствии уровня подготовки школьников к профессиональному самоопределению требованиям современной школы.

Содержание и направленность существующей в массовой школе системы профессиональной ориентации, содействующей выбору профессии без учета личностных склонностей и интересов школьников, а также потребностей рынка труда и знаний о его состоянии, привели в результате к невостребованности значительной части молодежи на рынке труда, низкой ее профессиональной мобильности, неадаптированности к рыночным отношениям.

Динамичность процесса профессионального самоопределения, его обусловленность социально-экономической ситуацией в обществе предполагает ретроспективный анализ всех аспектов данной проблемы, выявление причин ошибок и неудач прошлого, что помогает в определении основных путей и средств более эффективного решения насущных и перспективных задач развития теории и практики формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Изучение отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что в теории накоплены ценные идеи, положения, посвященные подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Основные, фундаментальные вопросы этой проблемы на основе идей политехнизма, преемственности трудовой и профессиональной подготовки молодежи на всех этапах обучения отражены в трудах П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, С. Я. Батышева, Н. И. Бабкина, Ю. К. Васильева,.

B.А.Полякова, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой и др. Методологические основы профориентации освещены в работах.

C.И.Вершинина, А. Е. Голомштока, В. И. Журавлева, Л. А. Иовайши, Е. А. Климова, Н. Э. Касаткиной, Е. М. Павлютенкова, Н. С. Пряжникова,.

A.Д.Сазонова, В. Ф. Сахарова, В. Д. Симоненко, Н. К. Степаненкова, И. Д. Чечель, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой и др.

Психологические аспекты профессионального самоопределения отражены в работах Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, С. П. Крягжде, Т. В. Кудрявцевой, Л. М. Митиной, М. А. Холодной, В. А. Федоришина, В. В. Чебышевой, П. А. Шавира, В. Д. Шадрикова, В. В. Ярошенко и др.

Подготовке учителей и студентов педвуза к профориентации учащихся посвящены работы И. П. Арефьева, Л. П. Крившенко, А. Д. Сазонова,.

B.Д.Симоненко, Н. Ш. Шадиева, Т. И. Шалавиной и др.

Проблемы совершенствования учебно-образовательного процесса, взаимосвязь профессиональной ориентации и обучения общеобразовательным предметам рассмотрены в исследованиях П. Р. Атутова, Н. Н. Буринской, Н. М. Верзилина, С. В. Дьяковича, А. А. Кавериной, Р. Н. Князевой, Г. В. Пичугиной, А. А. Шибанова и др.

Исследуемая проблема с позиции личностного подхода нашла отражение в работах зарубежных ученых (Э.Берн, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Роу, Д. Сьюпер, Э. Фромм, С. Фукуяма, И. Холланд и др.).

В современных условиях для решения проблем эффективной подготовки учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению многими исследователями и практическими работниками предлагаются различные варианты инновационных моделей школ, рассматриваются возможности профшшза-ции всей школы или дифференциации обучения с выделением профилей. Нередко при этом основным организационно-педагогическим условием является взаимодействие школы с учреждениями профессионального образования, деятельность которых обычно сводится к подготовке будущих абитуриентов в соответствии с профилем вуза, что часто приводит к игнорированию личных интересов и способностей школьников. При этом модели подготовки школьников к профессиональному самоопределению, разработанные для конкретных регионов или школ, не всегда можно воспроизвести в других условиях.

Наряду с этим отсутствуют концептуальные исследования, ориентированные на системное оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении на основе интеграции профориентационной деятельности субъектов образовательного пространства. Поэтому существует насущная потребность теории и практики в разработке педагогических систем по формированию профессионального самоопределения молодежи на основе взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования конкретного региона. В таких образовательных системах подготовка школьников к профессиональному самоопределению, являясь одним из ее компонентов, будет ориентирована на решение целей и задач этой системы и в то же время выступит как самостоятельная педагогическая система, что предполагает ее открытость, использование всего образовательного потенциала социума.

В этой связи для нашего исследования были значимы работы ряда ученых (О.С.Газмана, М. В. Кларина, Н. А. Селивановой, В. В. Серикова, В. А. Полякова, С. Д. Полякова, И. Д. Чечель, Н. Е. Чурковой, Г. А. Цукермана и др.), в которых отражена взаимосвязь современной образовательной политики с процессом подготовки молодежи к личностному и профессиональному самоопределению.

Важное значение также имели работы отечественных (Б.С.Гершунского, С. Г. Вершловского, А. В. Даринского, В. И. Загвязинского, В. Ю. Кричевского, В. Г. Онушкина, В. Г. Подзолкова, В. Н. Турченко и др.) и зарубежных (Р.Х.Дейв, Н. П. Кирпал, А. Жанн, А. Кропли и др.) ученых, посвященные анализу сущности, организационных особенностей построения системы непрерывного образования.

Ретроспективный анализ состояния подготовки школьников к профессиональному самоопределению свидетельствует о существенных недоработках в решении данной проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий социально-экономического, организационно-педагогического, личностно-психологического характера (между объективными процессами перестройки современного образования на основе принципов гуманизации и демократизации и слабой разработанностью проблем личностно-ориентированной подготовки школьников к профессиональному самоопределениюнеобходимостью решения комплекса социально-экономических и психолого-педагогических задач по активизации профессионального самоопределения учащихся и неразработанностью организационно-педагогических основ взаимодействия субъектов профориентационной работы и нечетким разграничением их функциональных обязанностейнеобходимостью оказания помощи школьникам в профессиональном самоопределении в процессе обучения и недостаточным уровнем готовности учителей к работе по профориентации и др.).

Таким образом, в современных социально-экономических условиях все более очевидным становится противоречие между объективной потребностью в разработке теоретических основ подготовки школьников к профессиональному самоопределению и сложившимися подходами их решения в практике. Поэтому нами предпринята попытка на основе историко-педагогического анализа развития теории и практики подготовки школьников к выбору профессии в предшествующие годы определить новые теоретико-методологические подходы к построению системы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях современной школы.

Актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования — 1970;99 гг. (на примере Республики Хакасия)».

Цель исследования: на основе историко-педагогического анализа разработать и научно обосновать систему формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования.

Обьект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования.

Гипотеза исследования: эффективность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования повысится, если:

— данный процесс трактуется в едином контексте социально-экономических преобразований общества и процессов реформирования образования;

— формирование профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается как целостная система, основанная на взаимодействии всех субъектов образовательного пространства, направленном на самореализацию личности в единстве учебных и профессиональных интересов;

— профессиональное самоопределение учащихся — важнейшая составляющая целей общеобразовательной школы, и, соответственно, содержание и средства, обеспечивающие его, реализуются в контексте целостного образовательного процессаs.

