Средства коллективной деятельности
Для определения следующей функции перечислим ряд средств, которые используются на занятиях в любительском танцевальном коллективе. Это — тренировочная форма, сценические костюмы, станок («палка»), зеркала в классе, комнаты для переодевания, лейка для полива пола и т. д. Для чего все это? Зачем, допустим, любительскому коллективу сценические костюмы? Для концертного выступления. Получается, что… Читать ещё >
Средства коллективной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Средство — это то, что используется руководителем и участниками любительского хореографического коллектива для достижения целей совместно проводимой работы. Например, когда руководитель на занятии дает задание участникам исполнить какое-либо танцевальное движение, он использует слова, голос, интонацию, мимику, пластику, взгляд и т. д.
Палитра средств педагогического воздействия многообразна. По существу всё или почти всё может служить средством. Но средства используются не только со стороны руководителя. Участвуя во взаимодействии, воспитанники тоже, со своей стороны, используют определенные средства. У них работает опорно-двигательный аппарат, они тратят энергию, силы, эмоции и т. д.
Можно ли обойтись без средства в коллективной деятельности? Вопрос риторический. Можно, конечно, рисовать пальцем на воде, но что из этого выйдет! Речь может идти лишь о качестве того или иного применяемого средства, как со стороны руководителя, так и со стороны участников.
История хореографического искусства — это по существу история развития средств многовековой совместной творческой деятельности людей. В любительстве, в передаче танцевальных знаний, умений, навыков то же самое. Все, что достигнуто предшествующими поколениями, зиждется на эволюции средств танцевального взаимодействия лидеров и руководимых ими рядовых участников.
Средство призвано улучшать результативное качество танцевальной деятельности. Естественно, возникает вопрос, каким образом средство влияет на процесс и качество проводимой работы? Другими словами, какие функции несет в себе средство коллективной деятельности?
Руководитель ищет средство, когда возникает необходимость опереться на наглядный образ, когда участникам надо проиллюстрировать явление, о котором идет речь. Слова пусты, и если за ними в сознании участников не возникнет предметно-чувственной картинки, то многое для них останется непонятным. Таким образом, используемое руководителем средство выполняет наглядно-иллюстративную функцию. Оно помогает обеспечивать активность чувственного и опорно-двигательного аппарата участников: они видят, слышат, ощущают, двигаются.
Даже если участникам знакомо движение и, казалось бы, нет нужды обращаться к наглядной опоре, все равно для активизации восприятия как базы их танцевального, действенного мышления целесообразно поискать дополнительное средство. Средство увеличивает возможности педагогического воздействия (со стороны руководителя) и эффективность встречного действия (выполняемого участниками). Оно может уточнять темпоритм исполняемых движений.
Руководитель, например, щелчками пальцев иногда подчеркивает музыкальный метр, помогая участникам точнее (музыкальнее) исполнять движения. Средство может оказывать помощь для привлечения внимания. Руководитель, хлопнув в ладоши, останавливает танцевальное действие, чтобы сделать замечание и высказать необходимые рекомендации участникам. Средство довольно часто увеличивает силу педагогического воздействия. Это происходит, например, когда руководитель подходит к какому-нибудь участнику и, поправляя у него положение руки или ноги, помогает ему в исполнении движения. Все это свидетельствует о том, что кроме наглядно-иллюстративной функции средство выполняет еще и определенную инструментальную функцию в коллективной творческой деятельности.
Для определения следующей функции перечислим ряд средств, которые используются на занятиях в любительском танцевальном коллективе. Это — тренировочная форма, сценические костюмы, станок («палка»), зеркала в классе, комнаты для переодевания, лейка для полива пола и т. д. Для чего все это? Зачем, допустим, любительскому коллективу сценические костюмы? Для концертного выступления. Получается, что средство в данном случае показывает направление деятельности коллектива. Посторонний человек, не зная, чем занимается коллектив, но, увидев его сценические танцевальные костюмы, может догадаться, что участники данного коллектива занимаются танцами и время от времени выступают на сцене. То есть средству присуща еще и оформительская функция. Оно как бы оформляет внутреннее наполнение коллективной деятельности, определяет восприятие его направленности со стороны наблюдателей.
В отдельных коллективах существует традиция время от времени проводить, если можно так выразиться, внерепетиционные (или, как сейчас говорят, корпоративные) мероприятия, например дискотеки, вечеринки, именины, совместные чаепития. После занятия руководитель, допустим, приглашает участников на чай, подходит к каждому и говорит примерно следующее: «Я приглашаю тебя на чай, хочу поговорить с тобой и твоими друзьями…».
Каждое отдельное средство может реализовать все функции одновременно. Вместе с тем оно вольно или невольно влияет на социально-психологический климат в коллективе, привносит определенное отношение, окрашивает его чувством, эмоцией. Одно дело, когда руководитель просто рассказывает о будущей постановке. И совсем другое, когда тот же рассказ дополняется прослушиванием музыки, показом эскизов костюмов, отдельными фрагментами танцевального текста. Таким образом, средство выполняет еще и психологическую функцию.
Отбор средства производится руководителем по принципу оптимальности. А оптимально то средство, которое способно одновременно реализовать все функции — быть наглядным образом явления, служить оформительской основой, благотворно влиять на повышение психологической атмосферы коллектива.