Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников
Поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общении, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы научиться, а другой — чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать. Посмотрим: маленький человечек появился на свет. Он сразу включается в общение со своими родными и близкими… Читать ещё >
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение, погруженное в общение
Обучение и общение… Совместимы ли эти явления? А может быть они мешают друг другу?
Кто-то недоверчиво покачает головой: разве можно в обучении обойтись без общения? Всё в школе опирается на взаимоотношение учителя и учеников. Верно, но всё же общение может помогать, а может затруднять обучение. Представьте ситуацию, когда учитель озабочен только одним — установить доброжелательные отношения с учеником. В этом случае обучение ведется в «легкой, непринужденной обстановке», но учебные результаты часто оказываются неудовлетворительными.
К сожалению, в школе часто встречается и другая картина: учитель, стремясь передать своим воспитанникам, определенные знания и умения, «жмет и давит» на своих учеников изо всех сил и не обращает внимания на трудности в общении. Но если лет 10−15 назад на такой стиль общения и обучения закрывали глаза, то сегодня изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль педагога в обществе, и отношение учеников и родителей к вопросу о том, чему и как сегодня учат в школе.
У психологов конца 1980;1990 г. г. актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Они пришли к заключению, что все развитие человеческой культуры убеждает в опасности возвеличивания «эго» одного человека. Личность формируется только в общении, поэтому каждому человеку приходится строить свою жизнь с учетом действий других людей. Это касается и игры, и труда, и обучения.
Поэтому так остро сегодня стоит вопрос о смене самой формы обучения с жесткой, авторитарной на обучение, погруженное в общении, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы научиться, а другой — чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать. Посмотрим: маленький человечек появился на свет. Он сразу включается в общение со своими родными и близкими. Правда, отдавать то, что он получает в этом контакте, малыш научится чуть позже — сначала улыбкой, потом гудением, потом словами… Ребенок испытывает самую настоящую потребность в общении со своими родителями, особенно с мамой. Есть у дошкольника потребность и в общении со сверстниками.
Проходит время, наш малыш подрастает и с волнением переступает порог школы. В жизни первоклассника происходят значительные перемены: с одной стороны, днем никто не укладывает спать, а с другой — нужно каждый день делать домашние задания; с одной стороны — оказывается, я — умный, потому что я уже умею читать, а с другой — мама ругается, когда видит мои прописи.
Меняется жизнь ребенка, и изменяются его приоритеты в общении. Это явственно ощущают мамы, особенно в тот момент, когда ребенок заявляет: «Ты неправильно говоришь, мама! Учительница сказала пропустить четыре клеточки, а не две!».
Знание пиков приоритетов в общении в том или ином возрасте дает возможность внимательным родителям, грамотным педагогам находить верную стратегию общения и во многом избежать конфликтных ситуаций.
Между психологами и педагогами идут споры по поводу того, действительно ли общение является ведущей деятельностью в подростковом периоде. Причем психологи утверждают, что ведущая роль принадлежит общению, а педагоги настаивают на учении. 20].
Если спросить: «нужны ли клубы общения?», то получить можно самые разные ответы. Одни скажут: да, потому что в наши стремительные дни людям часто не хватает времени, чтобы общаться. Другие: зачем нужны какие-то клубы, когда общаться можно когда и где угодно. И все они правы: одни испытывают потребность в общении с людьми, другие — нет.
Цель клуба общения, прежде всего, заключается в том, чтобы создать ребенку условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:
- — снимался страх перед самостоятельным высказыванием;
- — развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- — прививает навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
- — формируется умение ценить свою и чужую работу;
- — закрепляет чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т. д. Так ребенок узнает себя как партнер по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Большинство занятий строится в игровой форме. К такому виду оказываются готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать себя в условно-импровизационной ситуации. Однако игровая ситуация вносит определенные коррективы в построение общения по предложенным блокам — информационный, интерактивный, перцептивный. Прежде всего, это касается условности, которая и составляет основу любой игры. Условность проявляется и в самом выделении особых блоков общения, а также и в подборе игр.
Блоковая структура в работе клуба общения — информация — взаимодействие — восприятие — позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.
Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и поэтому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений. 21].
Психологи выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.) и с помощью умозаключений. Часто эти два пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.
Под сохранением информации, прежде всего, понимается умение удержать полученную информацию. В процесс сохранения и переработки включаются все компоненты: восприятие, память, воображение, мышление.
Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т. е. в том, в котором она была получена. При активном — «текст» подвергается определенным изменениям.
Успешное воспроизведение и передача зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К ним относят: речь, письмо, жесты, мимику и пантамимику, параи экстралингвистические системы (интонация, паузы и др.) и даже систему организации пространства общения (комфортность, степень доверия и т. д.).
Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их.
Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:
- 1) Содействие — действия, эффективно способствующие достижению результатов;
- 2) Противодействие — несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия;
- 3) Бездействие — уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности. 22]
Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий. Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.
Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов. Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.
Эти игры помогают человеку:
- — лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;
- — найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии;
- — развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения;
- — развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: «Понять — значит простить, простить — значит — принять». Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми (и детьми), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть — во всем согласными с нами.
В перцептивной стороне общения необходимо выработать умение понять и принять сначала самого себя, а затем и других. Именно такой подход и заложен в самых разнообразных тренингах по общению.
В задачи тренинга входит:
- — развивать уважение и самоуважение;
- — преодолевать внутреннее беспокойство;
- — учиться поддерживать друг друга;
- — уметь доверять и доверяться;
- — преуспевать без соперничества;
- — верить, что все это необходимо и в школе;
Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются идентификация, или уподобление (делай, как Он — поймешь, какой Он), и рефлексия, т. е. стремление осознать, как воспринимается он не только с тобой, но и с другими людьми. Вот почему большинство игр имеет похожую форму: на первом этапе участник работает индивидуально, а затем включается в общее обсуждение предложенных вопросов: узнает и предлагает себя, признает и принимает других. 23].