— личностно-ориентированная направленность системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению обеспечивается вариантами регионального и школьного учебного плана, профильными образовательными программами и осуществляется во взаимосвязи с интересами, запросами и личностными особенностями школьников;

— подготовка будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников, являющаяся неотъемлемым компонентом целостной системы профессионального образования в вузе и образовательного пространства региона, учитывает комплексный, системный характер профессиональной ориентации и предусматривает формирование соответствующих профессионально значимых личностных качеств.

Задачи исследования:

1. Определить социально-экономические и педагогические предпосылки, влияющие на процесс формирования профессионального самоопределения школьников в условиях реформирования образования.

2. На основе историко-педагогического анализа выявить и обосновать противоречия, недостатки, основные этапы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

3. Раскрыть методологическую и теоретическую сущность, структуру, этапы и содержание формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования.

4. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе организации личностно-ориентированного, вариативного образования в школе.

5. Обосновать и проверить критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях реформирования образования.

6. Разработать и обосновать пути и средства подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

7. Разработать научно-практические рекомендации по повышению эффективности формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Методологической основой исследования служили труды ученых философов, социологов, педагогов, психологов, историков по методам историко-педагогического анализаосновные положения теории развивающего обученияведущие принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, свобода и плюрализм в образованииидея непрерывного образованияконцепции профессионального самоопределения молодежи и образовательной области «Технология» Института общего среднего образования РАО.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Общенаучные методы исследования: системный анализ проблемы профессионального самоопределения личностилогико-исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепцийтеоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Педагогическое проектирование и моделирование педагогических систем.

Педагогический эксперимент, включающий анализ и синтез педагогического опыта, педагогическое наблюдение, включенное наблюдение, в том числе в качестве преподавателя и организатора внеклассных мероприятий. Вспомогательные методы исследования (социологические): анкетирование, собеседование, интервью, метод экспертных оценок, математическая обработка полученных данных.

Исследование проводилось с 1988 по 2001 год и включало несколько этапов.

Первый этап (1988;1991 гг.) — поисково-экспериментальный — период изучения и обобщения опыта, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиясбор эмпирического материала, теоретического и экспериментального исследования проблемы выбора профессии школьникамивыявление профориентационных возможностей школьных дисциплин естественнонаучного (физика, биология, химия) цикла и их реализация непосредственно в практике школы.

На втором этапе (1992;1996 гг.) — экспериментально-аналитическом — осуществлялась разработка программы экспериментальной работы и целенаправленная поэтапная ее реализациявыявлялись и уточнялись концептуальные положения и на их основе строилась личностно-ориентированная система подготовки школьников к профессиональному самоопределениюпроводилась экспериментальная проверка разработанной системы.

На третьем этапе (1997;2001 гг.) — методолого-теоретическом — уточнялись методологические и теоретические выводы, обобщались результаты экспериментального исследованияопределялась логика изложения материалов исследования, проводилась литературная и статистическая обработка полученных данных и внедрение полученных результатов в практику.

База исследования — гимназия № 8 г. Абакана, республиканская национальная гимназия им. Н. Ф. Катанова, лицейские классы при школе № 25 г. Абакана, межшкольный учебно-производственный комбинат г. Абакана, школы пос. Усть-Абакан, Таштып, входящие в центр довузовского образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, а также институт естественных наук и математики ХГУ им. Н. Ф. Катанова и Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Республики Хакасия. Различными видами и эксперимента были охвачены 9450 респондентов (9000 школьников, 250 студентов, 200 учителей).

Вся работа проводилась в рамках выполнения темы НИР Абаканского государственного педагогического института, с 1994 г. — Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и Института общего среднего образования РАО.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности и тенденции взаимосвязи реформирования образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению, характерные каждому этапу социально-экономического развития общества.

2. Социально-экономические и педагогические предпосылки, обеспечивающие формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях региона: противоречия существующей системы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению в ее содержательном и процессуальном аспектахпозитивные традиции личностно-ориентированного образовании в теории и практике отечественного и зарубежного опытавыявленные противоречия между профессиональной направленностью школьников и потребностью региона в кадрахслабая связь между системой образования и рынком труда.

3. Процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, состоящий из следующих компонентов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), процессуального (этапы, формы, методы, условия) — результативного (критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению).

4. Комплекс педагогических условий формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе развития образования: а) взаимодействие субъектов профориентационного процесса на уровне интеграции в форме взаимовлияния, взаимообогащения, совпадения целей и единых средств их достиженияб) варианты регионального и школьного учебного плана, профильные образовательные программы, реализуемые во взаимосвязи с личными интересами, способностями и возможностями школьникав) интеграция процессов формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению и обучения общеобразовательным предметам (на примере химии).

5. Пути и средства подготовки будущего учителя к формированию профессионального самоопределения школьников, являющиеся неотъемлемым компонентом целостной системы образовательного пространства региона и профессионального образования в вузе, учитывающие комплексный системный характер профессиональной ориентации и предусматривающие формирование соответствующих профессионально значимых личностных качеств.

6. Поэтапность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе их диагностики с использованием критериев и показателей готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Научная новизна исследования:

— выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность развития теории и практики подготовки школьников к профессиональному самоопределению с процессами развития образования (цели, принципы, содержание, методы и условия);

— обоснованы социально-экономические и педагогические предпосылки формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования;

— разработана система формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, основанная на взаимодействии всех субъектов образовательного пространства региона, ориентированная на выбор индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возможностями, способностями и профессиональной направленностью учащихся;

— определен комплекс педагогических условий формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, основанный на индивидуализированных вариантах регионального и школьного учебного плана, профильных образовательных программах, интеграции процессов формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению и обучения общеобразовательным предметам и на взаимодействии всех субъектов регионального образовательного пространства в решении данной проблемы;

— обоснованы критерии и показатели сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях реформирования образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в историко-педагогическом анализе взаимосвязи развития образования и подготовки школьников к профессиональному самоопределению и разработке теоретико-методологических основ создания и функционирования системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению (принципы, условия, методы, средства), обеспечивающих системность, комплексность такой подготовки и приоритетность личностно-ориентированной направленности образовательного процесса.

Практическая значимость исследования выражается в реализации на практике региональной системы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе научного анализа исторического опыта проблемы. Разработанная и апробированная система подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, материалы анализа и методов оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, программы и научно-практические рекомендации могут быть использованы учителями школ, методистами, учеными, преподавателями вузов в подготовке школьников к профессиональному самоопределению.

