Проблемы одаренных детей
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности — к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений). В начальной школе по итогам первого психодиагностического анализа… Читать ещё >
Проблемы одаренных детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
- 1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
- 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
- 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
- 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
- 6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
- 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения.
Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.
Итак, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Развитие одаренного ребенка в начальной школе Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Проводить уроки творчества для одаренных детей.
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности — к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т. п.).
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.
В начальной школе по итогам первого психодиагностического анализа формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории «талантливые или одаренные дети». Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития.
Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.).
При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.
Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130).
Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психиологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность). Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время.
Возможно также предъявление тестаанкеты А. де Хаана и Г. Кафа. В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и академической одаренности в школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:
- 1) оценка по групповому тесту — 95% и более;
- 2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;
- 3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;
- 4) данные опросника учителя;
- 5) данные опросника родителя;
- 6) данные самооценки ученика;
- 7) успеваемость и другие биографические материалы;
- 8) оценка творческих работ.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
- *своевременное применение различных видов тестирования;
- *оценки способностей по успеваемости;
- *участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
- *заключение психолога;
- *заключение экспертов в определенной деятельности;
- *участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
- *самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
- *наблюдение родителей и представителей науки.
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы:
- 1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
- 2) ориентация на «среднего» ученика;
- 3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
- 4) недооценка законов творчества учителями;
- 5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
- 6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
- 7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
- 8) излишняя унификация программ.