Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)
У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как… Читать ещё >
Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В дошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных особенностей детей.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Задачи:
- 1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;
- 2. На основе подобранной методики провести диагностику сформированности экологических знаний детей контрольной и экспериментальной групп.
Для проведения констатирующего эксперимента нами был изучен диагностируемый материал, разработанный С. Н. Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту. Констатирующая диагностика проходила в спокойной и естественной для детей обстановке.
Детям было предложено выполнить следующие задания.
Задание 1.
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
- 1. Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
- 2. В какое время года холоднее (теплее) всего?
- 3. Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
- 4. Какое время года наступит после весны?
- 5. Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
- 6. Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
- 7. В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
- 8. Почему летом на лугу много бабочек?
- 9. Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
- 10. Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
- 11. Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
- 12. Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
- 13. Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
- 14. Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Задание 2.
Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) — живые? Почему?
Задание 3.
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
- 1. Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
- 2. Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
- 3. Что нужно для того, чтобы растение росло?
- 4. Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
- 5. Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
- 6. Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
- 7. Где растут овощи (фрукты, цветы)?
- 8. Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
- 9. Могут ли овощи расти в лесу?
- 10. Из чего выросли овощи (цветы)?
- 11. Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.
Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры «Во саду ли, в огороде» .
Задание 4.
Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
- 1. Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
- 2. Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
- 3. Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
- 4. Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
- 5. Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то «Как ты узнал, что это птица?»).
Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 31 вопрос.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе.
Критерии оценки ответов:
- 1 балл — нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
- 2 балла — у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
- 3 балла — ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней:
Высокий уровень (93—78 баллов) — знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (77−47 баллов) — имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (46−31 баллов) — ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей. Ответы детей заносились в протокол.
Сравнительная гистограмма распределения детей по уровням выполнения отдельно каждого задания в контрольной и экспериментальной группах приведена на рисунке 2.
Рис. 2 Распределение детей контрольной и экспериментальной групп по уровням выполнения заданий констатирующего эксперимента.
По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности экологических знаний и получили следующие результаты. (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности экологических знаний.
№ п/п. | Фамилия, имя. | Общий балл. | Уровень. |
Агапова Ангелина. | Н. | ||
Белозеров Данил. | Н. | ||
Бурлеев Женя. | Н. | ||
Васетская Даша. | С. | ||
Клетнова Настя. | С. | ||
Марковский Валера. | Н. | ||
Соколов Женя. | Н. | ||
Старова Аня. | С. | ||
Юртаева Полина. | С. | ||
Титов Кирилл. | Н. | ||
Средний результат по группе. | 46,3. | Н. |
Таблица 2. Распределение детей контрольной группы по уровням сформированности экологических знаний.
№ п/п. | Фамилия, имя. | Общий балл. | Уровень. |
Андреев Дима. | Н. | ||
Буренова Аня. | С. | ||
Гамаюров Сережа. | Н. | ||
Клекин Дима. | Н. | ||
Потапова Лиза. | С. | ||
Лукьянова Даша. | С. | ||
Эмрих Рома. | Н. | ||
Ткач Саша. | Н. | ||
Федоров Миша. | Н. | ||
Филиппова Катя. | В. | ||
Средний результат по группе. | 48,5. | С. |
Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп, мы построили гистограмму (Рис.3).
Рис. 3 Сравнительная гистограмма результатов констатирующего эксперимента.
Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента по каждой группе отдельно позволил сделать количественную обработку полученных результатов. (Рис. 4 и рис.5).
Рис. 4. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе (в %)
Рис. 5 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе (в %)
Как видно из таблиц 3 и 4 и рисунка 3 значительных отличий по показателям нет. Можно отметить тот факт, что, несмотря на приблизительно равные средние результаты обеих групп (46,3 и 48,5) дети контрольной группы находятся на среднем уровне сформированности экологических знаний, а дети экспериментальной группы на низком. Это произошло в виду того, что в контрольной группе один ребенок (Филиппова Катя) по результатам выполненных заданий набрала 85 баллов, что соответствует высокому уровню сформированности экологических знаний.
Стоит отметить ответы таких детей, как Васетской Даши, Старовой Ани и Юртаевой Полины из экспериментальной группы и Потаповой Лизы, Буреновой Ани, Лукьяновой Даши, Филипповой Каты из контрольной группы.
У данных детей имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных. Дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры. Правильно называют последовательность времен года, знают отличительные признаки каждого сезона. Эти дети без особого труда распределили представителей животного мира по видам, четко отвечали на поставленные вопросы, знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Катя Ф.(контрольная группа) при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводила сезонные особенности того или иного времени года. Выражала эстетическое отношение к природе.
Настя К. (экспериментальная группы) иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Антон М. допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
В первом задании 4 (40%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп самостоятельно, без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года. Иногда, дети затруднялись назвать характерные признаки выбранного сезона. Данные дети правильно устанавливали некоторые связи и зависимости, но не всегда объясняли их. Дети путали названия и порядок времен года, но с помощью наводящих вопросов воспитателя быстро исправляли допущенные ошибки. Допускали нарушения в разложении карточек с изображением дерева в разные сезоны по порядку. Например, лето-весна-осень-зима или зима-осень-весна-лето.
Особенные трудности при выполнении этого задания вызвал вопрос определения состояния погоды. Дети не смогли подобрать слово, которое могло определить это состояние.
Со вторым заданием справились 5(50%) детей экспериментальной и 6(60%) детей контрольной групп. Испытуемые знают объекты живой и неживой природы и в основном правильно называли их качественные характеристики. Самостоятельно выделяли признаки живого и неживого.
Анализируя результаты ответов третьего задания, следует отметить, что данный материал вызвал наибольшие затруднения у детей в обеих группах.
Частично правильно ответили на поставленные вопросы 3(30%) испытуемых контрольной и 2(20%) экспериментальной групп. Дети очень часто допускали ошибки в своих ответах, но эти ошибки не были значительными.
Ребята с трудом могли разложить в определенной последовательности картинки с изображением разных стадий роста гороха. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями у данных детей сформированы не достаточно. Все дети испытали затруднение при ответе на третий вопрос, но с помощью картинок, предложенных воспитателем, большинство детей исправляли свои ответы.
5 (50%) детей экспериментальной и 4(40%) детей контрольной групп при выполнении четвертого задания в основном правильно соотносили представителей животного мира со средой обитания. Дети знают характерные признаки внешнего вида, голосовых реакций, особенностей поведения того или иного представителя животного мира, но иногда допускали неточности в своих ответах.
Анализируя результаты проведенной диагностики, мы увидели, что наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. А именно, в ходе опроса было выявлено, что 3(30%) детей контрольной и 2(20%) экспериментальной групп показали самые худшие результаты по всем заданиям. Данные дошкольники допускали ошибки в названии представителей животного мира, при разделении их по видам. Испытуемые не смогли аргументировать свой выбор. Не соотносили представителей животного мира со средой обитания. Ребята не смогли правильно классифицировать растения по видам. Многие не смогли назвать характерные признаки растений. Многие знают условия, необходимые для жизни и роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними.
Дети с трудом выделяли объекты живой и неживой природы. Неправильно называли времена года даже с помощью наводящих вопросов и карточек. Объем знаний у этих детей небольшой.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по экологическому воспитанию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра.
Таким образом, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.