Достоверность результатов исследования обеспечивается принципами научной методологии, обоснованностью методов исследования, адекватных его логике и задачам, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были предметом обсуждения и получили одобрение на всесоюзных, международных, республиканских, межвузовских и вузовских конференциях, семинарах в городах Абакан (1988;2000), Кемерово (1989, 1996, 1997, 1999, 2000), Томск (1998), Пущино (1998), Чебоксары (1991), Хабаровск (1990), на заседаниях центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО (1998, 2000), а также на научно-практических конференциях преподавателей Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Результаты исследований (учебные планы, программы учебных курсов, научно-практические рекомендации) внедрены в практику работы гимназии № 8, лицейских классов при школе № 25 г. Абакана, республиканской гимназии им. Н. Ф. Катанова, общеобразовательных школ Усть-Абаканского, Алтайского районов Республики Хакасия, факультетов ХГУ им. Н. Ф. Катанова и РИПКРО Республики Хакасия, а также легли в основу разработки и реализации «Программы развития профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Республике Хакасия».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы к третьей главе.

1. Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению будет успешным, если будет создана система комплексного взаимодействия профориентационных учреждений и субъектов профориентационного процесса, включающей: цели, функции, содержание, формы, методы, средства, показатели и критерии, обеспечивающие повышение его эффективности. Оценка результатов эксперимента, российского опыта построения региональных образовательных комплексов подтверждают наибольшую предпочтительность существования интегрированных систем подготовки школьников к профессиональному самоопределению, в которых наряду со школой действуют учреждения дополнительного и профессионального образования, служба занятости и реализуется система поэтапного формирования готовности к профессиональному самоопределению. При этом рассматриваемая система должна быть целостной, личностно-ориентированной, открытой.

В результате построения и функционирования региональной системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению, являющейся неотъемлемой частью республиканской системы непрерывного образования, не только была сформирована положительная динамика уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению, но и произошло преобразование субъектов региональной социально-педагогической среды и усиление интеграционных процессов образовательного пространства республики, изменение управленческих структур в области образования и переход на государственно-общественную образовательную политику, а также гуманизация отношений между субъектами педагогического сообщества.

2. В современных условиях развития системы образования одним из важных средств формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению является вариативное образование, характеризующееся много-уровневостью и вариативностью образовательных программ, многофункциональностью учебных заведений, их видовым плюарализмом. Вариативное образование выступает эффективным средством профессионального самоопределения старшеклассников при соблюдении следующих условий:

— обеспечении интеграции учебно-воспитательного процесса с процессом формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников;

— ориентации всей педагогической деятельности школы на создание условий для самоопределения и самореализации личности и отражение в содержании учебного процесса, его программно-методическом обеспечении особенностей будущей сферы деятельности;

— составление индивидуализированных вариантов учебного плана, включающего инвариантый и вариативный компоненты, обеспечивающие социализацию и индивидуализацию личности в процессе обучения;

— индивидуализацию процесса обучения путем широкого применения технологий, обеспечивающих активизацию самостоятельности деятельности школьников и более целенаправленное формирование готовности к профессиональному самоопределению;

— включение в учебный план школы в рамках вариативного блока интегра-тивного курса «Твоя профессиональная карьера»;

— обеспечение единства формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса формирования профессионального самоопределения, что требует диагностики учащихся, результаты которой служат основанием разработки для каждого учащегося вариантов профориентаци-онных средств.

3. Разработана система формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами различных образовательных областей базисного учебного плана на примере химии. Она включает целевой, содержательный, результативный компоненты, выделенные на основе интеграции целей, задач и принципов химического образования и профориентации.

Эффективное формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения химии достигается при соблюдении комплекса педагогических условий:

— переориентации образовательного процесса на формирование личности школьника, основой чего является личностно-деятельностный подход;

— смещение акцентов образовательного процесса с передачи школьникам системы знаний, умений, навыков на овладение ими методологией учебной деятельности, целостного восприятия мира, на формирование «ключевых компетенций», обеспечивающих умение действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях;

— интеграции процесса обучения и формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, которые обеспечиваются через учебные задачи на каждом этапе обучения, виды деятельности и взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательного процесса.

4. Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы исследования о возможности эффективного формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению через создание региональной системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению, основанной на взаимодействии всех субъектов образовательного пространства региона, реализацию личностно-ориентированного, вариативного содержания воспитательно-образовательного процесса, выявленных в ходе исследования. Действенность использованных нами психолого-педагогических условий реализации системы формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению подтвердил анализ статистических данных, полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента. Так, значительно уменьшилось количество учащихся с низким уровнем готовности (с 52,3% до 37,1%) — увеличилось количестов школьников с всоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению (с 7,0% до 20,0%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в диссертации результаты теоретического и экспериментального исследований позволили подтвердить правильность выдвинутой гипотезы, решить поставленные задачи и сформулировать основные выводы:

1. Историко-педагогический анализ развития теории и практики подготовки школьников к профессиональному самоопределению позволил выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность от процессов реформирования системы образования.

Исследование показало, что классификационным признаком историко-педагогического анализа развития системы среднего образования в целом, а также теории и практики формирования профессионального самоопределения школьников, выступает совокупность критериев: социально-экономическогосистемно-организационногоиндивидуально-личностного.

На протяжении рассмотренного нами временного отрезка можно выделить два периода: первый — конец 50-х — начало 90-х гг., когда реформационные процессы в системе образования и развитие профориентации в стране определялись, в первую очередь, социальным заказом общества, а также идеологическими установками партийно-государственной властивторой — начало 90-х -99 гг., характеризующийся становлением личностно-ориентированной системы образования, обусловленный гуманистическими и демократическими ориентирами общества.

Модернизация современной школы, направленная на создание условий для развития личности, ее самореализации, актуализирует необходимость адекватных изменений в системе подготовки школьников к профессиональному самоопределению. Ретроспективный анализ этого опыта позволил разработать пути и средства совершенствования формирования профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях.

2. Исследования особенностей профессионального самоопределения школьников в 1970;99-е гг. показали их зависимость от социальноэкономических условий развития общества в целом, а также от условий функционирования и развития региональной системы образования (социально-экономических, культурно-исторических и организационно-педагогических особенностей Республики Хакасия).

3. Установлено, что в условиях новой социально-экономической реальности, характеризующейся высокой степенью динамизма происходящих в стране изменений и, в том числе в сфере образования, обнаруживается несоответствие подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению современным требованиям. Основные недостатки существующей системы подготовки школьников к личностному и профессиональному самоопределению заключаются в слабом взаимодействии субъектов регионального образовательного пространства в реализации основных задач профессиональной ориентациив отсутствии проблем профессионального самоопределения в целевых установках современной школынеразработанности научно-методических основ личностно-ориентированной подготовки школьников к профессиональному самоопределению в образовательном процессе развивающейся школы, а также в неподготовленности педагогов к профессиональному самоопределению школьников.

