Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Особенности лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи на современном этапе, исследования многих ученых основываются на различных подходах, имеют большое значение и занимают определенное место в коррекционно-развивающей процессе. В частности, психолингвистический подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов речи и анализаторных… Читать ещё >

Введение. Особенности лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Речевая деятельность занимает особое место в системе психических процессов личности. Будучи фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Нарушение речевой деятельности могут иметь негативные последствия, речевые дефекты ограничивают коммуникативные возможности субъекта, замедляют развитие личностных качеств, затрудняющих его социальную адаптацию (Л. С. Выготский[11], А.Н. Леонтьев[24], А. Р. Лурия[29], Е. Ф. Соботович [44]и др.).

В связи с тем, что в наше время в РФ растет количество детей с нарушениями в развитии речи, содержание и методика коррекционной работы с ними приобретает особую значимость. Психолого-коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе, формирование познавательной активности, поэтому старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным к развитию и коррекции речи.

Решая проблемы коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи на современном этапе, исследования многих ученых основываются на различных подходах, имеют большое значение и занимают определенное место в коррекционно-развивающей процессе. В частности, психолингвистический подход в своей основе учитывает онтогенез речи, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов речи и анализаторных структур. Этот подход к изучению и коррекции речевой функции позволяет исследовать специфику несформированности языковой системы, выявить особенности усвоения детьми всех языковых закономерностей с выделением семантического компонента как одного из ведущих в овладении знаниями и умениями, связанными с речевой действительностью (Л. С. Выготский[11], А.Н.Гвоздев[12], Н. П. Деревянко [15], Е. Ф. Соботович[44] Н. В. Уфимцева[49], А. М. Шахнарович[58], Н. М. и др.), а также грамматического и фонологического компонентов лингвистической компетенции (А. Р. Лурия[29], А. Н. Леонтьев[24], Е. Ф. Соботович[44], А. М. Шахнарович [58]и др.).

Однако проблеме развития лексико-семантической стороны речи детей шестилетнего возраста с ОНР в современных психолого-педагогических исследованиях уделено недостаточно внимания, отдельно выполнены исследования носят фрагментарный характер.

Изучение лексико-семантической стороны речи связано с общей системой знаний и представлений ребенка, с закономерностями фиксаций этих знаний в языковом коде, с особенностями восприятия окружающей действительности, возможностями памяти ребенка, общим развитием его познавательной активности.

Сложность, многогранность и недостаточная изученность и обусловили выбор темы данного исследования «Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования: речевое развитие старших дошкольников с ОНР III уровня Предметом данного исследования является коррекция лексикосемантические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Цель исследования: изучить особенности лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать программу ее формирования.

Согласно цели были определены следующие задачи:

  • 1 .Провести анализ развития речи в онтогенезе
  • 2 .Раскрыть понятие ОНР и определить особенности речевого развития дошкольников с ОНР
  • 3. Осуществить теоретический анализ научных источников по проблеме развития лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР
  • 4. Провести изучение лексико-семантической стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня
  • 5. На основании полученных результатов разработать систему упражнений с целью коррекции лексико-семантической стороны речи.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование упражнений, направленных на совершенствование количественных и качественных характеристик словарного запаса старших дошкольников с ОНР, обеспечит формирование лексико-семантической стороны их речи.

Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: ДОУ «№ 106» комбинированного вида, г. Москва. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой