Постановка исследовательского вопроса
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования. Исходя из выше перечисленных выводов… Читать ещё >
Постановка исследовательского вопроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мотивация — общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образования.
Сложная система мотивации учения, включает следующие группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее результатом и процессом:
П. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму требований, указаний или даже принуждений.
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала.
Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учению.
Мотив может обладать:
- 1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный — слабый»).
- 2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы).
К концу младшего школьного возраста отмечается отчётливое снижение учебной мотивации даже у детей с хорошей успеваемостью. Или уровень развития учебной мотивации у «отличников» к этому периоду становится примерно одинаковым с уровнем мотивации «троечников».
[10; 93; ]. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь, напротив, к концу младшего школьного возраста закономерно было бы ожидать появления более высокого уровня учебной мотивации у хорошо успевающих учеников по сравнению с плохо успевающими учениками.
Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения.
Исходя из выше перечисленных выводов, в настоящем исследовании был поставлен следующий исследовательский вопрос: Отличаются ли учащиеся, имеющие различную академическую успеваемость (отличники и «хорошисты», имеющие не больше 3 четвёрок и «троечники») по уровню развития и качеству учебной мотивации?