4. Установленные недостатки позволили обосновать стратегические ориентиры решения проблемы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению на основе регионального, личностно-деятельностного, вариативного, системного и интегративного подходов. Показано, что создание и функционирование системы профориентации в современных условиях наиболее эффективно может быть решено на региональном уровне, так как при этом возникает возможность интеграции и использования имеющихся интеллектуальных, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов с учетом специфики региона (наличия сети образовательных учрежденийтрадиций организации, содержательного наполнения и практической реализации профориентации).

5. Обоснована, разработана и экспериментально проверена система формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению, которая представляет собой открытую организационную структуру взаимодействия всех субъектов образовательного пространства региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Рассматриваемая система является одним из компонентов системы непрерывного образования региона и направлена на решение целей и задач всей системы образования. В основу ее построения, определения структуры взаимодействия школ, образовательных учреждений профессионального образования, службы занятости населения нами положен синергетический принцип, основанный на взаимопроникновении и взаимодополнении задач, функций, содержания, форм, методов, педагогических условий функционирования структурных элементов системы и приводящий к возникновению единой комплексной системы профессиональной ориентации молодежи. Критерием эффективности системы профессиональной ориентации школьников является готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению, характеризующаяся когнитивным, мотивационно-ценностным, деятельностно-практическим и рефлексивным компонентами.

6. Общеобразовательная школа является основным звеном системы профессиональной ориентации молодежи. Успешное формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:

— ориентации всей педагогической деятельности школы на формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, а содержание и средства, обеспечивающие его, применяются в контексте целостного образовательного процесса;

— личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса, которая рассматривается как основополагающая составляющая процесса подготовки школьников к профессиональному самоопределению и обеспечивается вариантами регионального и школьного учебного плана, профильными образовательными программами, осуществляется во взаимосвязи с интересами, запросами и личностными особенностями учащихся;

— обеспечении единства формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса формирования профессионального самоопределения, что требует осуществления диагностики учащихся, результаты которой служат основанием разработки для каждого молодого человека индивидуальных образовательных маршрутов.

7. Исследование показало, что подготовка будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников является неотъемлемым компонентом целостной системы профессионального образования в вузе и образовательного пространства региона, учитывает комплексный системный характер проблемы профессиональной ориентации и предусматривает формирование соответствующих профессионально значимых личностных качеств.

8. Разработаны целевой, содержательный, результативный компоненты формирования готовности к профессиональному самоопределению в процессе обучения химии, выявленные на основе интеграции целей, задач и принципов химического образования и профориентации. Эффективное формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе обучения химии достигается при соблюдении комплекса педагогических условий:

— ориентации образовательного процесса на формирование личности школьника, основой чего является личностно-деятельностный подход;

— смещении акцентов образовательного процесса с передачи школьникам системы знаний, умений, навыков на овладение ими методологии учебной деятельности, целостного восприятия мира, на формирование «ключевых компетенций», обеспечивающих умением действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях;

— интеграции процесса обучения и формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, которые обеспечиваются через учебные задачи на каждом этапе обучения, виды деятельности, характер деятельности и взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

