Выхожу один я на дорогу
Итак, поговорим о вашем ощущении соответствия. Сами по себе ролевые правила безлики, они обращены к любому, кто занимает данную социальную позицию (тьютор). Но, если социально-ролевое поведение человека расходится с ожиданиями других людей, если человек плохо вы; Выделим ключевое понятие — роль. В Модуле 3 рассматривали подход к роли тьютора с точки зрения выполняемых им функций и задач. В данном… Читать ещё >
Выхожу один я на дорогу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- • Психологическое соответствие
- • Мимолетный взгляд
- • Гарантии социальной роли
- • Хочу, но не должен
Психологическое соответствие
Возможно, вас удивило название этого раздела, поскольку ранее мы убеждали вас в том, что вы не одиноки, что вы — часть большой и дружественной вам организации, что вы находитесь в центре множества связей … и вдруг — я один! Как это понимать? Фразы «быть одному» и «быть одиноким» содержат с психологической точки зрения разный смысл. Действительно, с обучающимися вы оказываетесь наедине, но весь процесс подготовки к тьюторской деятельности был направлен на то, чтобы сформировать у вас ощущение множественности себя, устойчивости позиции.
Пройдем еще раз изученный ранее материал, «пропуская его через себя», чтобы вы смогли самоопределиться в своей нынешней позиции, которая, мы надеемся, качественно изменилась к данному моменту.
Выделим ключевое понятие — роль. В Модуле 3 рассматривали подход к роли тьютора с точки зрения выполняемых им функций и задач. В данном модуле мы продемонстрируем многообразие тьюторского репертуара, представим игровые приемы и особенности групповой работы.
В психологии роль'1 — не просто метафора. Она означает, что в сходных социальных обстоятельствах различные по своим индивидуальным особенностям люди ведут себя одинаково, как бы выполняя заданные роли, реализуя внешние и внутренние стереотипы поведения, соответствующие в данный момент конкретному социальному положению. Обратите внимание: выполнение роли требует от человека не только внешнего, но и внутреннего психологического соответствия.
Итак, поговорим о вашем ощущении соответствия. Сами по себе ролевые правила безлики, они обращены к любому, кто занимает данную социальную позицию (тьютор). Но, если социально-ролевое поведение человека расходится с ожиданиями других людей, если человек плохо вы;
17 Понятие роли было введено в начале XX века американским философом и психологом Джорджем Гербертом Мидом (George Herbert Mead).
полняет свою роль, то к нему применяют санкции. Они могут быть как административными (штраф, взыскание, увольнение), так и непосредственным эмоциональным выражением неодобрения, насмешки, угрозы или игнорирования. Может ли случиться так, что человек блестяще знает свою роль, умеет ее показать, но реализовывать ее в конкретном воплощении у него не получается? Да, такое встречается нередко, когда человек по тем или иным причинам не может быть тем, кем он себя предъявляет другим.
Роли всегда парные, то есть предполагают наличие, как минимум, двух человек. Тьютор может проявить себя только в том случае, если у него есть обучающиеся.
Насколько успешно вы будете играть свою роль зависит и от игроков другой стороны — обучающихся, от вашего понимания и принятия их роли. В этом модуле вам были предложены некоторые приемы изучения людей, исполняющих роли обучающихся. Таким образом, вам известны взаимные ролевые ожидания как тьютора, так и обучающихся.
Известно вам и то, что в системе межличностных отношений на долю тьютора в соответствии с его ролевым статусом выпадает доминирование.
До сих пор его деятельность рассматривалась с позиции равенства, партнерского сотрудничества, предусматривающего разделение ответственности с обучающимся. И это действительно так, но социальные роли неравны, а главное, не равны их конкретные носители — люди.