Особенности поручений.
Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов
Основными методическими приемами, применяемые для организации поручений являются показ приемов работы, объяснение, напоминание, указание, уточнение, замечание, наблюдение за деятельностью других детей. Однако, для формирования самостоятельности детей, необходимы так же и дидактические игры: «У нас порядок», «Назови птицу», игровые приемы: «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить… Читать ещё >
Особенности поручений. Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поручения, применяемые для формирования самостоятельности детей третьего года жизни, имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, стремлением к самостоятельности.
В практике воспитательной работы с детьми третьего года жизни особенно распространены индивидуальные поручения. Так как научить одного ребенка легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.
Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
Наблюдения показывают, что большинство детей третьего года жизни при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому правильное руководство деятельностью детей при выполнении поручений является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности, самостоятельности.
На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми трех лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.
Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так, скажем, если раньше, в процессе формирования умений дети выполняли поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением воспитатель постоянно увеличивает круг дел. Аналогичные задания дети выполняют на участке детского сада, в раздевальной комнате.
Содержание поручений для формирования самостоятельности детей третьего года жизни в помещении:
- — расставить игрушки;
- — расставить книжки;
- — разложить на столы некоторые материалы к занятиям;
- — убрать мусор в корзину;
- — расставить стулья в групповой комнате, в зале;
- — разложить отточенные карандаши;
- — собрать со столов кисточки после занятия;
- — собрать обрезки бумаги со столов после занятия;
- — убрать строительный материал;
- — протереть игрушки, столы влажной тряпкой;
- — переодеть кукол;
- — помочь сверстникам убрать игрушки;
- — помочь товарищу застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки;
- — полить растения;
- — посадить лук.
Содержание поручений для формирования самостоятельности детей третьего года жизни на участке:
- — собрать игрушки перед уходом с прогулки;
- — полить песок из леек;
- — подмести в домике и прочих постройках;
- — собрать мусор;
- — сгрести листву, сносить ее в ведрах в кучу;
- — смести снег со скамеек, построек;
- — собрать снег в кучу;
- — расчистить небольшой отрезок дорожки;
- — сажать луковицы тюльпанов, гладиолусов;
- — полить клумбы;
- — собрать срезанную траву, высохшие растения;
- — покормить птиц;
- — собрать природный материал.
Основными методическими приемами, применяемые для организации поручений являются показ приемов работы, объяснение, напоминание, указание, уточнение, замечание, наблюдение за деятельностью других детей. Однако, для формирования самостоятельности детей, необходимы так же и дидактические игры: «У нас порядок», «Назови птицу», игровые приемы: «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убрать строительный материал и т. д.», занятие «Посадка лука», сюжетно-ролевая игра «Семья», которые будут способствовать лучшему усвоению детьми навыков самостоятельности.