9. Результаты педагогического эксперимента подтвердили возможность эффективного формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования путем создания системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению, основанной на интеграции профориентационного потенциала субъектов образовательного пространства, реализации личностно-ориентированного образовательного процесса с учетом следующих принципов: гуманизации и дифференциациииндивидуализации образования в соответствии со склонностями и интересами учащихсявариативности содержания, форм и методовобеспечения развивающего характера образования.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение этой сложной и многогранной проблемы. В более детальном исследовании нуждаются: вопросы стандартизации в области профориентациивзаимосвязь личностных качеств учащегося и процесса формирования готовности к профессиональному самоопределениюразработка педагогических технологий формирования профессионального самоопределения в образовательном процессе школы и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С., Владиславлев А. П. Система непрерывного образования: реальность и перспективы / Под ред. В. Г. Афанасьева. — Ташкент: Укитувчи, 1983, с. 129−130.
  2. Аза Л.А., Вишняк А. И., Головаха Е. И. и др. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи Киев, 1987. — 304 с.
  3. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дисс. докт. пед. наук.- Тюмень, 1997. 308с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  5. А.И. Формирование профессионально-педагогической готовности будущих учителей к работе по профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии: Дис. канд. пед. наук. -Мн., 1983. 173с.
  6. О.П. Проблемы развития государственной системы профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация в высшей школе: межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1990. -с.32−46.
  7. И.П. Теория и методика подготовки учителя технологии к профориентационной работе: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1997. 34 с.
  8. М.В. Гуманистические основы управления образованием. М. Новокузнецк, 1988. -195 с.
  9. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с. Ю. Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России //
  10. Вестник образования, 1994, № 7. --с.23. П. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников. М.: Педагогика. 1986.-174 с.
  11. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 127 с.
  12. К.Ш. Подготовка сельских школьников к труду. Пермь, 1978.-с.37−38.
  13. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура // Профессионализм педагога. Ижевск-СПб., 1992. 4.1. — с.3−5.
  14. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы // Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика, В. А. Полякова. М., 1998. -128 с.
  15. С.Я. Трудовая подготовка школьников. М.: Педагогика, 1981. — 157 с.
  16. В.Б. Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР. М., 1966. — с.209.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. — 400 с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 307 с.
  19. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика, 1993. № 5. с. 16−20.
  20. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. 1988. № 6. -с. 51−55.
  21. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. // Татьянин день. 1995. № 3.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  23. М.В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность. /В сб. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Под ред. З. И. Равкина. М., 1994, с. 121.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. -379 с.
  25. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. 186с.
  26. Большая Советская Энциклопедия. 1975, т.21. — с.451.
  27. Большая Советская Энциклопедия. 1974, т. 18. — с. 1514.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997, № 4. с.11−16.
  29. С.А. Молодежь Хакасии: образование и выбор профессии в условиях социально-экономических. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. — 208 с.
  30. С.А. Об изучении профессиональных намерений школьников // Школа и производство. 1990, № 8, с.65−69.
  31. С.А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования 1970−99 гг. (на примере Республики Хакасия). — Абакан, 2001. — 247 с.
  32. Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. Пособие для учителей. Рекомендовано ГУШ Минпроса СССР. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  33. Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политике РФ. 1993, № 4. -с.55−64.
  34. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования. -1997, № 1. с.5−18.
  35. А.П. Философские основания современной парадигмы образования / Педагогика, 1997, № 3. с.15−19.
  36. А. Психическое развитие ребенка: Пер. с фр. М., 1967. — 196 с.
  37. М.А., Огаянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Липецк, 1990. — 96 с.
  38. Р.Б. Уроки дифференцированного обучения / Сов. Педагогика, 1990, № 1. с.78−86.
  39. А.А., Павловец В. И. Непрерывное образование и инженерная практика // Вестник высшей школы. 1998, № 8, — с.26−31.
  40. С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М., 1996.-161 с.
  41. Ю.П. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности: Автореф. дис.. .докт.пед.наук. Челябинск, 1997. — 45с.
  42. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии / Сб. научн. тр. Ред. колл.: Чистякова С. Н., Савина М. С., Кондюрина М. Л. М.: АПН СССР. — 1989. — 82 с.
  43. А.П., Камалдинова Э. Ш. О развитии концепции непрерывного образования в СССР. М., 1987. — 136 с.
  44. В.В. Социологический аспект проблемы выбора профессии. В сб.: Человек и общество, вып. VI. Д., 1969, с.50−51.
  45. В.В. О социальной обусловленности выбора профессии // Социальные проблемы труда и производства. М.-Варшава, 1969. — с.39−61.
  46. Временное положение о профессиональной ориентации. // Школа и производство. 1990, № 7. — с.6−11.
  47. Всесоюзный съезд учителей: Документы и материалы. М.: Педагогика, 1972.-c.92.
  48. .З. Взаимодействие социальных воспитательных институтов как педагогическое явление. // Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внешкольном воспитании учащихся. М., 1982. — с.27−42.
  49. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  50. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1982. Т.4. — 433 с.
  51. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования.- М., 1995, с. 16−45.
  52. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. -М.: Инноватор. 1995. с.58−63.
  53. Д.М. Организация управления. ~М.: Наука, 1972. 536 с.
  54. A.M., Пинаев В. А., Рыбаков А. С. Планы выпускников школы на продолжение образования. / Профессиональное образование Сибири. Красноярск, 1997, № 1. — с.34−35.
  55. Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Монография. -М.: Высшая школа, 1989. 142 с.
  56. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вест.высш.шк., 1987. № 8. -с.69−75.
  57. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных концепций). М.: «ИнтерДиалект+». 1997. — 697 с.
  58. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.-c.25.
  59. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981.-208 с.
  60. . Что такое психология. В 2-х т. Пер. с французского. М.: Мир, 1992. — 376 с.
  61. Н.К. О введении фуркации в старших классах средней школы // Сов. педагогика. 1958, № 6. с. 12−37.
  62. В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пос. к спецкурсу. -Л.: РГПУ, 1991.-77 с.
  63. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ. М., 1993. — 316 с.
  64. А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975, № 1. — с. 16−26.66. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РПО, 1999.-264 с.
  65. В.К. Мотивы выбора профессии школьниками // Советская педагогика. 1989, № 6. с.26−30.
  66. Дик Ю.И., Рыжаков В. М. Естественно-математическое образование в России: состояние и перспективы. Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — с. 15−31.
  67. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интгерпракс. 1994.-144 с.
  68. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». -М., 1996.
  69. С.В. Методика факультативных занятий по химии. М.: Просвещение. 1985. -134 с.
  70. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., пе-рераб., дополн. Минск: Изд- во БГУ, 1985. — 175 с.
  71. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. — с.66.
  72. В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М., 1982.- 134 с.
  73. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — с.171−181.
  74. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П. и др. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования (на примере деятельности КемГУ). Кемерово, 1996. — с.160.
  75. О.Г. Диалогический метод обучения в процессе преподавания общественных наук: Автореф.дис.канд.пед.наук. Рига, 1990. — 18с.
  76. B.C. Формирование личности школьника. (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  77. Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  78. Э.Н. Развитие профессиональных интересов учащейся молодежи (на материале преподавания математики): Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Воронеж, 2000. 21 с.
