Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ВСорСтичСскиС основы ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ воспитания ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ВоспитаниС — Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ слоТноС явлСниС, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, психологичСский, пСдагогичСский, философский, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ, СстСствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ аспСкты. ВоспитаниС являСтся двусторонним процСссом, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π² ΡΠ΅Π±Ρ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ этой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ — Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм воспитатСля, Π΅Π³ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС основы ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ воспитания ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ воспитания

воспитаниС школьник Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ВоспитаниС — Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΅Ρ‘ ΠΊ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡŽ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ модСлями [8].

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌ Российской Π€Π΅Π΄Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ «ΠžΠ± ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ» [10, с. 23] воспитаниС рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ «Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, осущСствляСмая Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ образования, ориСнтированная Π½Π° ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ условий для развития духовности ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ общСчСловСчСских ΠΈ ΠΎΡ‚СчСствСнных цСнностСй; ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ самоопрСдСлСнии, нравствСнном, граТданском ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ становлСнии; созданиС условий для саморСализации личности. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, государство ΠΈ Π΅Π³ΠΎ институты ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ваТнСйшими ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ воспитания соврСмСнной ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… сфСрах ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ условия для функционирования Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ» [18, с. 12].

По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² (П.И. Π‘Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΊΠΈΠ½, Π•. Π’. БондарСвская, И. А. Зимняя, Π’. М. ΠšΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠ², Π’. Π’. Лисовский, Π‘. Π’. Π›ΠΈΡ…Π°Ρ‡Π΅Π² ΠΈ Π΄Ρ€.), это ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности, ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ процСссом формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности, ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠ°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ условий: Π°) для самоактуализации ΠΈΠ»ΠΈ Π±) для формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ содСрТания понятия «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅» Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ усилий исслСдоватСлСй Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ.

НаиболСС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π² ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ смыслС прСдставляСтся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ И. А. Π—ΠΈΠΌΠ½Π΅ΠΉ: воспитаниС — это нСпосрСдствСнноС ΠΈΠ»ΠΈ опосрСдствованноС, прямоС («Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ΅» ΠΈΠ»ΠΈ косвСнноС («ΠΈΠ½Π΄ΠΈΡ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ΅») Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ пСдагогичСскоС воздСйствиС Π½Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ посрСдством создания ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условий, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ самоактуализации ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ [14, с.72].

ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ воспитания — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс, Π΅Π³ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ†Π΅Π»ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, содСрТаниС ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π΅Π³ΠΎ эффСктивности. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ — систСма взглядов Π½Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ, основная идСя, Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ замысСл, руководящая идСя. Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ воспитания — Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ процСссом развития личности. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π² Π½Π΅ΠΌ — это «ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ условий для Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ систСматичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ личности ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» [44, с. 160].

Π’ΠΈΠΏΡ‹ (ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ) воспитания обусловлСны ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ развития общСств, ΠΈΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стратификациСй (ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ΅Π²) ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-политичСскими ориСнтациями. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ воспитаниС осущСствляСтся ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Π² Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΌ ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ичСском общСствах. Π’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… воспроизводится свой Ρ‚ΠΈΠΏ личности, своя систСма зависимостСй ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ, ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ свободы ΠΈ ΠΎΡ‚вСтствСнности личности [33].

«ΠœΠ΅ΡΡ‚ΠΎ воспитания Π² ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ общСствСнных цСнностСй, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, зависит, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — опрСдСляСт Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСства ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ большСС ΠΈΠ»ΠΈ мСньшСС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ большиС ΠΈΠ»ΠΈ мСньшиС рСсурсы Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ воспитания». Π‘ ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΆΠ΅ ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ€Π° подготовлСнности общСств ΠΊ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ воспитания, ΠΊ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ°ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ эффСктивных ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ [40, с. 20]. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ воспитания прСдставлСно трСмя ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ: цСнностями; личностными Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ (качСствами) ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ), ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воспитываСтся Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмС Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ содСрТания воспитания ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ общСчСловСчСскиС цСнности. Один ΠΈΠ· Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π’. А. ΠšΠ°Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ям Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, ориСнтация Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹, высоконравствСнныС потрСбности ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΈ. Из Π²ΡΠ΅Π³ΠΎ спСктра общСчСловСчСских цСнностСй ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ восСмь, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ…, ΠΊΠ°ΠΊ Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, БСмья, Π’Ρ€ΡƒΠ΄, Знания, ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ, ЗСмля, ΠœΠΈΡ€, ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для содСрТания ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ [6].

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΆΠ΅ воспитания являСтся врастаниС Π²ΠΎ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ΅ — врастаниС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΈ; это врастаниС являСтся всСгда процСссом взаимодСйствия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…, ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… взрослыми условий, Π²Π΅Ρ‰Π΅ΠΉ, Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ [35].

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ выступаСт Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основного ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° воспитания. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ воспитания Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ формирования ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π·: Π°) установлСниС смысловой (личностно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ) связи ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚-ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚; Π±) Π΅Π΅ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡƒΠΆΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ систСму связСй Π² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅; Π²) ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° установлСния этой связи ΠΈ Π³) Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅, «ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅», Π² Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ… А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π°.

ВоспитаниС осущСствляСтся посрСдством (срСдствами) сСми основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… выступаСт: Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитатСля; содСрТаниС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса; организация ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса; ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ; Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ внСшкольноС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅; самоуправлСниС ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская (общСствСнная) Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°. Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ участия ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² прСдусматриваСтся ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ стратСгиСй воспитания [13].

Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ воспитания являСтся адСкватная сфСра повСдСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ соблюдСниСм принятых Π² ΠΎΠ±ΠΈΡ…ΠΎΠ΄Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ воспитания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° [28, с.167]:

  • 1). «ΠŸΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ воспитания: умствСнноС, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ΅, физичСскоС, нравствСнноС, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ-нравствСнноС, эстСтичСскоС, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ΅, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ΅, экономичСскоС, экологичСскоС (Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ — Π•.К. Π―Π½Π°ΠΊΠΈΠ΅Π²Π°) ΠΈ Ρ‚. Π΄.
  • 2) По ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ: сСмСйноС, Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎΠ΅, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ (Π² ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ смыслС), Π΄ΠΈΠ·ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ (Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅), ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅.
  • 3). По Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (это Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π½ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ‹ΠΌ, Π½ΠΈ Ρ‡Ρ‘Ρ‚ΠΊΠΈΠΌ): Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ΅, свободноС, дСмократичСскоС.
  • 4). Π’ Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ выдСляСтся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ понятиС, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ воспитаниС — Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ созданиС условий (ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ…, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ…) для развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°».

ВоспитаниС — Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ слоТноС явлСниС, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, психологичСский, пСдагогичСский, философский, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ, СстСствСнно-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ аспСкты. ВоспитаниС являСтся двусторонним процСссом, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π² ΡΠ΅Π±Ρ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ этой Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ — Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм воспитатСля, Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… пСдагогичСских воздСйствий. Π‘Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ воспитания ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ явлСния обусловлСна Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ:

  • * Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ спСцифичСски чСловСчСский способ бытия;
  • * оказываСтся органичСской ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ чСловСчСского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ;
  • * позволяСт ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ воспитанным, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΎΠ»Π³ — Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ потомство;
  • * прСдставляСт собой ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… содСрТаниСм, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ, Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ВоспитаниС — это процСсс, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ синкрСтичный ΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ Π½Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ люди любого возраста, процСссии, уровня развития. Оно Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ влияСт Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, создаСт условия для сущСствования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΡ…раняСт ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ любого сообщСства [23].

ВоспитаниС являСтся процСссом цСлостным, Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ, Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΊΡ€Π΅Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Π½Π΅Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΌ. НаиболСС эффСктивным для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π° являСтся воспитаниС, Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Π°, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Π°.

АнтропологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ младшСго школьника с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΠ΅Ρ‚:

  • * ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π±Π΅Π· школьной ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ (Π¨. А. Амонашвили, Π›. Π’. Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ², Π‘. Π€Ρ€Π΅Π½Π΅ ΠΈ Π΄Ρ€.);
  • * ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ совмСстно Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ (Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ², М. Π”. Π’ΠΈΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΎΠ²Π°, И. Π‘. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΈΠ½ ΠΈ Π΄Ρ€.);
  • * ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡƒΡŽ Ρ‚Π²ΠΎΡ€Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π‘. Π“. Π“Π»ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π°, И. Π’. Π“Ρ€ΡƒΠ·ΠΈΠ½Π°, Π•. А. АндрССва ΠΈ Π΄Ρ€.);
  • * ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском объСдинСнии Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ атмосфСру.

АнтропологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ позволяСт ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ опасноС явлСниС, ΠΊΠ°ΠΊ дидактогСния. ДидактогСния — устойчивый страх ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ школой, ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π° интСрСса ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ³Π΅Π½ΠΈΠΈ, уклоняСтся ΠΎΡ‚ Π·Π°Π½ΡΡ‚ΠΈΠΉ, тСряСт возрастной ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅, испытываСт тяТСлоС чувство ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностной зависимости ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля, бСзысходности. ΠœΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ извСстно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ эмоции Π² 1,5 Ρ€Π°Π·Π° ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Π° ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ Π² 10 Ρ€Π°Π· ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ усвоСниС младшим школьником ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° [35].

ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠΌ условия, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… происходит ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму воспитания [2]:

  • 1) осознаниС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — Π½Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ, Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ цСлостного Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°;
  • 2) чСткая вСрбализация ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΌ, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ Ρ‚. Π΄.) ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ возрастного, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, личностного, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°;
  • 3) Π²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ сотрудничСства, содСйствия, постановки пСрспСктив, создания ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ высокого уровня трудностСй, высоконравствСнной атмосфСры, ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ совмСстной ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ творчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • 4) систСматичСская фиксация ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…, ΠΈ Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ воздСйствия, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Π½Π΅ΠΌ происходят ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, воспитаниС — это Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ пСдагогичСскоС воздСйствиС Π½Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ общСчСловСчСских ΠΈ ΠΎΡ‚СчСствСнных цСнностСй посрСдством создания ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… условий, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΅Π³ΠΎ самоактуализации ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ воспитания связана с ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ общСствСнной ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, которая направляСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, содСйствуя осознанному ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… цСнностСй, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. БпособствуСт Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ воспитания выявлСниС психологиСй Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² развития личности, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Π΅Π΅ ΡΡ‚ановлСния Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастных этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