Роспись и ее особенности.
Форма подноса
Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции, но королева цветов — роза сохранилась до сих пор. Сегодня многие начинающие художники делают это с помощью гелевых стержней, и линии получаются тонкими, аккуратными и изящными. Мастера XXI века чаще всего используют традиционные формы — круглую, прямоугольную и овальную (Приложение № 7… Читать ещё >
Роспись и ее особенности. Форма подноса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой — роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой — композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков (приложение № 6).
Цветочные букеты составлялись из трех крупных роз разных по форме — желтой, бело — розовой и красной, темных листочков и травок. Если поднос состоял из разных разделов, которые назывались секторами, то в них тоже писались цветочки, но немного иной формы и поменьше. По краю подносы часто украшались цветочными гирляндами или орнаментом-узором.
Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции, но королева цветов — роза сохранилась до сих пор.
Краски тагильской росписи яркие, сочные, золотисто-белые, сине-голубые, оранжево-красные, изумрудно-зеленые. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера использовали нежные оттенки фона — голубо-синие, зеленые или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (подкопченные на свечке), но гладкое черное зеркало подноса было и остается любимым во все времена.
В старину тагильчане придумали особый способ украшения фона, который назывался «поддув», для чего на лист бумаги насыпали немного металлического порошка и сдували его на сырую краску фона, легкий порошок создавал на поверхности таинственную мерцающую игру, а букет на таком подносе выглядел по-особому привлекательным и нарядным[29 ;12].
Широко было распространено в Тагиле украшение металлических подносов золотными узорами — геометрическими и растительными. И такое красивое сочетание золотного узора с красочными цветочно-ягодными мотивами превратилось в особенную местную традицию. Делалось это с помощью специальных шаблонов — «трафареток». «Трафаретки» делали остро заточенными ножами из тонкой плотной бумаги.
Узоры и орнаменты в виде «солнышек», «цветочков», «витых веревочек», «цепочек», «рябинок» и «веточек» использовались для украшения бортиков подноса, внутренних обрамлений фона, деления подноса на сектора.
Часто создавались подносы, на которых не было букета, а его чистое зеркало украшалось по краям лишь геометрическим или растительным орнаментом, нанесенным золотой или серебряной краской по трафарету.
Сегодня многие начинающие художники делают это с помощью гелевых стержней, и линии получаются тонкими, аккуратными и изящными.
Золотный трафаретный орнамент — еще одна отличительная особенность тагильского подноса и его давняя традиция. Но современные мастера росписи по металлу им почти не пользуются, декоративный ажурный геометрический и травный узор выводятся ими от руки.
Формы у подносов были разные, как и размеры. Создавались даже подносы — скатерти, подносы в размер стола, круглые и овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные, гитарообразные и даже треугольные, для таких же по форме столиков. Каждая форма диктовала свою цветочную композицию и мотив, свое украшение бортиков.
Мастера XXI века чаще всего используют традиционные формы — круглую, прямоугольную и овальную (Приложение № 7).
Последовательность выполнения тагильской росписи[25; 31].