  79. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  80. А.А. К совершенствованию трудового воспитания и профориентации учащихся // Химия в школе, 1985, № 6. -С. 18−21.
  81. А.А. Концепция развития школьного химического образования./ Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. -с. 135−140.
  82. М.С. Человеческая деятельность. М: Политиздат, 1974. — 328 с.
  83. Калуве J1. де, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. / Пер. с англ. Е. Н. Максимовой / Под ред. А. К. Зайцева. Калуга: КИС, 1993. -240 с.
  84. Е.И. Педагогические основы подготовки учителя в системе повышения квалификации к работе по профориентации школьников: Дисс.канд.пед.наук. -М., 1990. 200 с.
  85. Н.Э. Педагогические основы устойчивого выбора старшеклассниками профессий химического производства: Дис.канд.пед.наук. М., 1971. — 270 с.
  86. Н.Э. Подготовка школьников к выбору рабочих профессий химического производства: Пособие для учителя / НИИ школ МП РСФСР, Кемеровский филиал. М., 1981. — 88 с.
  87. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Автореф. дисс.докт.пед.наук. Москва, 1995. 38 с.
  88. В.Г., Нугуманова Л. Н. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения. Казань: Новое знание, 1988. — 240 с.
  89. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань: Татарское кн. изд-во. 1980. 206 с.
  90. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. — 190 с.
  91. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 е.-
  92. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  93. Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  94. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, сер. «Педаг. и психол.», 1983, № 2. — 95 с.
  95. Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 159 с.
  96. Г. А., Радзиховский JI.A. Общение и проблема интериоризации. Ж. вопр. псих., 1985, № 1. с.110−120.
  97. М.В. Динамика социально-профессиональных ориентаций молодежи России (60−90-е гг.). Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 1995. 18 с.
  98. Комплексная программа исследований по проблеме «Соединение обучения с производительным трудом школьников»: Для обсуждения на общем собрании АПН СССР / Науч. рук. Акад. АПН СССР П. Р. Атутов. М., 1985. -58 с.
  99. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  101. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. -с. 12.
  102. Д.Л. Динамика привлекательности профессий и социальные изменения // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. М., 1996. — с. 12−49.
  103. Концепция непрерывного образования: Проект. М.: Гособразование СССР, 1988.
  104. Концепция общего среднего образования. Проект. // ВНИК «Школа». -М., 1988.-с.11−30.
  105. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования // Школа и производство. 1990, № 1. — с. 12−18.
  106. Г. Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. — 140 с.
  107. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. — 265 с.
  108. Т.В. Организационно-педагогические условия подготовки профориентационных консультантов для региональной службы занятости: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М., 1994. 19 с.
  109. В.Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  110. В.А. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность, 1993, № 2.
  111. О.Г. История и перспективы подготовки кадров профориентаторов в системе высшего педагогического образования (1920-е-90-е годы): Дисс.канд.пед.наук.- Кемерово, 1996. 196 с.
  112. С.П. Психология формирования профессиональных интересов: Автореф. дисдокт.психол. наук. Вильнюс, 1982. -35 с.
  113. И.Ф., Тарасевич Н. Н. Подготовка студентов к профориентационной работе в школе // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. -Мн., 1971. с.207−208.
  114. Jl.П. Подготовка будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников в системе высшего педагогического образования: теория и практика. М.: МПУ, 2000. — 172 с.
  115. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие. // Под ред. Чистяковой С. Н., Жур-киной А.Я.- М., 1997. 80 с.
  116. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996, № 2. — с. 130−138.
  117. Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. — с. 67−103.
  118. М.Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. М.: ИНПО, 1994.-56 с.
  119. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения ПТУ. М.: Высшая школа, 1990.- 117 с.
  120. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  121. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
  122. А.Н., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 1976. — 128 с.
  123. С.В. Деятельность службы профориентации и занятости в подготовке школьников к выбору профессии (1970−1990-е годы): Авто-реф.дисс.канд.пед.наук.- М., 1996. 18 с.
  124. В. Население Хакасии 1917−1990-е гт. Абакан, 1996. — 347 с.
  125. П. Измерение в социологии. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. — М., 1972.
  126. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
  127. B.C. Стандарты общего образования: от идеи к реализации // Стандарты и мониторинг в образовании, 1998, № 1. с.31−39.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.-304 с.
  129. М. Базисный план общеобразовательных учебных заведений России //Народное образование. 1993. — № 4.
  130. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика. 1989. с. 34.
  131. .Т. Педагогика. М., 1992. -с.369.
  132. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
  133. А.В. Что такое образование? О комсомоле и молодежи. М., 1970.-c.293.
  134. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношения. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
  135. Е.В. Вариативное обучение как средство самоопределения школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук. СПб., 1995. — 21 с.
  136. Н.В. Профессиональная ориентация при обучении биологии в старших (9,10, 11) классах: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. СПб, 1999. -18 с.
  137. Л.В. Педагогическая технология формирования готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Курган. — 2000. — 22 с.
  138. Т.А. Формирование педагогического профессионализма студентов с использованием машиноориентированной педагогической информации: Дис.канд.пед.наук. -М., 1993. 183 с.
  139. А.К. Психология профессионализма. М.- 1996. -308 с.
  140. А. Самоактуализация. // Психология личности. М., 1989. -с.108−118.
  141. Материалы Пленума ЦК КПСС 17−18 февраля 1988 г. М.: Политиздат, 1988.-228 с.
  142. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татиздат. 1972. — 502 с.
  143. Е.В. Педагогические условия формирования у старших школьников готовности к принятию решения о выборе профессии: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1993. 21 с.
  144. М.А. Опыт дифференцированного обучения в советской средней школе // Сов. педагогика. 1962, № 9. -с.98−109.
  145. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -с.5.
  146. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970.
  147. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 1997.- 189 с.
  148. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  149. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Сьюпера Д.Е. // Вопросы психологии. 1975, № 5. — с.34−37.
  150. Молодежь Тувы. Социальный портрет / Анайбан З. В., Золототрубов B.C., Кочергин В. А. и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. — 194 с.
  151. В.М. и др. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика, 1990. № 8. с.42−58.
  152. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции / Педагогика, 1997, № 5. -с.52−55.
  153. А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопеда-гогики народа саха). М.: Academia, 2000. — 176 с.
  154. А.В. Личностный подход в коллективном воспитании // Обучение как проблема активизации человеческого фактора. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — с.58−65.
  155. Л.Ю. Послевузовская подготовка учителей в ИПК к организации социально-профессионального самоопределения школьников: Авто-реф.дисс.кан.пед.наук.- Брянск, 1998. 20 с.
  156. Л.Л. Опыт подготовки студентов педагогических институтов к профориентационной работе // Профориентация и консультация молодежи -Киев, 1966. с.26−32.
  157. Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса // Советская педагогика. 1989, № 10. с. 74−77.
  158. И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1972. — 254 с.
  159. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 240 с.
  160. Народное образование в СССР: Сб. документов. 1917−1973 гг. /Сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
  161. Народное образование, наука и культура в СССР. М., 1987. -с. 145.
  162. Народное образование, наука и культура в СССР. М., 1989. с. 126.
  163. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1988. -с.533-
  164. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. -с.217.
  165. И. Образование и наука на путях интеграции (Региональная практика) / Высшее образование в России, 1988, № 2. с. 10−14.
