Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования
Большое распространение не только за рубежом, но и в России получила дидактическая система французского педагога С. Френе (1896−1966), создавшего оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей. Основой учебного процесса в школе Френе является создание учащимися так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они… Читать ещё >
Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Поскольку отечественная дидактика развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, поэтому необходимо рассмотреть те зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современными тенденциями развития отечественного образования. К таким системам относят дидактическую систему Сократа, систему Монтессори, принципы Вальдорфской школы, систему Френе.
Древнегреческий философ и педагог Сократ (469−399 гг. до н.э.) путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашел отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического. Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их «передачи». В своих беседах Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения" «Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого — другое. Ничье мнение не бывает ложным…». «Я знаю, что ничего не знаю» — начальная эвристическая формула Сократа, которого можно считать основоположником эвристического обучения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении отношения между знанием и незнанием:
Традиционный ориентир обучения — перевод незнания в знание: дать знания, получить знания — эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя.
В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знания, ученик сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания. Образование становится механизмом самодвижения.
В этих двух противоположных дидактических подходах заложена принципиально новая система образования.
Большое распространение не только за рубежом, но и в России получила дидактическая система французского педагога С. Френе (1896−1966), создавшего оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей. Основой учебного процесса в школе Френе является создание учащимися так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Традиционные учебники в школе отсутствуют, а вместо них действует система карточек, содержащих математические задачи и грамматические упражнения. Чтобы не травмировать психику детей, оценки в школе Френе не выставляются, а вместо них существует система поощрений. Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Недостатком системы Френе является отсутствие последовательности в изучении материала, в то же время отдельные элементы системы используются в современных школах (система карточек). В целом, школа Френе предвосхитила новые дидактические системы.
Популярной в России является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори (1861−1952). Система Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет. В основе системы лежит многообразная практическая деятельность детей со специально подготовленным дидактическим материалом. Активная роль учителя отрицается, преобладают методы автодидактики. Главный принцип дидактической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В России широко используются материалы из системы Монтессори для природосообразного обучения детей в детском саду и начальной школе.
Развитие и образование человека как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер рассматривал основатель Вальдорфской школы Р. Штайнер (1861−1925). Задача вальдофской педагогики — воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Особенности вальдорфской дидактики заключаются в следующем:
Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов.
Изучение объектов как наделенных душой вещей.
Использование принципов дуализма как учения признающего равноправие и противоречие двух начал.
Учет жизненно биологических ритмов ребенка, чередование противоположных видов деятельности.
Природосообразность и отрицание шаблонов.
Таким образом, охарактеризованные дидактические системы, хотя их разделяют огромные временные расстояния, основаны на общих принципах: природосообразности, личностно-ориентированном подходе и творческой направленности обучения и во многом отражают принципы современной отечественной дидактики.