Введение.
Изучение безопасности жизнедеятельности в детском учреждении посредством дидактических игр
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем — то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. Задача педагогов и родителей… Читать ещё >
Введение. Изучение безопасности жизнедеятельности в детском учреждении посредством дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
безопасность жизнедеятельность дошкольник игра Общеизвестно, что дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной, так как в современных условиях необходима тщательная подготовка детей к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Осознавая свою ответственность за судьбы будущих поколений, правительство нашей Республики Беларусь считает обучение подрастающей смены основам безопасной жизнедеятельности важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Изменение направления в работе белорусского образования в сторону сохранения и укрепления здоровья детей и обеспечения безопасности их жизнедеятельности послужило основанием для пересмотра содержания образования — конкретного ответа на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. В свою очередь это привело к тому, что в 2004 году был введен непрерывный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В основу курса положена формула «триады» — система безопасности «природа — человек — общество»: выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия ее составляющих и определяются способы и направления противодействия этому процессу.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем — то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Исследованиями в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также разработкой соответствующих дидактических игр занимались: М. А. Котик, Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, В. Н. Мошкина, Антюхин Э., Сулла М.
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.
С середины прошлого века дидактическая игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных психологов и педагогов подчёркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.
Основополагающим является положение о том, что игра в дошкольном возрасте является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание, усваиваются первые знания, умения и навыки. В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский, подчёркивая, что «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же сознаниями». Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она рассматривала игру как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Е. И. Тихеева обращала внимания внимание педагогов на необходимость руководить играми дошкольников. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детских садах содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт собственностью жизнью, на своём опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».
Педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что дети стали менее самостоятельными, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не всегда умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
ОБЪЕКТОМ данного исследования являются знания по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
ПРЕДМЕТОМ данного исследования является дидактическая игра как средство формирования у старших дошкольников знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
ГИПОТЕЗА — Если систематически и целенаправленно использовать дидактические игры в обучении старших дошкольников, то можно достичь более высоких результатов в формировании основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
ЦЕЛЬ — изучить эффективность использования дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
- · определить особенности формирования у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности;
- · изучить сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников;
- · проанализировать методику организации и руководство дидактическими играми;
- · провести исследование, направленное на формирование у старших дошкольников безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр.
МЕТОДЫ исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование родителей, анализ педагогической документации, педагогический эксперимент, наблюдения за дидактическими играми детей, изучение программной документации.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе в ГУО № 9 г. Шклова.