  166. Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладная направленность изучения химии в средней школе: прошлое и настоящее // Химия в школе, 1994, № 4, с. 18.
  167. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997. — 253 с.
  168. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  169. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования: Дисс.докт. пед. наук. М., 1997.- 340 с.
  170. Новый отчет времени. / Профессионал. 1997, № 1−2. -с.13−18.
  171. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — с.84−93.
  172. Образование в мире на пороге XXI века.: Сб.научн.трудов / Под ред.З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: НИИ ТИИТ, 1991. — 100 с.
  173. Образование в Российской Федерации. М., 1995. — 260 с.
  174. Обсуждает основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // СПО. 1997, № 10. — с.7−11.
  175. Общесоюзный классификатор: Профессий рабочих, должностей служащих и тарифные разряды, 186 016 / Гос. Ком. СССР по стандартам. М.: 1988.
  176. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  177. В.Г. К критике современных буржуазных концепций непрерывного образования // Проблемы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина и В. А. Тарасова. Л.: НИИ общего ОВ АПН СССР, 1979. — с.97−111.
  178. В.Г., Огаров Е. И. Образование взрослых- междисциплинарный словарь терминологии. СПб- Воронеж, 1995. — с. 114−115.
  179. Опыт профессиональной ориентации школьников в основах наук / Под ред. Г. Г. Агаповой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 52 с.
  180. П.А. Методические основы формирования у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии: Авто-реф.дисс.докт.пед.наук. -М., 1998. 39 с.
  181. Ориентир. Кемерово, 1997, № 1. — 27 с.
  182. И. О цивилизационном подходе к анализу капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 5. — с.7−9.
  183. И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.-Воронеж, 1998. — 155 с.
  184. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Учительская газета, 1985, 5 декабря.
  185. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи (методологические и методические проблемы социологического исследования). -Киев: Наукова Думка, 1985. 125 с.
  186. Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев, 1983.- 151 с.
  187. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1983.- 143 с.
  188. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: «Академия», 1999.-512 с.
  189. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1964 -1968. -Т.З. -с.142.
  190. И.А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор развития регионального образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 23с.
  191. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приок. книж. изд-во, 1994. — 288 с.
  192. А.В. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии сферы «Человек-Природа». Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Кемерово, 1999. 19с.
  193. Г. В. Дидактические основы адаптивной системы технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.- 2000. — 41 с.
  194. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд. М.: Наука, 1986. -254 с.
  195. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999. 263 с.
  196. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педаг. заведений. М.: Просвещение, 1996. — с.222−224.
  197. Подсчитано по данным: ГАХАО, ф. 169, оп. 1, д. 707, л. 69−80.
  198. Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 5. -С.53−59.
  199. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. М.: Просвещение. 1977. — 80 с.
  200. Л.Л. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Автореф. дис.канд.пед.наук. М, 1996. 17 с.
  201. Постановление Государственной Думы. О повторном рассмотрении Федерального закона «Об утверждении Федеральной программы развития образования» М., 2000. — 92 с. 204. Правда, 10 января 1981 г.
  202. Предметная область «Технология» (основные положения): Временный государственный образовательный стандарт. М., 1993.
  203. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, РАО Ин-т теор. пед-ки и межд. исслед-ий в образовании. М., 1994.
  204. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения // Под ред. В. И. Слободчикова, М. А. Ушаковой / Ин-т педагогич. Инноваций РАО. М., 1994.-103 с.
  205. М.А. Факультативные занятия: перспективы развития // Сов. педагогика. 1986, № 9. с.27−30.
  206. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи / Под ред. В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского. М.: Центр социологии образования РАО, 1996. — 79 с.
  207. Профессиональное самоопределение молодежи (концепция)./ В. А. Поляков, С. Н. Чистякова //Педагогика, 1993. № 5. -с.33−37.
  208. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.- Воронеж, 1996. 253.
  209. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. -М.: Изд-во «Флинта». 1998. 181 с.
  210. Психология воздействия. Проблемы теории и практики / Ред. А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. М.: АПН СССР, 1989. — 152 с.
  211. З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921−1925 гг. М.: Учпедгиз, 1959. — 275 с.
  212. Развитие образования. Национальный доклад Российской Федерации. Министерство образования / Межд. конф. по образованию. 43 сессия, г. Женева, 1992.-М., 1992.-108 с.
  213. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования / Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1989. — 328 с.
  214. В.И. Опыт дифференциации образования в школе 20-х годов. // Сов. педагогика, 1991, № 11. с.87−92.
  215. Л.Ф. Личностно-ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя системы дошкольного образования: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Новокузнецк, 1999. — 19с.
  216. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Автореф. дисс.докт.пед.наук.- М., 1997. -36 с.
  217. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. 1996. № 6.-3−10.
  218. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1991. — 19 с.
  219. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление челоека. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 480 с.
  220. Н.Ф. Проблемы формирования ключевых компетенций социально-профессионального самоопределения молодежи в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — с. 216−222.
  221. В.М. Философско-методологические предпосылки прогноза развития образования в СССР // Социально-философские проблемы образования: СПб.-М., 1992. с.35−37.
  222. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании. Директор школы. 1994.-№ 5,6.
  223. Российская общеобразовательная школа: Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-ти летней школы./ Под. ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика, В. А. Полякова.- М.: ИОСО РАО, 1998. 128 с.
  224. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М.: АН СССР. 1957. — 328 с.
  225. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  226. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Пед. об-во России, 1999. — 328 с.
  227. А.К. Социально-философские проблемы образования. М., 1982. -с.91.
  228. М.С. Взаимодействие школы и семьи в профессиональной ориентации.-М., 1991.-130 с.
  229. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дисс.докт.пед.наук. -М., 1993.-31 с.
  230. А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C. и др. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  231. П. Новые подходы к организации высшей школы. /Высшее образование в России, 1997, № 3. -с. 11−18.
  232. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / Свердловский пед. институт. Свердловск, 1986. — 142 с.
  233. В.Ф. Педагогические основы системы профессиональной ориентации учащихся средней школы: Дис. докт.пед.наук. Киров, 1984. — 379 с.
  234. В.И. Технологическая подготовка старших подростков как средство их профессионального самоопределения: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. -М., 1996. 19 с.
  235. Связь обучения в 8-милетней школе с жизнью. / Под ред. Э. И. Моносзона, М. Н. Скаткина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 407 с.
  236. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. № 5. с.16−21.
  237. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  238. В.Д. Политехническая направленность в изучении основ наук и трудовой подготовки школьников // Межвузовский сб. научных трудов. -Ярославль: ЯГПИ, 1990. 151 с.
  239. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие. М., 1995. — 192 с.
  240. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах. // Вестник образования. 1996, № 3. с.45−73.
  241. В.И. Основы проектирования развивающего образования // Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения (материалы научно-практической конференции). 1 часть. Петразоводск, 1996.-с. 13−24.
  242. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс.докт. психол. Наук. М., 1994. — с.ЗЗ.
  243. Н. Социология. М., 1994.
  244. B.C., Емельянов Г. А. Ценностные ориентации школьников Тувы. // В сб.: Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М., 1995. — с. 64−98.
  245. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. М., 1998.
  246. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.-232 с.
  247. Современная западная философия: словарь. М., 1991. — с. 277.
  248. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. -740 с.
  249. А.В. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М., 1979.
  250. Социально-экономические проблемы России: Справочник /ФИПЭР. -СПб.: Норма, 1999. 320 с.
  251. Социальные проблемы перехода от образования к труду. М., 1991.-с.75.
  252. П.И. Построение теоретической концепции политехнического обучения // Теория и практика трудового политехнического обучения в 2-х ч. -4.II.-M., 1977. с. 12−44.
  253. Н.К. Системный подход к формированию профессиональной направленности учащихся: Дисс. докт. пед.наук. М., 1985.
  254. С.А. Приоритет образования сегодня требование XXI века // Советская педагогика. — 1991. — № 6. -с.7.
  255. Твоя профессиональная карьера. // Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 1997 — 191 с.
  256. Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — с.3−32.
  257. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 т. М- Тула, 1993.
  258. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под ред. В. А. Полякова и др. М., 1995. 170 с.
  259. И.В. Формирование мотивации выбора профессии у старших подростков в условиях инновационной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 1997. — 20 с.
  260. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии. Вопр. философии, 1969, № 4, с.58−59.
  261. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975. -197с.
  262. . Социология. М., 1994. — с.247.
  263. Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи (вып. 1). Кемерово, 1974. — 253 с.
  264. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М., 1973.
  265. С.И. Организационно-педагогические основы управления профессиональной ориентацией молодежи в условиях формирующегося рынка труда: Автореф.дисс. канд.пед.наук. -М., 1988. 18 с.
  266. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  267. Управление трудовыми ресурсами. М., 1987. с. 134.
  268. Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989. — с.47
  269. Ф.Р. Реформы системы образования в СССР и ее социальные последствия // Социальные аспекты современного экономического и научно-технического развития. М., 1986.- с. 124.
  270. М.И. Социально-педагогические основания дифференциации общего среднего образования: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1999. — 203с.
  271. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.-c.464.
  272. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  273. С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с франц. / Общ. ред. и вступ.ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 305 с.
  274. Э. Иметь или быть. М., 1990. — с.22.
  275. С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 108 с.
  276. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
  277. Н.А. Профессиональная подготовка методиста по профориентации в процессе обучения в педвузах: Дисс.канд.пед.наук.- Киев, 1989. 191 с.
  278. А.Г., Колесова Д. В. Мальчик подросток — юноша. — М., 1982, с. 32.
  279. Э.С. Работа и досуг / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.
  280. А.И. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии в сфере «Человек-Техника»: Дисс. канд.пед.наук. -М., 1994. -177 с.
  281. В.В. Об активизации профессионального самоопределения И Проблемы инженерной психологии и эргономики. Ярославль, 1974. Вып.З. -с.32−39.
  282. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985.-239 с.
  283. В.А., Фомина Т. А., Хайрулин Ш. Ш. Развитие духовности школьника (аспект оптимизации светского образования). Челябинск, 1993. -163 с.
  284. И.И. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся школ Крайнего Севера: Автореф.дис.канд. пед.наук. М., 1993.-c.19.
  285. В.Ф., Оссовский B.JL, Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально профессиональной ориентации молодежи. Киев: Науко-ва Думка, 1979.-с. 168.
  286. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4.1. -М.: РИПКРО МО РФ, 1995. 165 с.
  287. Н.Н., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. М.: Просвещение, 1982. — с.
  288. Н.Н., Зайцев Г. П., Итченко Н. Ф. Новые проблемы профессиональной ориентации. // Профессиональная ориентация в высшей школе. Кемерово, 1990. — с.3−12.
  289. Н.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк JI.B. Профессиональная ориентация молодежи. Кемерово, 1988. — 47с.
  290. С.Н. Обучение учащейся молодежи продуктивной деятельности фактор жизненного и профессионального самоопредедения (ИНЕПС). // В сб.: Проблемы самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях. — Кемерово, 1996. — с.32−38.
  291. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2008 «Труд и черчение». / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.-112 с.
  292. С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Дисс. докт.пед.наук. М., 1987. — 36с.
  293. С.Н. Социально-педагогические проблемы профессиональной ориентации молодежи // Советская педагогика, 1983. № 6. с.58−64.
  294. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  295. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М.: Педагогика, 1981.-95 с.
  296. Н. Теория и практика подготовки студентов к работе по профессиональной ориентации школьников: Дисс. докт.пед.наук. Самарканд, 1982.-447 с.
  297. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982. 185 с.
  298. Р.В. Системно-концептуальный анализ реформ общего среднего образования в России в XX веке: Дисс.докт.пед. наук Казань, 1997.-360 с.
  299. Т.Н. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников: Дис. .докт.пед.наук. М., 1995. — 377 с.
  300. . и X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М. 1993. — 240 с.
  301. Л.М. Ориентация учащихся средних общеобразовательных школ на труд по химическим профессиям: (На материале факультативного кур- 1 са"Химия в промышленности"): Дис.канд.пед.наук. М., 1980. — 145 с.
  302. Школа и сельское хозяйство. / Под ред. К. А. Ивановича и А. А. Шибанова. М.: Педагогика, 1974.
  303. JI.И. Подготовка будущего учителя к профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1976. — 21 с.
  304. В.Н. Социологические опыты. М., 1970. 288 с.
  305. П.Г. Очерки по философии образования. М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. -154 с.
  306. О.Ю. Педагогическая система профессиональной ориентации во Франции: Дисс.канд.пед.наук. -М., 1997. -21 с.
  307. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  308. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1970, № 4. с.6−20.
  309. Энциклопедический словарь / Общ. ред. Г. В. Осипова. М. 1995. — 939 с.
  310. Эпштейн Д. А Политехническое образование и трудовое воспитание и профориентация при обучении химии // Химия в школе, 1981, № 2. с.13−16.
  311. Л.Ю. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессий текстильного профиля в условиях совместной деятельности школы со средним ПТУ и предприятиями. // Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1979.-21 с.
  312. В.А. Социологическое исследование. М., 1989. — 245 с.
  313. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  314. И.С. О дифференцированном подходе к обучению школьников.// В кн.: Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения. М., 1993. — с.78.
  315. В.А. Современные методы обучения в высшей школе: Учебное пособие. Л., 1991. — с.39.
  316. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. -Киев, 1983. -113 с.
  317. Bollnow O.F. Existenzphilosophie und Pedagogic. Stuttgard, 1959. 130 s.
  318. Dave R.H. Lifelong Education and the School Curriculum. Hamburg, UNESCO Institution, 1973, p.30.
  319. Gould C. From the dialectic questions to social critique // Philosophy and Educational, 1976, vol.1, № 1. p. 12−19.
  320. Green M. Existencional Encounter for Teacher. N.Y., 1967. 97 p.
  321. Hodge R., Siegel P.M., Rossi P.M. Occupational Prestige in the United States: 1925 1963. — American Yournal of Sociology, 1964, vol. 70.
  322. Kelly A.V. The Curriculum Theory and Practice. 2 ed. Camb.: Harper and Row, 1982.-269 p.
  323. Kneller J. Education and Antropologia. N.Y., 1965. — 187 p.
  324. Prediger D.U., Saivyer B. Ten years of career development. A nation wide study of high school students. Journal of counseling and development. 1986., vol. 65. IX, p. 45−49.
  325. Rogers C. The Impersonal Relationship in The Facilitation of Learning // Humanizing Education: The Person on process. N.Y., 1980, p. 29−37.
  326. Simon S.B., Kirshinbann I. Valueand Future Education Movement // Learning for Tomorrow. -N.Y., 1974. p. 264−275.
  327. Teacher Preparation: Problems and Prospects. Hearing before the Subcommittee on Postsecondry Education of the Committee on Education and Labour. Hause of Representatives. 97-th Congress. Wash., 1982. p.26.
  328. Toynbee A. Conclysions 11 Mayers E. Education in the perspective of history. -1960. № 4.
  329. Treiman D.J. Occupational Prestige in Comparative Perspective. N.Y., 1977.
Заполнить форму текущей работой